Культура

 
Красное кресло в красной комнате за зеленой дверью автор: Михаил Ершов
В.Д. Бубнова «За зеленой дверью» (1972). Бумага, пастель. Музей А.С. Пушкина в Бернове.

Уже полгода редакция «Точки зрения» путешествует по районным филиалам Тверского объединенного музея, прокладывая маршруты для тех, кто готов к поездкам, кто хочет ярко, интересно и с пользой провести выходные и показать что-то своим детям. За это время мы и наши читатели с удивлением обнаружили, как много далеко не рядовых произведений искусства, предметов старины, артефактов истории хранится в музейных витринах.

И, честно говоря, нам показалось, что музей делает далеко не всё, чтобы мы об этом знали. В конце концов, музею, кажется, надоело наше любопытство. Но, надеемся, он опомнится. А пока – о нескольких удивительных картинах из коллекции Музея А.С. Пушкина в Бернове, тоже филиала Тверского объединенного.

В.Д. Бубнова «Портрет вышивальщицы П.Т. Каминской» (1977). Бумага, пастель. Музей А.С. Пушкина в Бернове.
В.Д. Бубнова «Улицы в Сухуми» (1966). Бумага, смешанная техника. Музей А.С. Пушкина в Бернове.

Итак, красное кресло в красной комнате за зеленой дверью. Это не вигвам из «Твин Пикса» и не набросок к раннему фильму Жене и Каро (помните странные эксцентрические ленты «Деликатесы» и «Город потерянных детей»?). Это работа вполне добропорядочной и интеллигентной пожилой дамы, детство которой прошло в имении Вульфов Берново, юность – в классах Императорской академии художеств и на выставках вместе с Малевичем, Бурлюком и Кандинским, зрелые годы – в Японии, а старость – в СССР, куда она вернулась в 1958-м, – сначала в Сухуми, а потом в Ленинграде.

Заслуженный художник Грузинской ССР, действительный член Археологического института, кавалер Ордена Священной Короны четвертой степени Варвара Дмитриевна Бубнова (1886–1983) прожила почти сто лет, изучала африканскую скульптуру, выставлялась с «Бубновым валетом», «Ослиным хвостом» и Союзом молодежи, знаменитыми объединениями отечественных модернистов, преподавала русский язык и литературу в Токийском университете. Существует легенда, что среди ее учениц была Йоко Оно, которая, по другой легенде, оказалась родственницей Пушкина.

И вот в 1972 году в возрасте восьмидесяти шести лет пастелью (которая у нее не благостная, гладкая и дымчато-прозрачная, а острая, исполненная крика и сюрреалистических видений) Бубнова написала картину «За зеленой дверью». И вдруг продемонстрировала далеко не исчерпанный потенциал авангарда. Сообщила нечто совершенно новое о тайниках подсознания, внесла дискомфорт в привычные представления об истории отечественного искусства и загадала загадку, которую пока никто не смог разгадать.

Вы можете попытаться. Учтите, что достаточное количество произведений Варвары Дмитриевны собрано в Третьяковской галерее в Москве, но от этих первоклассных вещей «Третьяковка» точно бы не отказалась!

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий

 
ЛУЧШИЕ СТАТЬИ РУБРИК