Слуга народа

 
Через призму здоровья человека автор: Виталий Синода
 
Мы, как государственная служба, должны работать на интересы государства, на наших людей, чувствовать ответственность перед ними, и не мешать им работать, а наоборот – пытаться помочь.
 

О Службе.

Несмотря на все проводимые в нашей стране в последние десятилетия реформы, наша Служба осталась мощной структурой, численность сотрудников которой в России составляет порядка 120000 человек (в  Тверской области около 1000). Задача Службы– предотвращение инфекционных заболеваний, выявление причин заболеваемости, разработка мероприятий, позволяющих уменьшать заболеваемость населения, т.е. социально-гигиенический мониторинг. Мы в курсе всех показателей здоровья населения, начиная от онкологических заболеваний, сердечнососудистых, кишечных, детских, заканчивая привезенными туристами из экзотических стран.

Через призму здоровья человека Службу интересуют все промышленные предприятия с точки зрения условий труда работников, оборот пищевых продуктов от производства до реализации, функционирование медицинских учреждений – короче все, что связано с жизнедеятельностью человека (если водоем находится в лесу, и им население не пользуется, то нам по сути дела все равно, что с этим водоемом происходит).

Еще одно большое направление мы получили в результате административной реформы (раньше этим занималось антимонопольное министерство) – это вопросы защиты прав потребителей. Здесь и оказание туристических услуг (люди заплатили за одно – получили другое, или были «брошены» турагентством за рубежом), и долевое строительство (нарушение сроков, брак и т.д.), и даже банковская сфера (заявленная банком процентная ставка меньше, чем начисленные банком выплаты по кредиту) и т.д. Отсюда и название – Федеральная служба по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека.

Тверь и Тверская область.

Проблемы, требующие особого внимания:

1. Питьевая вода, снабжение водой как города, так и области. Существуют объективные доказательства того, что ухудшение качества питьевой воды реально влияет на показатели здоровья населения. После Ржевских событий, когда «продукцией» местного пивзавода было уложено на койку с гепатитом значительное количество людей, вопрос сдвинулся. Сейчас разрабатывается крупная областная программа «Питьевая вода», которая включает в себя строительство Ржевского водозабора (порядка 1 млрд. 300 млн. руб.) и будет финансироваться из федерального и областного бюджетов. Источники в Тверской области дают более или менее соответствующую нормативам воду. Но, во-первых, ее не дочищают, во-вторых, не могут нормально довести до потребителей.

Все предлагаемые проекты реконструкции водопроводов поднимают тарифы на воду в три раза. Подобного рода проблему путем пиаровых акций (как некоторые любят) не решить. Здесь нужен системный подход с большими ежегодными материальными затратами.

2. Кризис ЖКХ. В целом, сектор жилищно-коммунального  хозяйства – это огромная комплексная проблема. Она начинается  с дешевизны жилья и услуг и заканчивается ни с чем не сравнимым бардаком, который творится в управлении этой сферы (очень многие проблемы  можно было бы решить просто здравомыслящим управлением, не требующим дополнительных денежных средств), и воровством, которое существует в этом секторе (откуда многих нужно гнать, ибо воровство стало для них основным видом деятельности).

У Службы нет возможности привлекать людей к уголовной ответственности – толькосистема штрафов. ДЭЗ, которые обслуживают муниципальное жилье, мы в год штрафуем до 40 раз.

3. Муниципальные образования. Муниципальные образования – это как бы государство в государстве, самостоятельная власть, не относящаяся к исполнительной власти – прав много, а ответственности никакой. Проблема обеспечения теплом людей – это обязанность муниципального образования. Котельная не работает, что-то сломалось, люди зимой без тепла, – а Глава образования никакой ответственности не несет, его не снимают с должности, не сажают в тюрьму. На все вопросы ответ один:  «Нет денег!»

Если ты – Глава муниципального образования, то по Конституции обязан служить людям.

Иди в Администрацию области, добейся субвенции, дотации, создай благоприятную экономическую среду для предпринимателей, вместо того, что бы «крышевать» местный рынок – бери с него налоги, землю не раздавай родным, друзьям, знакомым, а продавай за большие деньги.

Но не умеют (или не хотят) в муниципалитетах так работать, и поэтому мы, федеральная служба (что не входит в наши обязанности), собираем совещания, помогаем деньгами, «долбим» Главу, потому что в итоге за все проблемы людей в области отвечает не Глава, а Губернатор.

4. Рынки. Указ о свободе торговли «породил» во всей стране «рыночный беспредел»: кто угодно может торговать чем угодно. Людям нужно было как-то выживать, и в определенный период времени данный указ дал положительные результаты. Однако страна прошла период стихийного развития и находится на новом этапе, а рынки все там же... Если ты 10-15 лет торговал, то уже должен был давно накопить капитал и переходить к цивилизованной торговле.

На сегодняшний день существующие рынки – это черная дыра, дыра в плане налоговых вопросов (все существующие рынки по документам убыточные), дыра в плане соблюдения законодательства, в том числе и санитарно-эпидемиологического. Президент дал команду: вышел ряд постановлений Правительства, предписывающих навести порядок в рыночной торговле. К 2010 году должны быть не палатки и лотки, а крытые павильоны, в павильонах – бутики. Здание с туалетами, водопроводом, канализацией.

Все рынки должны получить управляющую компанию, у компании должны быть реестры договоров с арендаторами, сами рынки внесены в государственный реестр, соответствовать определенным хозяйственным требованиям, иметь паспорт безопасности (пожарной, террористической), иметь сан. паспорт на каждого продавца и т.д.

Большинство рынков, существующих сегодня, не имеют законных юридических прав, непонятно кому принадлежат, вместо ответственной за рынок организации существует группа лиц, определяющих местные нравы (что-то решают, кого-то «крышуют»).

Департамент потребительского рынка и Главы многих муниципальных образований постановления Правительства встретили в штыки (интересно узнать почему?) и начали в срочном порядке переименовывать рынки в ярмарки, пытаясь этим вывести их из-под действия федерального закона. К примеру, в Ржеве крупнейший рынок города был переименован в «Торговые ряды выходного дня». Тем не менее, мы заставили муниципальные власти провести регистрацию рынков, и только в том же Ржеве их сейчас зарегистрировано несколько десятков (как всегда убыточных).

Кстати, сотни мелкооптовых баз – это та же черная дыра: кому они принадлежат, кто там работает, откуда товар пришел, куда ушел – проконтролировать невозможно. Наша Служба, я лично выступаем за то, что в первую очередь должны существовать крупные, серьезные, системные компании, у которых есть имя, которым есть, что терять, а значит, есть смысл исполнять законы.

А ситуацию с рынками мы решим (я просто уверен), у нас как у федеральной организации хватит сил заставить «рыночных бизнесменов» исполнять законы.

Касательно бизнеса.

В силу многофункциональности нашей службы мы работаем со всем бизнесом и постоянно сталкиваемся с 3 проблемами формирования здоровой социально-экономической среды:

1. Доступ к финансовым ресурсам. Существующие сегодня условия кредитования малого и среднего бизнеса не способствуют развитию экономической деятельности. Затрудненный доступ к финансовым ресурсам, невозможность получения кредитов под «нормальные» проценты сильно влияют на то, что фирма или частный предприниматель могут создать – на уровень используемых технологий, оборудование, качество подготовки помещений, коммуникаций, уровень нанятых специалистов и т.д. Ко мне приходит человек и говорит, что хочет открыть, к примеру, пекарню. – Хорошо. Но для этого должно быть некое количество помещений, соответствующих определенным  требованиям: с такой вот отделкой, коммуникациями, вот с таким оборудованием, с лабораторией контроля за качеством выпускаемой продукции и т.д. Где предприниматель может взять на все это деньги?

Это очень большой тормоз для развития среднего бизнеса и практически непреодолимый барьер для малого.

2. Кадры. Сегодня у нас во всех сферах не хватает специалистов. Попробуйте найти хорошего технолога – и Вы все поймете. Если взять ситуацию с той же пекарней, только на этот раз у предпринимателя есть деньги, то выяснится, что он лично мало что понимает в технологии выпечки хлеба: зачем муку просеивать, ставить магнитоуловители и т.д.

Человеку кажется, что ему создают искусственные барьеры с целью получения определенного вознаграждения за разрешение непринципиальных вопросов.

В таких случаях мы предлагаем вначале найти технолога, который знает всю цепочку процесса, и уже вместе с ним (через него) работать по проекту дальше.

В итоге 25% выданных нами заключений на строительство подобных объектов отрицательны. Попробуйте сейчас спроектировать медицинское учреждение, например, роддом – после первого рассмотрения мы вносим в проект до 100 замечаний (и таких рассмотрений будет 5-7). Сегодняшние проектанты вообще не понимают, что такое медицинское учреждение, как с ним надо работать. Или кто сейчас может спроектировать нормальный молокозавод? Не строительные конструкции (мы не проверяем балки на прочность), а технологию.

3. Отношение к работе. К приходящим к нам иностранным компаниям у нашей Службы обычно мало вопросов, т.к. у них совершенно другой технологический уровень. Они очень серьезно относятся к окружающей среде и здоровью населения. Первым делом иностранные инвесторы просят сделать анализ почвы (может там много тяжелых металлов, а вы потом будете предъявлять нам претензии), анализ воздуха и т.д. Когда строится наш завод, подобных вопросов не возникает – потом разберемся. На западе люди приучены к внутреннему контролю, у нас без внешнего контроля «палец о палец не ударят». На Западе человек, занимающийся ресторанным бизнесом, если отравит людей, то навсегда лишится права заниматься подобного рода деятельностью, не будет у него больше ни кафе, ни таверны, ни ресторана – ничего, так у них принято. У нас отравил в одном месте – закрыли, открыл в другом – «и трави себе на здоровье». Вот и вся ответственность. Я живу в обычном многоквартирном доме, вижу, как убирает подъезд уборщица, – ни ответственности за свою работу, ни уважения к окружающим людям – и так по всей России.

Подход к решению проблем.

У меня есть дни приема, можете прийти с жалобами, и, однозначно, любая ситуация будет рассмотрена в первую очередь с точки зрения здравого смысла. У нас работают не крючкотворы, которые живут по инструкции, а специалисты, обученные государством (в нашей системе ни в одном субъекте РФ нет человека, который не имел бы санитарного образования), умеющие из всего многообразия нормативных документов отделить важное от неважного применительно к конкретной ситуации. Чем квалифицированнее сотрудники, тем тоньше они чувствуют эту грань, тем больше при принятии решения они берут ответственности на себя, не боясь каких-то возможных осложнений для себя как чиновников. Потому что если действовать строго по нормативным документам, все можно похоронить, остановить и закрыть (у нас несколько тысяч санитарных норм и правил различного характера, только мы и Госстандарт имеют такого количества ГОСТов). Подобный подход очень важен, поскольку мы, как государственная служба, должны работать на интересы государства, на наших людей, чувствовать ответственность перед ними, не мешать им работать, а наоборот – пытаться помочь.

К примеру, приходит предприниматель, желающий открыть парикмахерскую, согласно нормам на 1 кресло полагается 15 м.кв., а у него 14,5. У меня есть все основания для отказа, но что эти пол-метра с точки зрения здоровья человека решают – да ничего, а вот для человека, залезшего в долги, чтобы открыть свое дело, очень и очень многое. И я, конечно, пойду ему на встречу – это не тот вопрос, где нужно проявить принципиальность и не идти ни на какие компромиссы, кто бы там не просил (недаром наша Служба финансируется исключительно из федерального бюджета) и как бы не давили...

В любой разрешительной системе, где работают сотни людей, нам приходится сталкиваться с проявлениями коррупции на личном уровне отдельных сотрудников (от которых мы сразу же избавляемся). Моя задача, как руководителя Управления, – сдерживать коррупцию на минимально возможном уровне, не надзором за сотрудниками, а организацией работы, исключающей возможность сговора заказчика с чиновником: клиент приходит, сдает документы в приемную, уходит... Всё, отдали – ждите, через месяц получите документы обратно. Кому рассматривать – определяет руководитель, согласовывает один эксперт, утверждает другой, третий ставит печать и т.д. десятый выдает – с кем договариваться? Многие клиенты просят, что бы им дали куратора, с которым они будут обсуждать процесс согласований – мечтатели – я  знаю,  как это будет рассматриваться и обсуждаться. Тем более, что я не только противник коррупции, но и противник расширения платных услуг.

Тенденции.

Федеральная политика последнего года сводится к уменьшению влияния органов надзора на бизнес, и это правильно. В рамках этого проходило сокращение представительства нашей Службы в районах. Мы не потеряли ни авторитета, ни влияния, но многие функции, которыми мы занимались, ушли от нас к муниципальным властям, т.е. ушли в никуда – вот в чем беда. Сейчас позиция руководства нашей службы – ничего не передавать,  потому что передать – значит пустить на самотек решение многих проблем связанных со здоровьем человека. Муниципальные образования в данное время очень слабы и не имеют ни кадровых,  ни финансовых возможностей решать подобного рода вопросы. Однако в перспективе, я думаю, наша служба будет заниматься только стратегически важными задачами: снабжением регионов продуктами питания, развитием промышленности, медицинскими услугами и т.д.

Вне всякого сомнения надо уменьшать количество имеющихся сегодня нормативных документов, в которых прописано всё и вся. От того, каким цветом и шрифтом на ведре в туалете будет написано «для туалета», эпидемия не случится, как не случится, если надписи не будет вовсе, потому, что не один здравомыслящий предприниматель не позволит уборщице из этого ведра мыть полы на кухне. И мы должны изменить ситуацию, когда мы сами создаем ГОСТы и сами же их контролируем.

Сегодня все больше появляется фирм, которым не надо ничего напоминать, работающих правильно на долгую перспективу, – это в основном успешные фирмы, добившиеся значительных результатов, которые дорожат тем, что у них есть, и им действительно есть, что терять. К сожалению, очень большой пласт малого и среднего бизнеса продолжает жить лишь сегодняшним днем, пытаясь «урвать» как можно больше, не заботясь о последствиях своей деятельности. Однако все потихоньку меняется, и меняется  в лучшую сторону.
 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий