В понятие «образованная личность» каждая эпоха вкладывала свое содержание, однако всегда оно основывалось на способности человека к активному усвоению накопленных знаний и опыта. Измерение уровня образования населения осуществляется при проведении переписей населения, в ходе обычных опросов.
Среди показателей образовательного уровня наиболее важны доля грамотных, доля лиц, имеющих среднее (полное или неполное), среднее специальное и высшее образование.
В дореволюционной России, по данным первой Всероссийской переписи населения 1897 года, на территории Тверской губернии неграмотные составляли три четверти всех жителей, среди горожан – 47%, в деревне – 78%. Вместе с тем по грамотности населения Тверская губерния занимала одно из первых мест среди других губерний и областей Российской Империи. Грамотных обоего пола во всей губернии было 24%, среди сельского населения – 22%, среди городского населения – 53%.
Наиболее грамотным было население двух центральных уездов – Новоторжского и Тверского, наименее грамотным – население в двух юго-западных уездах – Осташковском и Ржевском. Наиболее грамотное женское население было в Корчевском, Калязинском и Тверском уездах. В городе Твери грамотные составляли 54%, в том числе среди мужчин – 64%, женщин – 42%.
Среди населения в возрасте 15 лет и старше грамотные составляли 28% населения, среди мужчин – 50%, женщин – 12%.
Во всей губернии имели среднее образование 1,9% населения в возрасте 15 лет и старше (в том числе 3,7% населения мужского пола и 0,5% женского пола), высшее – 0,1% (в том числе 0,2% населения мужского пола и 0,01% женского пола).
Крупным достижением послеоктябрьского периода явились быстро и решительно принятые меры по введению в стране всеобщего обязательного образования (вначале 7-летнего, позже – 10–11-летнего) и широкая кампания по обязательному обучению основам грамоты всего взрослого населения до 50 лет («ликбез»).
Итоги образовательной политики государства, достигнутые к началу 1960-х годов, подвела Всесоюзная перепись населения 1959 года. Ее результаты показали, что в целом проблема грамотности населения Тверской области была решена. Численность лиц, имеющих высшее образование, за период с 1939-го по 1959 год увеличилась в 2,7 раза (в городской местности – в 2,9 раза, сельской – в 2,3 раза) и составила более 22 тыс. человек, или 2% населения в возрасте 15 лет и старше. Численность населения, имеющего незаконченное высшее, среднее специальное и среднее образование, за эти годы возросла в 2,6 раза (в городской местности – в 2,7 раза, в сельской – в 2,4 раза) и составила более 441 тыс. человек, или 33% населения старше 15 лет.
Достаточно высокая степень грамотности населения не означала, однако, что в целом неграмотность полностью ликвидирована, в области оставалась часть населения, особенно в селах, прежде всего среди женщин, не умевшая ни читать, ни писать.
В связи с этим в 1960-е годы была поставлена задача перехода к всеобщему среднему образованию. Характерной чертой этого периода стал рост почти в 2 раза числа средних общеобразовательных школ (на начало 1950/51 учебного года – 137, на начало 1980/81 учебного года – 265).
Вместе с тем, поскольку производству требовались хорошо обученные профессионалы, была расширена сеть учебных заведений профессионального образования (на начало 1960/61 учебного года – 33 учреждения среднего профессионального образования, на начало 1980/81 учебного года – 39). За эти годы прием в высшие учебные заведения увеличился в 2,5 раза, средние специальные – 1,7 раза. Эта тенденция стала господствующей в образовательной политике государства.
В 1979 году по сравнению с 1959 годом наблюдался значительный рост удельного веса лиц с высшим, средним специальным и средним общим образованием. Удельный вес лиц в городской местности с высшим образованием возрос в 2,8 раза, средним специальным – в 2,1 раза, средним общим – в 2,6 раза. Рост образовательного уровня в сельской местности составил, соответственно, 2,4 раза, 2,0 раза и 3,1 раза. Рост образовательного уровня сельчан позволил сократить разрыв в уровне среднего образования между городом и селом.
Различия в образовательном уровне мужчин и женщин продолжали сохраняться. Высшее образование к 1979 году имел каждый 15-й мужчина и каждая 19-я женщина; среднее специальное образование, соответственно, – каждый 9-й и каждая 7-я.
Период 1960-х – 1970-х годов был одним из наиболее плодотворных в развитии отечественного образования. Переход ко всеобщему среднему образованию, открытие новых средних и общих специальных учебных заведений самым благотворным образом сказались на повышении образовательного уровня населения. В 1979 году среднее образование имела почти половина жителей области (44%) в возрасте 15 лет и старше. Удельный вес лиц, имевших законченное высшее образование, увеличился в 3,4 раза и составил 6% населения в возрасте 15 лет и старше.
На современном этапе развития общества дальнейший прогресс невозможен без повышения образовательного уровня населения. Итоги переписей населения показывают, что образовательный уровень населения неуклонно растет. При сокращении численности населения Тверской области в возрасте 15 лет и старше за период с 1989-го по 2010 год на 12% численность дипломированных специалистов, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, возросла в 1,5 раза.
За период с 1989-го по 2010 год более всего увеличилось число лиц, имеющих среднее профессиональное образование. За этот период оно возросло на 111 тыс. человек, тогда как число имеющих высшее профессиональное (включая послевузовское) – на 84 тыс. человек, а число лиц, имеющих начальное профессиональное, уменьшилось на 100 тыс. человек.
Наибольший удельный вес (29%) имеющих высшее профессиональное образование (в расчете на 1000 населения рассматриваемой возрастной группы) приходится на возрастную группу 25–29 лет; имеющих среднее профессиональное образование (46%) – на население в возрасте 40–44 года, имеющих начальное профессиональное (9%) – 18–19 лет.
Удельный вес лиц, имеющих диплом об окончании высшего или среднего профессионального учреждения, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года по Тверской области, среди женщин составил 56%, мужчин – 49%, при этом имеющих начальное профессиональное образование, соответственно, 5% и 9%.
Уровень образования городского населения выше, чем сельского. На каждую 1000 населения в возрасте 15 лет и старше приходится специалистов с высшим и средним профессиональным образованием в городской местности 585 человек, в сельской – 383 человека. Среди живущих на селе велик удельный вес имеющих начальное профессиональное образование. Данный уровень образования на селе имеет каждый 10–11-й, тогда как среди городских жителей – каждый 19-й.
Причин в различии уровня образования жителей городской и сельской местности много. Основными можно назвать следующие:
– размещение именно в городах крупных промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов, высших и средних специальных учебных заведений, способствующих большому насыщению городского населения лицами с более высоким уровнем образования;
– различие в возрастной структуре населения города и села. Для сельского населения характерна повышенная доля лиц пожилого возраста, которые имеют, как правило, более низкий уровень образования.
Среди городских округов области наиболее высокий уровень образования в городе Твери. На каждую 1000 населения в возрасте 15 лет и старше, указавших свой уровень образования, здесь приходится 653 человека, имеющих диплом высшего или среднего профессионального образования, тогда как в городе Вышний Волочек – 502 человека. Среди муниципальных районов лидируют Осташковский и Удомельский районы.
Темпы роста уровня образования жителей Тверской области в последний межпереписной период (1989–2010 годы) были выше, чем в среднем по России. Если в среднем по России в расчете на 1000 населения в возрасте 15 лет и старше число лиц, имеющих профессиональное образование, возросло на 43% (с 452 до 648 человек), то в среднем по Тверской области оно увеличилось на 47% (с 429 до 629 человек). Но, как показали итоги ВПН – 2010, среди субъектов Центрального федерального округа наша область по уровню образования населения занимает предпоследнее место.
Возможности повышать свой образовательный уровень у населения Тверской области достаточно широки. В соответствии с федеральным законом «Об образовании» в области реализация основных профессиональных образовательных программ осуществляется в государственных, муниципальных и частных образовательных организациях, где можно получить среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программам подготовки специалистов среднего звена, а также высшее образование по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, дающее право работать в различных областях экономики.
На начало 2016/2017 учебного года на территории области действовало 8 государственных и 4 частные образовательные организации высшего образования, имеющие лицензию на осуществление образовательных программ высшего образования (бакалавриата, специалитета, магистратуры), в которых обучалось 25,8 тыс. студентов, и 59 государственных и 1 частная профессиональных образовательных организаций, имеющих лицензию на осуществление программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, в которых обучалось 24,5 тыс. студентов.