Я давно являюсь горячим сторонником идеи о том, что всё, что нас не устраивает в окружающей действительности, – прямое следствие недостатка или образования, или духовно-нравственного воспитания людей, принимавших решения (управленческие, инженерные или просто жизненные). Последовательность решений на различных жизненных «развилках» и определяет то, где находится каждый из нас или каждая организация в любой заданный момент времени. В принципе, повышать качество принимаемых решений, а тем самым «лечить», исправлять недостатки во многих областях, нужно подъемом уровня, качества и доступности образования, духовно-нравственного воспитания и культуры.
Расскажу историю, которая меня до сих пор вдохновляет. Более двадцати лет назад, в лихие и голодные 90-е годы, в селе Городня Тверской области настоятель местного храма протоирей Алексей Злобин основал православную гимназию для детей из неблагополучных семей. Нужно ли объяснять, какой в тот период безвременья была жизнь на селе? Люди сидели без работы и денег, всеобщая безнадега провоцировала рост преступности, дети росли без присмотра, не посещали школу и т.д. И вот местный священник решил исправить ситуацию при помощи образования. На идею откликнулись спонсоры, гимназия начала работать (по обычным программам, но с сильной культурной и духовной составляющей), и уже через несколько лет ситуация в Городне изменилась коренным образом – об этом сегодня свидетельствуют все. Быть может, не так броско и не так линейно, но по своей сути – ровно то же происходит повсюду: наличие одного-двух ярких педагогов, которым удается собрать вокруг себя единомышленников, меняет все. Очень важно, чтобы именно этим людям жилось хорошо – их следует поддерживать особым образом.
Другой, противоположный, пример. В 30-е годы прошлого века, в разгар индустриализации, в СССР стояла грандиозная по масштабу задача развития грузовой транспортной инфраструктуры, связывающей быстро развивающиеся промышленные регионы огромной страны, в дополнение к железнодорожной сети. Развилка состояла в выборе вида транспорта, на который сделать ставку. Решение было принято в пользу речного флота, и была построена обширная система каналов и гидротехнических сооружений, соединяющих основные реки, с тем чтобы создать единую транспортную сеть в масштабах страны. В реализацию проекта было вложено огромное количество сил, средств и человеческих жизней, но он исторически себя не оправдал. Если бы к стратегическому планированию тогда были привлечены ученые, исследующие мировые технологические тенденции, то ставка была бы сделана на автомобиль как основной грузовой транспорт будущего и те же самые силы и средства были бы вложены в строительство сети автомагистралей. Последствия этой стратегической ошибки мы ощущаем до сих пор.
К сожалению, у нас не всегда получается делать правильные выводы из негативного опыта. Как говорил Василий Ключевский, история никого и ничему не учит, она лишь наказывает за невыученные уроки. Раз за разом мы наступаем на старые грабли, позволяя принимать важные решения тем, кто попросту не компетентен, и не ставя задачу повышения компетентности лиц, принимающих решения, в качестве основной. А эта задача решается средствами образования и культуры. Именно они формируют среду, определяют качество жизни, наше ближайшее будущее. Этот тезис близок и понятен каждому: все родители стараются дать как можно лучшее образования детям, приобщить их к культуре, духовно-нравственным ценностям, чтобы они были конкурентоспособны на рынке труда, в социальной сфере, были настоящими гражданами своей страны и, в конечном счете, были счастливы, жили лучше и дольше. Однако хотеть и иметь возможность – это разные вещи.
Качество жизни – многомерная величина, включающая 123 показателя, из которых наиболее информативным является «ожидаемая продолжительность жизни населения». Значит, именно на нее и следует ориентироваться. Медицинский факт: высшее образование добавляет к ожидаемой продолжительности жизни человека в среднем 10 лет.
Такой же результат дает культура: имея преимущества, культурный человек, как правило, заметно повышает качество собственного существования. Повышая качество образования, необходимо делать его как можно более доступным, потому что мы уже знаем: чем больше образованных людей, тем выше человеческий потенциал, качество жизни и ее продолжительность.
Сказать – легко. Но как всё это сделать? С чего начать?
С самого важного звена в цепочке, играющего ключевую роль, – учителя, педагога. Прежде всего нужно сделать так, чтобы в школы шли работать лучшие. В современном быстро меняющемся мире учителю должны быть предоставлены широкие возможности расти, повышать свою квалификацию, вооружаться новыми технологиями обучения и т.д. Необходимо создать мощную мотивацию, чтобы люди шли в профессию осознанно и имея к этому склонности. Все мы знаем, что сегодня в школах не так много учителей «от бога». Поэтому особенно важно, чтобы хороший и передовой опыт распространялся как можно шире и становился нормой для остальных. Но самое главное – создать условия (в том числе материальные) для работы, для развития и творчества.
Врожденные таланты и способности распределяются независимо от наших усилий и места проживания людей. Просто в городе они с большей вероятностью будут раскрыты и развиты. Именно поэтому важно устранить образовательную и культурную дискриминацию. Сколько способных детей появляется в неблагополучных семьях! Мы обязаны дать им увидеть альтернативу тому, к чему они привыкли дома, и раскрыть их таланты. Отдельная история – состояние сельских школ. В подавляющем большинстве они требуют глубокой модернизации. Более того, многие из них небольшие, и в таких условиях нелегко обеспечивать качество. И все-таки во многом это определяется людьми, работающими в школах. Недавно я побывал в Удомельской гимназии №3 – феноменальном в плане демонстрируемых результатов учреждении. Двое учащихся гимназии – победители знаменитой интеллектуальной телеигры «Что? Где? Когда?», шесть человек заняли призовые места на областном этапе Всероссийской олимпиады школьников, ежегодно несколько человек получают высший балл ЕГЭ. Конечно, учебное заведение поддерживает КАЭС: несколько классов оборудованы по высочайшим мировым стандартам. Но главное – не это. В гимназии собрался коллектив единомышленников, которым хочется что-то менять. И как только появились поддержка, приличные условия и мотивация, ситуация изменилась кардинально.
После того как мы дали возможность раскрыться талантам в школе, важно, чтобы они остались учиться и работать на родной земле. В противном случае для способных и талантливых остается один выход: Тверь – как перевалочный пункт по дороге в столицы (что, как мы знаем, и происходит десятилетиями). Эту модель нужно переворачивать с ног на голову: областная столица должна стать привлекательным местом не только для тверитян и выходцев из области, но и для москвичей и петербуржцев (и кого угодно еще). Я сам – коренной петербуржец, много лет прекрасно чувствую себя в Твери, потому что это очень правильное для жизни место. Поэтому так важно реализовать проекты «Тверь-Сити», «Тверь-ЭКСПО», развивать и благоустраивать городскую среду, повышать ее привлекательность для жителей и гостей города. Всё это может привести в город наукоемкий бизнес (которому не нужно ничего, кроме транспортного сообщения и удобного офиса), дать импульс развитию промышленности и сельского хозяйства, привлечь потоки туристов. При соблюдении некоторых условий – удобном транспортном сообщении, разнообразной интересной культурной жизни и приличных возможностях для получения хорошего основного и дополнительного образования для детей, высоких нравственных стандартах, хороших условиях для занятий спортом, оказания качественной медицинской помощи – Тверь неизбежно станет притягивать молодые семьи. Быть может, в этом и заключается ее историческая миссия?
Почему, в конечном счете, я пришел работать в правительство Тверской области? Во-первых, потому что увидел потенциал нового руководителя области, направленный на ускоренное развитие и вывод области в лидеры, цели и задачи, которые я полностью разделяю. Во-вторых, потому что, занимая должность ректора университета, порой ощущал недостаток ресурса для кардинального изменения ситуации, в том числе в самом ТвГУ. Я убежден, что именно университет должен быть главным драйвером экономического развития региона, интеллектуальной площадкой, из которой должно всё произрастать. Многие в университете это понимают. Но для успеха этого мало – так же должны мыслить и те, кто находится во власти: основной ресурс – это люди, человеческий капитал. Сейчас у Верхневолжья появляется шанс стать территорией опережающего развития, и многое начинает меняться в социально-экономической жизни региона. У многих проблем, которые годами не сдвигались с мертвой точки и считались тупиковыми, вдруг находится решение. Не знаю, успели ли почувствовать изменения рядовые жители области, но в скором времени, через несколько лет, при сохранении взятого темпа и направления, результат будет виден невооруженным глазом.
В 2017 году в областном центре будет построена с нуля современная школа. Напомню, в Твери школы не строились более десяти лет. Вторая, на 1224 места, распахнет двери в 2018 году. В микрорайоне «Южный» начинается строительство новой детской поликлиники. Запущено много других проектов, этим не стоит гордиться, это всего лишь наверстывание упущенного, но можно констатировать факт: власть наконец сумела найти ресурсы и пытается сдвинуть дело с мертвой точки. Лиха беда начало. Всего за ближайшие годы в Твери планируют построить четыре школы. Это повысит качество образования, улучшит условия работы учителей, создаст новые, хорошие и современные рабочие места. Параллельно – медленно, но верно – в образовательных и культурных учреждениях будет происходить усиление материально-технической базы. Мы продолжим менять оконные блоки, приводить в порядок туалеты, ремонтировать спортзалы и т.д. Полностью заменим подвижной состав школьных автобусов (по закону, это должны быть машины не старше 10 лет). Продолжим обустраивать уличные спортплощадки, которые, как выяснилось, пользуются у людей огромной популярностью. В Твери наконец распахнет двери Императорский дворец – несомненно, это событие запустит целую цепочку изменений. Планируется реставрация здания Дворянского собрания на ул. Советской (бывший Дом офицеров). Иными словами, перемен будет много. Другое дело, что список необходимых дел настолько длинный, что двигаться по нему можно десятилетиями. Не страшно. Главное – двигаться, а не топтаться на месте.
Как бы нам всем ни хотелось уже сегодня оказаться в светлом будущем, очевидно, что денег из бюджета можно взять ровно столько, сколько их туда принесла экономика. С учетом общей ситуации в стране, конечно, их катастрофически не хватает. И сегодня я вижу, что главная цель губернатора – любым способом завести этот механизм, активно используя федеральную поддержку и помощь. Да, государственные деньги не даются легко: нужно крутиться, писать проекты, соревноваться, выигрывать конкурсы, а не сидеть, задумчиво глядя в окно. Но по-другому – никак. Надо! Глядя на отрасли, которые мне поручено курировать, я хорошо понимаю, что многие годы люди работают за небольшое материальное вознаграждение и общественное признание. Снимаю шляпу и знаю: если им дать возможность развития, они свернут горы!
С 90-х годов прошлого века образовался большой разрыв – между тем, что «надо бы», и тем, что есть. Ликвидировать его в одночасье не получится. Но я глубоко убежден, что шаг за шагом, вопрос за вопросом, мы можем сделать одно большое дело. В этом смысле мне импонирует японский подход «кайдзен» – теория малых дел, суть которой в том, что небольшие изменения, происходящие день за днем, куда лучше и эффективнее революций и потрясений. Нужно просто определиться с приоритетами, ежедневно делать то, что больше не терпит отлагательств.
Задам читателю простой вопрос: кто согласен с тем, что нужно увеличивать продолжительность жизни в Тверской области? Все, правда? Независимо от убеждений, партийной принадлежности и т.д. Ну так давайте объединимся ради общей цели, ведь это в той или иной степени зависит от деятельности каждого! По-моему, это хорошее и благородное дело – добиться того, чтобы наши с вами дети жили дольше и лучше. А если кто-то точно знает, чего он не знает, это и есть самое главное, что он должен знать.