Налоговый инспектор

 
Инструмент досудебного урегулирования автор: Владимир Полежаев
Пробелы в законодательстве о налогах и сборах, противоречия норм действующего законодательства приводят порой к спорным ситуациям с налогоплательщиками, которые налоговые органы обязаны внимательно рассматривать, отслеживать, анализировать и вырабатывать меры по их дальнейшему исключению.
 
За 9 месяцев 2007 года налогоплательщиками Тверской области оспорено на стадии рассмотрения материалов проверки (путем подачи возражений) 836 актов налоговых проверок, оспариваемая сумма составила 626 млн. руб. При этом сумма удовлетворенных требований составила порядка 108 млн. руб. (или 17,3% от оспариваемой суммы)
 

В целях совершенствования административных процедур по рассмотрению налоговых споров, а также надлежащего реагирования на допущенные ведомственные нарушения, было принято решение о структурном выделении в 2006 году в системе налоговых органов России специальных подразделений, в компетенцию которых входит исключительно внутриведомственное досудебное разбирательство, – подразделения налогового аудита.

Отдел налогового аудита создан и в Управлении ФНС России по Тверской области. Данный отдел осуществляет внутриведомственный аудит – независимое экспертное рассмотрение: актов ненормативного характера налоговых органов, связанных с применением законодательства РФ о налогах и сборах; заявленных (в установленном действующим законодательством порядке) возражений (разногласий) по акту налогового контроля; заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие налоговых органов.

Создание подразделений налогового аудита внутри системы налоговых органов является частью реализации общегосударственной политики, направленной на снижение числа споров с участием государственных органов в арбитражных судах.

Досудебные процедуры – важнейшее средство утверждения начал законности в деятельности налоговых органов. Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы начинают действовать уже как власть, которая выполняет не только фискальные функции, но и выходит на новый качественный уровень своей правоприменительной деятельности, то есть усиливает свою ответственность за состояние законности в налоговых правоотношениях.

В настоящее время механизм досудебного урегулирования налоговых споров представляет собой две основные процедуры:

1. Рассмотрение возражений налогоплательщиков на акты налоговых органов. В соответствии с п. 6 ст. 100 Налогового кодекса РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, (или его представитель) в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.

При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (или их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Данная процедура является достаточно эффективным способом решить возможные налоговые претензии еще на стадии рассмотрения акта проверки, т.е. до момента вынесения соответствующего решения, на основании которого налоговый орган начинает процедуру взыскания доначисленных сумм (выставление требований, инкассовых поручений, приостановление операций по счетам в банке).

То есть, воспользовавшись процедурой досудебного урегулирования налоговых споров на стадии рассмотрения возражений на акт проверки и представив необходимые документы, налогоплательщик в ряде случаев может оградить себя от возможных проблем (бесспорное взыскание доначисленных сумм, блокировка счетов в банках и т.д.), а также дополнительных расходов на судебные процессы.

Вместе с тем, на настоящий момент многие налогоплательщики игнорируют названную процедуру досудебного урегулирования налоговых споров, предпочитая, дождавшись вынесенного по результатам налоговой проверки решения («пока гром не грянет, мужик не перекрестится»), обжаловать его в вышестоящей инстанции.

2. Рассмотрение жалоб налогоплательщиков на решение инспекции, а также на действия (бездействие) ее должностных лиц в вышестоящем налоговом органе (областном Управлении).

Здесь следует отметить, что с 01.01.2007 г. действует так называемый апелляционный порядок обжалования, который позволяет на период рассмотрения жалобы приостановить (автоматически, без предоставления дополнительных заявлений и ходатайств) вступление в силу, а соответственно и исполнение обжалуемого решения, вынесенного по результатам налоговой проверки.

За 9 месяцев 2007 года налогоплательщиками Тверской области оспорено на стадии рассмотрения материалов проверки (путем подачи возражений) 836 актов налоговых проверок, оспариваемая сумма составила 626 млн. руб. При этом сумма удовлетворенных требований составила порядка 108 млн. руб. (или 17,3% от оспариваемой суммы).

За этот же период налоговыми органами Тверской области рассмотрены 346 жалоб налогоплательщиков на акты налоговых органов ненормативного характера, а также на действия (бездействие) их должностных лиц, из которых удовлетворена (полностью и частично) 181 жалоба (или 52,3%).

В апелляционном порядке за 9 месяцев года в Управление подано 100 жалоб, из них по состоянию на 01.10.2007 г. рассмотрено 80, а удовлетворено 35 жалоб (или 44% от рассмотренных).

Приведенная статистика наглядно свидетельствует о способности налоговых органов самостоятельно выявить и устранить допущенные нарушения, а также принять необходимые меры по недопущению их в дальнейшей работе.

Кроме того, хотел бы отметить, что Минфин России определил досудебное урегулирование споров как один из важных показателей эффективности деятельности налоговых органов: к 2010 году не менее 77% всех налоговых претензий должны урегулироваться в досудебном порядке. На сегодня этот показатель составляет по Тверской области 44%.

Последовательное использование налогоплательщиками всех механизмов досудебного урегулирования налоговых споров дает реальную возможность оперативно решить возникшие налоговые претензии, значительно сократив при этом возможные издержки (материальные, временные) на судебное обжалование, а также выстроить конструктивные, основанные на строгом соблюдении норм налогового законодательства взаимоотношения между налогоплательщиками и налоговыми органами.

В соответствии с требованием налогового законодательства порядок и сроки досудебного урегулирования налоговых споров подробно указываются в актах налоговых проверок и в решениях, вынесенных по результатам налоговых проверок, вручаемых налогоплательщикам.

Кроме этого, порядок подачи жалоб в вышестоящий налоговый орган с приложением рекомендуемых форм жалоб размещен на сайте УФНС России по Тверской области (форум «Досудебное урегулирование налоговых споров») в сети Интернет (http://www.r69.nalog.ru/).

И последнее. В соответствии с Федеральным Законом № 137-ФЗ от 27.07.2006 г., начиная с 01.01.2009 г., прохождение досудебной процедуры урегулирования налоговых споров посредством подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган будет являться обязательным условием для обжалования решений, принятых налоговыми органами по результатам налоговых проверок, в судебном порядке.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий

 
ЛУЧШИЕ СТАТЬИ РУБРИК