Торговля

 
Идеология бездействия автор: Харминдер Чхатвал
Прошедшей осенью произошел рост цен на ежедневно используемые продукты: масло, молоко, хлеб. Правительство и ряд народных избранников наделали много шума, пытаясь обвинить сетевые компании в сговоре. Как всегда вместо вопроса «Что делать?» обсуждался вопрос «Кто виноват?», а точнее, на кого можно переложить вину – скоро выборы, а тут такое... Измотав сетевикам нервы, но не найдя заговора и не извинившись, правительство и депутаты резко смолкли, так как дальнейший поиск «врагов народа» (или здравый анализ ситуации) мог вскрыть причинно-следственную связь произошедшего подорожания...
 
Умение договариваться позволяет избежать поиска заговоров
 

Если убрать всю популистскую болтовню, то в стоимость любого товара на момент его продажи в магазине входят (лекция для первоклассников, Правительства РФ и депутатов различных уровней): стоимость сырья, производственные затраты, транспортировка, хранение и множество других затрат, на которые магазин (конечное звено цепочки) делает собственную наценку и предлагает товар покупателю.

Каждая из вышеперечисленных затрат имеет свои составляющие (зарплата, налоги, электричество, газ, отопление, аренда, кредиты и т.д.), которые формируют конечную цену продукта или услуги. Соответственно, повышение стоимости любой составляющей повышает стоимость продукта.

Также на цену товара влияет соотношение спроса и предложений на рынке. Если (к примеру) в Бразилии или Колумбии был плохой урожай кофе, то цена в мире на кофе поднимется. Понятно, что другие страны-экспортеры кофе воспользуются ситуацией для получения большей прибыли. Однако у правительств стран-экспортеров (включая Габон,  Папуа Новую Гвинею и Гондурас) хватает ума и сообразительности ввести квоты на экспорт, чтобы не оставить собственное население без кофе. Это нормальный рыночный процесс – спрос определяет предложение и его стоимость.

Теперь давайте попробуем рассмотреть произошедшее повышение цен с учетом факторов, влияющих на ценообразование.

Данные о том, что мировые цены на зерно, растительные масла, молокопродукты растут как на «дрожжах», были видны практически всем на сайтах ФАО, ООН, минсельхоза США, AgroNews.ru и т.д. Намерение ЕС отказаться от субсидирования экспорта масла и сыров, которые формируют значительную часть потребительского рынка этих продуктов в России, тоже было общеизвестно. То есть элементарный мониторинг и анализ ситуации на мировых рынках позволял прогнозировать развитие ситуации внутри страны и принять превентивные меры в части развития собственного производства, которое является наиболее действенным фактором от роста внутренних цен.

Молоко и молочная продукция

Основным поставщиком молока и молочной продукции в Россию все последние годы являлась Белоруссия. Вне зависимости от цен на мировом рынке и себестоимости производства, если Президент Лукашенко говорил, что молоко должно стоить 5 рублей – оно стоило 5 рублей и ни копейки больше.

Россия изменила условия поставки энергоресурсов – Белоруссия повысила цену на сельхозпродукцию и ввела ряд ограничений по экспорту. Внимательно посмотрев по сторонам, белорусы обнаружили: во-первых, что в связи с частичной отменой дотаций сельхозпроизводителям в Евросоюзе произошел рост цен на молочную продукцию, во-вторых, что не любовь европейцев к Лукашенко не мешает любить белорусское молоко за его милую для сердца европейца цену (установленную всё тем же Лукашенко). В итоге молочные реки были повернуты вспять и вместо волжских берегов оказались на берегах Рейна и Дуная.

   Украина (второй по значимости поставщик молока), оказалась на Рейне быстрее белорусов. Почувствовав запах евро, хлопцы с Майдана братскими чувствами не терзались, а спешно прицепляли молочные цистерны к поездам до Берлина и Парижа. В итоге и денег заработали, и москалям «кузькину мать» показали...

   В результате в России возник дефицит молочных изделий. Закупочные цены стремительно пошли вверх (масло «Виола» из Финляндии, стало стоить дешевле масла из Новгорода).

   Только крайне «одаренным» людям могло прийти в голову объявить, что в сложившейся ситуации в повышении цены на молоко виноваты магазинные сети.

Если мы (государство) знаем, что молочный рынок России уже не первый год зависит от экспорта, т.к. не может обеспечить себя собственным молоком, то почему не создаем собственное молочное хозяйство (без дотаций государства содержание молочных хозяйств (до 2007 г.) являлось убыточным, т.к. себестоимость отечественного молока была дороже стоимости молока, ввозимого из Белоруссии)? И могли ли мы предположить, что при переходе на рыночные отношения с Белоруссией Белоруссия перейдет на рыночные отношения с нами, и к чему это приведет? Не могли? Могли? А если могли, то чего вопим? А знают ли Правительство и народные избранники, что обеспечение страны продовольствием является вопросом национальной безопасности и ответственность (скорее безответственность) за продовольственную безопасность страны перекладывать на сетевые компании просто не корректно (у них, согласно Уставу, другие задачи)?

И все-таки не понятно, как и почему людям, обладающим доступом к любой информации, пришла в голову идея обвинить в повышении цен на молоко сетевиков. А почему не шахтеров или химиков (им ведь дают молоко за вредность – они все и выпили – отсюда и дефицит) или подрастающее поколение (неэкономично сосет молоко из рожка).

Наверное, и вправду в Правительстве работают нестандартно мыслящие люди.

Подсолнечное масло

Так исторически сложилось, что в России на подсолнечном масле жарят, готовят из него маргарин и майонез, заправляют салаты и т.д. В Европе делают все то же самое, используя рапсовое масло. Рапс – Brassica napus, однолетнее озимое или яровое растение рода Brassica семейства крестоцветных. В диком виде не встречается. В культуре известно за 4 тыс. лет до н. э. Рапсовое масло используют для приготовления продуктов, в металлургической, мыловаренной, кожевенной и текстильной промышленности, а ныне и для приготовления биотоплива.

   Мировые цены на растительное масло и семена масличных растут (несмотря на расширение объемов посевов), благодаря стремительному развитию альтернативной энергетики. За последние десять лет площадь посевов рапса на планете увеличилась в два раза и составляет 24 млн. гектаров. По прогнозам ФАО (продовольственной организации ООН) спрос на биотопливо в ближайшие три года вырастет на 170%. Евросоюз принял несколько директив по обязательному применению биодизеля и биоэтанола, в результате цена на рапс поднялась до 500 долларов за тонну, и рапсового масла не стало...

В России в 2007 году урожай подсолнечника оказался на 17% меньше прошлогоднего (5,57 млн. против 6,75 млн. т), а экспорт вслед за мировыми ценами вырос, т.к. европейская цена в отличие от цены на внутреннем рынке «грела» чрезвычайно. «Облом» случился, когда стали останавливаться заводы (ну не выгодно продавать сырье в России). Цена за тонну подсолнечника (в 2006 г. – 7000-7500 руб.) летом поднялась до 12 500 руб., а осенью до 16 500 руб. В результате чего цены на сырое масло поднялись с 16 200 до 34 500 руб. за тонну. И причем здесь сетевые магазины, спросите Вы? Не знаю, надо поинтересоваться у депутатов.

Зерно

Ох уж эти цены на мировых рынках. По всей видимости, мы опять ничего не знали (быть может, в министерстве сельского хозяйства нет Интернета). Бодро гнали зерно за границу, настолько бодро, что в октябре возглавили мировой хит-парад стран-экспортеров зерна – и вдруг выяснили, что в отличие от Гондураса и Папуа Новая Гвинея (см. предшествующий текст), продали все.

В итоге сети оказались виноваты...

Итого:

Если вернуться к формированию стоимости товара, то любой предприниматель скажет, что он вынужден повышать стоимость товара или услуги, т.к. ежегодно происходит рост цен на электроэнергию, газ, отопление, бензин, железнодорожные перевозки, телефонные тарифы, аренду и т.д. Бутылка минеральной воды или лимонада становится дороже из-за того, что поднялись цены на нефтепродукты, и пластиковая бутылка стала дороже, а банка тушенки вне зависимости от цен на мясо подорожала в связи с поднятием цен на металл и т.д. и т.п.

Неужто, тоже сети виноваты?

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий

 
ЛУЧШИЕ СТАТЬИ РУБРИК