Туризм

 
Туризм и кризис
Угроза? Не только!
автор: Николай Иванов
Для того, чтобы правильно понять, что будет происходить в турбизнесе в ближайшее время, необходимо разделить участников туристического рынка на две категории: тех, кто занимается выездным туризмом (вывозом денег из Тверской области, да и из России), и тех, кто занимается въездным туризмом (ввозом денег в нашу область).
 
Все прошедшие годы было много разговоров о стратегически удачном расположении Тверской области. Пришло время воспользоваться этим преимуществом, т.е. предложить москвичам достойный отдых, исключающий высокую транспортную составляющую
 

У первых уже сегодня начали возникать проблемы:
1. Мы все знаем, что то один, то другой авиаперевозчик оказывается не в состоянии выполнить свои рейсы - в итоге у людей появилось настороженное отношение к дальним поездкам. Учитывая, что сегодня основная доля чартерных программ выполняется авиакомпаниями, работающими на старом советском авиапарке, имеющем очень низкую топливную эффективность, угроза коллапса очередного авиаперевозчика очень высока. Обновление авиапарка в условиях кризиса финансовой системы (когда сокращаются сроки
кредитования, а ставки увеличиваются, и пересматриваются все лизинговые схемы) завтра явно не произойдет. Отсюда возникают риски, что старый неэкономичный авиапарк встанет на прикол, ликвидировав тем самым большинство чартерных программ.

2. Сегодня уже многие западные компании говорят о предоставлении скидок и снижении цен на свой продукт. Зимняя горнолыжная программа в Европе в этом году стоит на 20% дешевле, чем в прошлом, и продается достаточно медленно. Если в ноябре 2007 г. снять номер в хорошем отеле на популярном курорте в Италии было практически невозможно, то сейчас по любому отелю есть на рынке свободные предложения. И это не от того, что туда не поехали россияне, а от того, что идет снижение туристической активности по всей Европе. Т.е. в кризисные времена востребованность туристических услуг снижается повсеместно.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: ввиду повышенного риска перевозок и сокращения расходов населения на туристические услуги (поиск более дешевого отдыха) объемы выездного туризма, очевидно, будут сокращаться.

Теперь, что касается компаний, занимающихся въездным туризмом. Сегодня им предстоит переосмыслить существующие ранее планы. В первую очередь это касается инвестиционных проектов, находящихся на стадии разработки или на первых этапах реализации. Работы по части из них придется приостановить или пересмотреть объемы их финансирования в зависимости от приоритетов основного вида деятельности инвесторов. Развитие инфраструктуры (не только туристической) в ближайшее время не сможет происходить предполагаемыми ранее темпами, и это надо учитывать при составлении новых планов. Однако по сравнению с другими регионами ситуация с реализацией проектов в туристической сфере в Тверской области остается позитивной (т.к. большинство проектов осуществляли компании малого и среднего бизнеса без привлечения кредитных ресурсов) и имеет все предпосылки для успешного завершения. А это значит, что перечень предложений на рынке туристических услуг Тверской области будет по-прежнему расширяться.

Снижение потока иностранцев в Россию на туриндустрии Тверской области (в отличие от Петербурга или Москвы) практически никак не отразится: мы всегда были нацелены на обслуживание российских туристов.

Турфирмам, работающим на внутреннем рынке, надо отнестись к кризису как к "стартовой площадке". При правильном анализе ситуации, изменении идеологии и стратегии компании смогут повысить свою рентабельность и на годы вперед обеспечить высокую востребованность своих услуг. Из-за кризиса в стране идет сокращение рабочих мест (особенно в финансовом секторе) параллельно с сокращением заработной платы работающих. Но это не значит, что россияне больше не будут отдыхать - просто они станут пользоваться более доступными (дешевыми) туристическими услугами. Как уже было сказано ранее, объемы выездного туризма падают, и данная тенденция в ближайшее время (2-3 года) будет сохраняться, соответственно будут развиваться туристические программы, рассчитанные на внутренний рынок. До 30% общей стоимости отдыха за рубежом составляют транспортные расходы. Изъятие транспортной составляющей делает отдых (даже в условиях сокращения доходов) достаточно доступным для значительного числа граждан России, в т.ч. для жителей Москвы, на которых мы должны быть ориентированы в первую очередь при создании туристической инфраструктуры.

Все прошедшие годы было много разговоров о стратегически удачном расположении Тверской области. Пришло время воспользоваться этим преимуществом, т.е. предложить москвичам достойный отдых, исключающий высокую транспортную составляющую (до места отдыха можно доехать на личном автотранспорте или на электричке).

За последние несколько лет в Тверской области значительно модернизировалась гостиничная сеть, появились гостиницы хорошего уровня, более-менее поднялся сервис (в целом, сервис, конечно, еще не дотягивает до европейского, но уже есть объекты с сопоставимым обслуживанием). Основная задача, стоящая сегодня перед тверским туристическим бизнесом, - выработка ценовой политики, адекватной сложившейся ситуации. Низкие транспортные расходы - положительный, но отнюдь не решающий фактор для выбора места отдыха. Повышение цен на свои услуги местным турбизнесом (которое мы сейчас наблюдаем) в момент усиления внутрироссийской межрегиональной конкуренции за отдых жителей Москвы является большой ошибкой, которая может оказаться роковой для целого ряда компаний. Подмосковные санатории и дома отдыха уже объявили о снижении или "замораживании" цен на зимний сезон. А Подмосковье - далеко не единственный регион, желающий работать с московским рынком. Сегодня мы должны крайне внимательно анализировать и сравнивать свои действия, программы и ценовую политику с другими регионами и правильно их позиционировать.

 Для нас существуют только 2 варианта развития событий:
 
1. Стать неконкурентоспособными и уйти с рынка;

2. Найти способ оптимизировать издержки и цены и в конечном итоге победить (утвердиться на московском рынке) в межрегиональной борьбе.

Возникает вопрос: что необходимо сделать, чтобы события развивались по второму варианту?

Думаю, что по поводу ценовой политики сказанного выше вполне достаточно. Далее мы должны перестроить отношения между гостиницами и турфирмами. Во всем мире продажей номеров в гостиницах занимаются туристические фирмы. Гостиница является одной из составных частей туристической программы, предлагаемой турфирмой клиенту. У нас большинство гостиниц пытается самостоятельно продавать свои услуги клиентам, что, как показывает опыт, является не слишком эффективным и дорогим способом выживания на рынке. Сегодня задачи по загрузке гостиниц необходимо передать тверским и московским турагентствам. И не просто передать, а с предложениями по системе скидок, предоплаты, возможностью отказа от забронированных номеров и т.д., т.е. принятого в мире пакета услуг, предоставляемых гостиницей турагентству.

В условиях роста экономики самостоятельная продажа гостиницами своих услуг в большинстве случаев давала гостиничному бизнесу возможность оставаться "на плаву", но не позволяла говорить о нем, как о высокорентабельном бизнесе. В условиях кризиса подобное поведение приведет к банкротству.

Следующая задача, которую должен решить туризм, - это пересмотр системы маршрутов, объектов показа, экскурсионных программ, которые мы предложим россиянам в следующем году в качестве альтернативы зарубежному отдыху. Т.е. мы должны понять, ради чего люди едут отдыхать за границу (семейный отдых с программой для детей, экстремальный туризм (порция адреналина), познавательный отдых (увидеть что-то интересное), и т.д.), и предложить им свои программы аналогичного типа и уровня. Мы также должны внимательно изучить туруслуги, пользующиеся спросом у москвичей внутри страны с высокой транспортной составляющей, и предложить свою альтернативу. Вместо охоты, рыбалки и катания на собачьих упряжках в Карелии - охота и рыбалка на Селигере и катанье на хаски по Тверской области, вместо сплава по алтайским рекам - сплав по реке Мсте, и т.д. и т.п.

Возможности развития туризма в нашем регионе с учетом специфики всех его районов подробно описаны в областной целевой программе "Развитие туризма в Тверской области на 2007-2008 гг.". За последнее время комитетом по туризму, курортам и международным связям Тверской области были предприняты значительные усилия в плане информационного представления туристических возможностей Тверской области на рынке туристических услуг России. В результате сложилась ситуация, когда об историческом наследии Тверской области (к примеру, что Торопец - родина Александра Невского) за ее пределами простые обыватели знают больше, чем тверской турбизнес. И это не шутка. Думаю, что всем участникам туристического рынка есть смысл в свете последних событий еще раз перечитать областную программу и подумать о том, на каком из предлагаемых в ней направлений они смогут занять свою нишу.

Со своей стороны комитет по туризму Тверской области сконцентрирует свои усилия на активном позиционировании Тверской области в Москве; работе по включению тверских туристических объектов и услуг в программы московских туроператоров; поддержке новых проектов через программные мероприятия, предусмотренные программами поддержки развития малого бизнеса на территории Тверской области; координации турфирм и гостиниц при разработке, формировании и продвижении туристического продукта на внутреннем рынке.

Любой кризис приходит и уходит. Пройдет 3-4 года, восстановится платежеспособный спрос, но мир уже будет другим. Те, кто сумеет достойно пережить трудное время, наработают новые технологии, новые продукты, востребованные россиянами, уже поездившими по миру, а значит, конкурентоспособные и за пределами России. Это позволит данным турфирмам занимать уверенные позиции на рынке и после кризиса. Повторю еще раз: при правильном анализе ситуации, изменении идеологии и стратегии кризис может стать "стартовой площадкой", обеспечивающей компании на годы вперед высокие объемы продаж своих услуг.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий

 
ЛУЧШИЕ СТАТЬИ РУБРИК