Юным «Карповым» и «Каспаровым» – зелёный свет!

Своего рода «пятилетка» по образовательным задачам для Тверского региона с 2019 по 2024 годы претерпела изменения. Областные власти пересмотрели бюджет и выделили на шахматный спорт свыше пяти миллионов рублей. Теперь в школах города появятся шахматные секции, в которых будет всё необходимое для шахматной партии, а также квалифицированные учителя. Глава области И.М. Руденя прокомментировал это решение:

«Нас хвалит сам Карякин, видная персона шахматного мира. А точнее – наши юные дарования. И с нашей стороны будет преступлением, если мы не посодействуем молодым цепким умам, не поможем раскрыться, «зароем в землю» их интеллектуальный потенциал. Для кого-то это станет «гимнастикой для ума», для кого-то хобби на всю жизнь, и кто знает, вдруг это решение подарит миру, как минимум одного гроссмейстера, а то и не одного!».

Ранее упомянутый шахматист в речи губернатора уже посещал тверское мероприятие, где сразился одновременно с двадцатью самыми сильными спортсменами региона и побеседовал с ними лично.

Сергей на встрече поделился своей позицией. Развитие успеха шахматного спорта он видит во введении занятий по шахматам в курс общеобразовательной школьной программы. Т.к. есть статистика по азиатским странам, где можно провести прямую связь между данным решением и стремительным ростом успехов данной дисциплины в стране. Российские регионы, где было применено данное новаторское решение, также имеют подтверждение этой мысли.

Данным инициативам активно способствуют законодательные инициативы и проекты. К концу 20-х годов в планах Минобразования привлечь к занятиям спортом в школьных секциях не много – не мало, а треть учеников. Планы до 2024 года куда скромнее – всего 15 процентов.

Шахматная лига на данный момент имеет очень малый процент вовлеченности учеников. Их количество на уровне статистической погрешности. Но опытные тренеры прогнозируют результат в 5-6 процентов по итогам первого же года реформы. Это объясняется несколькими причинами:

• Логическая – на каждый класс уж точно найдётся один, а то и два любознательных юных «стратега», которых дисциплина захватит с головой;

• Доступность – для проведения занятий не требуется дорогостоящего оборудования, можно охватить любое количество желающих при малых затратах;

• Побочный эффект – развивая интеллект посредством шахмат, ученик с лёгкостью заметит, как растёт его успеваемость и по школьным предметам, что не может не привлечь – ведь знания даются легко и без мучений.

В рамках данных средств планируется оснастить все школы области необходимым оборудованием, что станет первым и уверенным шагом в реализации проекта. Для начала будут выделены очень скромные объёмы оборудования, но ведь на то оно и начало.

Уже следующим шагом будет открытие шахматной школы в Твери, где будут преподавать именитые гроссмейстеры и будет индивидуальный подход к каждому. Это уже для тех ребят, которые не хотят довольствоваться малым и стремятся к новым вершинам в дисциплине.

При малых

Напоследок из кружков шахматные классы перерастут в место проведения уроков, а именно –минимум раз в неделю для учеников будет проводиться урок по игре в шахматы. Пока нет единой генеральной линии реализации проекта. На данном этапе школам разрешают проводить программу по собственному усмотрению, но в дальнейшем этот порядок может измениться.

Главный «шахматист» Твери А. Кузнецов отмечает, что проект более чем реален в рамках области, ведь для того есть весь ресурс – инфраструктурный, человеческий и, что немаловажно, государственный. Он лично разработал методические пособия и программу занятий, которые получили высочайшую оценку на государственном уровне.

Конечно, даже самые скромные подсчёты специалистов говорят нам, что для проведения полноценных занятий школе понадобится минимум 15 комплектов шахмат и часов. Но пока финансирование недостаточное, ведь было урезано вдвое. Но, как заверяют власти, уже скоро этот вопрос будет полностью решён. Но Кузнецов и в этом случае не теряет оптимизма:

«Сейчас лишь начало этого большого пути. Да, всё в урезанном объёме, да, маловато будет. Но ведь это лишь начало! Подобные проекты в других регионах РФ включали в себя премии и прочую финансовую мотивацию для директоров и завучей при успешной реализации инициативы, и всё проходило отлично. Вообще, это та ситуация, когда наша организаторская роль сыграна, и дальше всё во власти директоров школ и заведующих учебным процессом. Не проявят активность, будут эти шахматы лежать рядом с морально-устаревшими учебными пособиями из прошлого. Но мы верим, что при условии поддержки они этот момент не упустят!».

У нескольких школ области есть подобный опыт, когда появлялся шахматный кружок и быстро обретал популярность. Это были внутришкольные инициативы которые не поддерживались министерством. Но они имели успех. Однако директора школ отмечают дефицит профессиональных педагогов – вчерашние физруки вряд ли могут дать детям в этом вопросе хорошую базу.