Финансовый партнер

 
Выход из тупика автор: Леонид Непряхо
Трудно, открыв какое-либо значимое издание по экономике, будь то журнал, газета, обозрение и т.п., не наткнуться на статью о малом бизнесе и его развитии. Связано это с тем, что общество все более отчетливо начинает понимать роль малого бизнеса в его развитии.
 
Если оставить предпринимателей с банками один на один, то быстрого развития малого бизнеса в России мы не получим
 

Однако понимание это пока какое-то однобокое. Всем кажется, что проблема только в финансах: начни кредитовать предпринимателей, и все пойдет само собой, как по накатанной дороге. Действительно, по данным общественной организации малого и среднего бизнеса «Опора России», основным источником финансирования малого бизнеса являются доходы от деятельности предприятия и личные средства учредителей. А кредиты банков и финансовая поддержка фондов предпринимательства не столь значительны. Казалось бы, устранение этой диспропорции могло бы решить многие проблемы. Однако действительность намного сложнее.

Как-то забывается, что по данным той же статистики в течение 5 лет разоряются 92% предприятий малого бизнеса. Т.е. риски инвестирования в этот бизнес огромны. И одним банкам с этой проблемой не справиться. Если оставить предпринимателей с банками один на один, то быстрого развития малого бизнеса в России мы не получим. Банки вынуждены страховать свои риски: просроченная задолженность и невозвраты кредитов никому не нужны. Поэтому ориентироваться они будут на «подготовленного» предпринимателя, т.е. такого, который своей деятельностью доказал право на развитие, у которого появился «жирок» в виде основных средств, недвижимости и т.д. И происходить это будет не оттого, что банки такие вот плохие, не понимают рост малого бизнеса, а потому что они не хотят оказываться крайними в данном процессе.

Развитие розничного бизнеса, т.е. кредитование граждан на покупку жилья, автомобилей, техники, показало несовершенство и законодательной базы, и механизмов регулирования возврата кредитов. Идет констатация фактов: у одного банка просроченная задолженность составляет столько-то процентов, у другого – столько-то и всё. А предприниматели – те же граждане, и, если учесть приведенную выше статистику, здесь проблем более чем достаточно. Поэтому выход один – комплексный подход.

Нужна действительно государственная программа развития малого бизнеса, которая соединила бы в себе все компоненты этого экономического движения. А пока в реалии ее нет. Но это не значит, что уже сейчас нельзя предпринимать никаких усилий. Можно, и даже нужно. В том числе и на региональном уровне. В первую очередь необходимо обучение предпринимателей тому минимуму практических знаний, которые ему будут необходимы в его будущей деятельности. И здесь неоценимую роль могла бы сыграть Тверская торгово-промышленная палата, благо ее членами является элита бизнес-сообщества региона. Организация семинаров и круглых столов по отраслям с участием ведущих практиков могла бы, с одной стороны, снять часть вопросов у представителей малого бизнеса, и, с другой, – более осмысленно подходить к стратегии развития своего бизнеса. И я думаю, что большинство банков, участвующих в кредитовании предпринимателей, активно бы приняло участие в этой работе.

Другое важное направление – это бизнес-инкубаторы. Мы с удовольствием отметили годовщину первого и пока единственного бизнес-инкубатора в регионе, притом узко специализированного на IT-технологии. А производство, а сфера обслуживания? Понятно, что это требует определенных (и немалых) затрат и усилий. Но дело того стоит. И опыт первого проекта показывает, что работа в данном направлении плодотворна. Тем более что к этому процессу можно было бы и присовокупить фонд, который успешно действует в Московской области. Кстати, немногие тверские предприниматели знают, что они могли бы брать кредиты под гарантии московского фонда в ряде филиалов банков в Твери, в частности, в нашем филиале. Это возвращаясь к вопросу об информировании предпринимателей. Вполне возможно, что для этого нужно сделать какое-то объединение под эгидой администрации области, раз Торгово-промышленная палата ведет себя столь пассивно. Возможно, оно и существует, но я что-то о нем не слышал, иначе обязательно пообщался.

Финансирование малого бизнеса может осуществляться не только за счет кредитов, но и за счет предоставления налогового инвестиционного кредита, и этому начинающих предпринимателей также нужно учить. А пока банки удовлетворяют потребности малого бизнеса на 20–30%. И цифра эта вряд ли увеличится, если за дело не возьмутся все заинтересованные стороны. Пусть не сразу, пусть постепенно, но от слов нужно переходить к делу.
 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий

 
ЛУЧШИЕ СТАТЬИ РУБРИК