Культура

 
Городские обманки автор: Татьяна Куюкина
В русской живописи XVIII столетия очень модным был жанр так называемых обманок. Запечатлённому предмету придавалось иллюзорное сходство с прототипом. Подобие было столь впечатляющим, что увиденное неудержимо хотелось потрогать. Ан нет, не получалось! Потеха, да и только! На подобные забавы был падок век, прорубивший окно в Европу, век ассамблей, маскарадов, шутих, кринолинов, накладных мушек, многоэтажных париков, фейерверков, карлиц и арапчат, потёмкинских деревень, ледяных дворцов и всяких других искусственных украшений жизни. Так петровская эпоха маскировала свою тоску по устоявшемуся укладу жизни, страх перед реформами и ропот против нововведений.
Наружный вид Импервторского дворца резко контрастирует с его внутренней жизнью
 
Наши предки уважали и знали свою историю, их цивилизационные амбиции носили общенациональный, а не личный характер. Не считая культуру обременительным придатком экономики, они использовали её достоинства в интересах всего сообщества
 

Наше время отчасти похоже на век XVIII, как и на все другие реформаторские эпохи. Обманок тоже немало. Но получились они у нас не в процессе игры и естественной весёлости духа. Во всеобщей спешке мы часто проскакиваем мимо главного, сущностного, принимая декоративную сторону чужой жизни за образец для подражания. И заносит в крайности одного хватательный инстинкт, другого – простое невежество или эгоистические амбиции (мол, «сами с усами»), а третьего – отсутствие вкуса или ложные приоритеты. Поэтому наши обманки имеют другое обличье. К счастью, вещь легко поправимая – пока! Было бы прозрение.

В подтверждение приглашаю прогуляться по главной тверской улице Советской, заглянуть на Трехсвятскую, пройтись по набережной Степана Разина. Улица Советская – обманки начинаются с самого названия. Что ж на ней советского? Учитывая её немалую протяженность, не так уж и много – кроме названия, три памятника: М.Калинину, К.Марксу и В.Ленину – вместо памятников Екатерине II, волею, а во многом и на деньги которой была собственно создана эта улица и новый европейский облик Твери. Главный вектор знаменитого тверского трёхлучия задумывался как витрина города: с дворцами, площадями и общественными зданиями. Здесь особенно приятно было гулять и показывать гостям обновленный городской «наряд».

Первый объект – Тверской императорский дворец. Совсем не рядовое здание, а выдающийся памятник русской архитектуры, связанный с именами великих зодчих. Попробуйте-ка водителя маршрутки попросить «остановиться у Дворца», увидите такое недоумение во взоре!… Несколько поколений горожан видят его в сгнивающих и снова возводимых лесах и думают, что за этой городьбой нет жизни. На самом деле в той части дворца, что без лесов, но с трещинами и облупленной штукатуркой, успешно работает один из богатейших художественных музеев России – Тверская картинная галерея. Для тех, кто побывал внутри, контраст очевиден. Если бы посетители галереи поверили строительным лесам и руинированности внешнего вида здания, они не увидели бы прекрасных интерьеров Дворца, восхитительной дворцовой мебели и уникальной художественной коллекции.

Дом губернатора. Здание было построено по проекту выдающегося русского зодчего Петра Романовича Никитина и до недавнего времени оставалось едва ли не единственной постройкой, сохранившей следы его творчества. В «доепархиальный период» часть помещений сохранялась в историческом виде, что большая редкость для нашего города. Название здания говорит само за себя – со своими семьями в нём жили тверские губернаторы. Тут же располагалась приёмная, кабинет и, как бы сейчас сказали, аппарат губернатора, великолепный двусветный зал для приёмов, декорированный медальонами и цветочными гирляндами. Дом был открыт для депутаций и широкого круга гостей. Теперь, после евроремонта, это Епархиальное управление. Не знаю, пристало ли такому заведению находиться в эпицентре мирской суеты (ранее оно располагалось в Трёхсвятском, на территории нынешнего пионерского парка), но для горожан дом потерян. Напротив губернаторского дома находился губернаторский же сад. Сегодня его территория (кстати, вплотную примыкающая к императорскому дворцу) заставлена псевдоизбами и опутана плетнями какого-то кафе в стилистике малороссийского хутора. А это уже мелодия совсем из другой оперы. Какому шальному «эстету» пришла в голову мысль за садовой оградой поставить ещё один забор?! У каких таких «стилистов» поднялась рука разрешить это «новаторство»?.. 

Дворянское собрание. Здание носит подчёркнуто общественный характер. Его внутренняя планировка, великолепный зал с кариатидами и прекрасной акустикой (одной из лучших в Твери), разбегающаяся на два марша парадная лестница с нарядными перилами и большими зеркалами на её площадках рассчитаны на общественно значимые торжественные мероприятия. Интерьер зала с кариатидами – это один из немногих тверских интерьеров, сохранившихся в подлинном виде. Нынче это Дом офицеров. Пожалуй, от последнего тоже осталось одно название. Сегодня здесь место проведения кошачьих выставок, продажи таможенного конфиската и работы кафе со смутной концепцией. Ни о каких дворянских или офицерских традициях речь давно не идёт. Неужели они были так плохи?

Полуциркульная площадь – очень важная точка как в градостроительном, так в имиджевом, административном и прочих аспектах жизни всего региона. Деловой центр области: областная администрация и большинство её управленческий институций базируются в восточной части этой классической по своему архитектурному облику площади. Властные функции осуществляются в тиши кабинетов. Зато напротив царит полноценный провинциальный базар. На развалах у Дома Техники в режиме nonstop идёт бойкая торговля саженцами, цветочными горшками, трикотажем, домашними тапками, «народными» поделками. Старинный кинотеатр «Вулкан» «специализируется» на одежде: пальто, шубы, бельё, костюмы… Одним словом, действа, развёртывающиеся на площади, никак не соответствуют её архитектурному, градообразующему, стилистическому или административному статусу. Может, её стоит переименовать в Базарную?

Аптека № 1. В витринах хорошо известной Дежурной аптеки красуется надпись «Нам 230 лет». Это самая старая из тверских аптек. Не пирамида Хеопса, конечно, но в нашем городе (да и России, впрочем) мало кто может похвастаться таким юбилеем. Многие фирмы о своём 3-летии кричат на всю Ивановскую, а тут такой нешуточный возраст! Слава богу, аптека осталась аптекой. Но войдите внутрь: заштатное стандартное пространство с обычным ассортиментом. Почему бы владельцам не воспользоваться уникальным фактом 230-летия этого учреждения и не подчеркнуть старину? Для этого достаточно сунуть нос в архивы или книжки. Исторический интерьер вполне совместим с современным технологическим оборудованием и прочими требованиями времени, что с успехом доказывает опыт наших домашних ремонтов. Результат, не сомневаюсь, порадует покупателей и обеспечит рост доходов.

Дом дружбы. Милый, служащий украшением квартала домик. Ещё пару-тройку лет тому назад в нём звучала музыка, принимали гостей, организовывали симпатичные выставки. Дом был живым. Уже несколько лет этот симпатяшка никому не нужен. И это в центре города, где каждый сантиметр на счету! Когда к нам в руки попадает антикварная вещица, мы спешим привести в порядок не только её внешний вид, но делаем всё возможное, чтобы ею пользоваться.

Старинная булочная на Трёхсвятской когда-то манила тверичей запахом свежеиспечённого хлеба, разносившегося на всю округу. При булочной была своя пекарня. Представьте только, какой аромат навевал тверичам XIX века воспоминания о родном городе в дальних странствиях. Теперь эта булочная представляет собою серенький провинциальный магазинчик.

Набережная Степана Разина. «Единая фасада» волжской набережной – один из лучших городских ландшафтов центральной России. Был. Между прочим, визитная карточка Твери. Взгляните на неё с левого берега Волги. Разросшиеся деревья закрыли всю красоту домов, повалилась кое-как залатанная ограда, сходы мостов превратились в отхожие места, разрослись сорняки и немыслимого, дико-оранжевого изящества урны не спасают набережную от мусора… Передвигаться по променаду можно только в специальной обуви – ножки быстро сломаешь. Пространство набережной наполнено пивным смрадом и дешевым запахом fast-food’а. Может, поэтому оно так активно осваивается пузатыми дядьками, утратившими половые признаки, люмпенизированным элементом да маргинальными девицами?..

Если продолжить путешествие по историческому центру Твери, нашей многовековой гордости, то полное лукошко обманок нам обеспечено будет без труда. Большинство из них появилось в азартный период строительства нашего нового капитализма.

Тверь – красивый и чувственный город, один из самых красивых в России. Его образ складывался веками не только из фасадов домов, но и из содержания зданий, запахов, шумов, зеленых насаждений, облика горожан... И мне хочется знать: лозунги типа «Тверь – чистый город добрых людей» или «Горжусь страной, горжусь Россией» и обманки придумывали в одних и тех же кабинетах или в разных? И поступают ли сами сочинители лозунгов в соответствии с их содержанием? Ведь решения на застройку или функциональное использование того или иного здания должны приниматься власть предержащими не механическим способом, и не «методом тыка». В конце концов, в городе есть университет с историческим факультетом, музеи, клуб краеведов, наконец, союзы архитекторов, художников, дизайнеров. Есть, с кем посоветоваться. «Умный еврей при губернаторе» никогда не считался излишеством.

Наши предки уважали и знали свою историю, их цивилизационные амбиции носили общенациональный, а не личный характер. Не считая культуру обременительным придатком экономики, они использовали её достоинства в интересах всего сообщества. Власть стремилась быть грамотной и волевой.

XVIII столетие достаточно быстро сумело «выскочить» из своих обманок, отстроить всерьёз такой мировой градостроительный шедевр, как город Санкт-Петербург, перестроить на новый лад немало городов в стране (в частности, Тверь, про которую пелось «Тверь-городок, Петербурга уголок») и зажитьспокойной, достойной жизнью.

 

 

 

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий