Регион

 
Состояние рынка продовольствия Тверской области автор: Виктор Кулаков

Рынок продовольственных товаров занимает одно из центральных мест в системе отраслевых рынков любой страны и отдельно взятого региона.

Стратегия его развития должна решать двуединую задачу: обеспечить высокий уровень жизни – с одной стороны, и достижение продовольственной безопасности – с другой.

В сельском хозяйстве, по предварительным расчетам, в формировании ресурсов продукции животноводства в 2015 году ввоз мяса и мясопродуктов сократился на 1,0%, молока и молокопродуктов – на 21,5%. Доля его в формировании мясного потенциала сократилась с 56,5% в 2014 году до 49,9% в 2015 году, молока и молокопродуктов – сократилась с 50,6% до 44,3%. В истекшем году общие ресурсы мяса и мясопродуктов возросли на 12,1% и составили 197,7 тыс. тонн, молока и молокопродуктов – сократились на 10,4%, составив 401,9 тыс. тонн.

Рост ресурсной части баланса мяса в 2015 году обеспечен преимущественно ростом его производства (на 31,2%). Сельскохозяйственные организации, развивающие скороспелые отрасли животноводства – птицеводство и свиноводство, обеспечили не только рост производства, но и увеличение объемов вывоза продукции в 1,3 раза к уровню 2014 года.

Производство молока в 2015 году лишь незначительно превысило уровень 2014 года, при этом вывоз продукции увеличился на 10%.

В растениеводстве в формировании ресурсов картофеля в 2015 году на долю производства приходилось 57,8% (в 2014 году – 56,6%), на долю ввоза – менее 1% ресурсной части баланса. Производство картофеля составило 420,3 тыс. тонн, превысив уровень 2014 года на 23,3%. Производство овощей и бахчевых культур в области в 2015 году составило 102,9 тыс. тонн (на 2,9% выше уровня 2014 года).

За 2015 год предприятиями – производителями пищевых продуктов и напитков было отгружено товаров собственного производства (работ, услуг) на сумму 48170 млн. рублей (справочно: 42325 млн. рублей в 2014 году), что составляет 26,6% продукции обрабатывающих производств.

В I полугодии 2016 года1) предприятиями и организациями пищевой промышленности Тверской области отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на сумму 24095 млн. рублей в фактически действующих ценах, что составляет 26,3% продукции обрабатывающих производств.

В 2015 году наблюдался рост к предыдущему году в производстве плодоовощных консервов (на 51,9%), производстве мяса и субпродуктов пищевых убойных животных (на 23,8%), в производстве цельномолочной продукции (на 23,2%), а также в производстве колбасных и кондитерских изделий, в производстве полуфабрикатов мясных подмороженных и замороженных (см. табл. №1).

Вместе с тем снизился выпуск безалкогольных напитков на 27,9%, производство рыбы и продуктов рыбных переработанных и консервированных сократилось на 20,4%, минеральной воды – на 19,9%. Снижение объемов производства отмечается в производстве полуфабрикатов мясных охлажденных и масла сливочного, хлеба и хлебобулочных изделий.

Бесперебойное снабжение населения товарами во многом зависит от устойчивых товарообменных связей области с другими регионами Российской Федерации, странами СНГ и дальнего зарубежья.

Основной товарообмен среди регионов России Тверская область осуществляет с Москвой, Санкт-Петербургом, Московской, Владимирской, Ярославской, Смоленской, Новгородской областями.

Среди вывозимых товаров наибольший удельный вес занимают мясо, колбасные изделия, мясные полуфабрикаты, молоко и молочные продукты, пиво, кондитерские изделия, мука, макаронные изделия.

В область завозится мясо, колбасные и мясные изделия, молочная продукция, растительное масло, алкогольная продукция и пиво, сахар, кондитерские изделия, рыба и продукты рыбные, мука, макаронные изделия, крупа, соль и другие товары.

Деловые контакты области установлены также с 88 странами мира.

В 2015 году Тверская область экспортировала продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на 8,7 млн. долларов США, что составило 94,7% к уровню 2014 года, и импортировала той же продукции на 46,7 млн. долларов США (64,5% к уровню 2014 года).

Сальдо торгового баланса сложилось отрицательное и составило 38 млн. долларов США. Импорт товаров в область по стоимости превысил объемы экспорта в 5,4 раза.

Объем импорта продовольствия со странами СНГ в 2015 году по сравнению с 2014 годом сократился на 34%, со странами дальнего зарубежья – на 36%.

Наиболее заметное снижение импорта зафиксировано по фруктам, кондитерским изделиям, алкогольным и безалкогольным напиткам. Поставки яблок и груш в 2015 году сократились на 92% – в основном за счет Польши, Италии и Бельгии. Импорт кондитерских изделий снизился на 84% при сокращении поставок из Турции на 94%. Существенно изменилась география импортных поставок алкогольных и безалкогольных напитков, их импорт сократился на 53% (снизились поставки их Германии на 72%, Болгарии – на 62%, Испании – на 26%, Италии – на 63%, Литвы – на 96%, Франции – на 22%).

По данным Минстата Республики Беларусь, в 2015 году произошло также снижение поставок в наш регион из республики Беларусь мяса и мясных продуктов на 44%, молочной продукции – на 31%, овощей – на 34%, сахара и кондитерских изделий – на 22%.

Розничная торговля продовольственными товарами является одной из самых динамично развивающихся отраслей, однако на фоне сложной экономической ситуации в стране и области потребительский рынок продуктов питания характеризуется с 2014 года индексами физического объема ниже 100%-ной отметки.

Соотношение в сторону большей доли пищевых продуктов в обороте розничной торговли стало меняться с начала 2015 года. Если за 2014 год удельный вес пищевых товаров составлял 48%, то за 2015 год – 51%, первое полугодие 2016 года – 52%.

В ассортиментной структуре оборота розничной торговли наибольший удельный вес в 2015 году приходился на алкогольные напитки и пиво (9,5%), мясо, включая мясо домашней птицы и дичи, продукты и консервы из мяса (8,2%), молочные продукты (3,5%), хлеб и хлебобулочные изделия (3,1%), кондитерские изделия (2,7%), рыбу и морепродукты (1,8%), свежие овощи (1,8%), свежие фрукты (1,7%), пищевые масла и жиры (1,6%).

В 2015 году наблюдалось повышение продажи мяса домашней птицы на 2%, пищевых масел и жиров – на 1,2%, молочных продуктов – на 18,5%, яйца птицы – на 24,7%, хлеба и хлебобулочных изделий – на 2,1%.

Наряду с этим снизились продажи рыбы и морепродуктов на 20,6%, сахара – на 3,5%, крупы – на 20,4%, макаронных изделий – на 6,8%, свежего картофеля – на 12,8%, свежих овощей – на 9,7%, свежих фруктов – на 10,1%. На рынке алкогольной продукции также отмечалось снижение покупательского спроса на 5,6%.

На потребительском рынке области ведущие торговые компании продолжают формирование крупных розничных торговых сетей, продажу продовольственных товаров осуществляют следующие сетевые торговые структуры: ЗАО «Тандер», ООО «ГИПЕРГЛОБУС», ЗАО «ТД «ПЕРЕКРЕСТОК»», ЗАО «ДИКСИ ЮГ», ООО «РИТМ 2000», ООО «КОПЕЙКА – М.О.», ООО «Лента», ООО «АТАК», ООО «КОПЕЙКА-МОСКВА», ООО «АГРОАСПЕКТ», ОАО Фирма ОРТ «УНИВЕРСАЛ», ООО «Метро кэш энд керри» и другие.

В 2015 году оборот розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями розничных торговых сетей составил 41,7% к общему обороту розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями, в первом полугодии 2016 года – 38,9%.

Ключевыми форматами для торговых сетей продолжают оставаться дискаунтеры, гипермаркеты, супермаркеты. Кроме того, продуктовые торговые сети начинают развивать мини-форматы «магазинов у дома».

Тенденция роста сетевой торговли создает дополнительные возможности расширения рынка и дает значительный положительный эффект.

Одним из источников удовлетворения потребительского спроса населения в продуктах питания остается рыночная и ярмарочная торговля. На рынках и ярмарках население области купило в 2015 году 6,2% продуктов питания, в первом полугодии 2016 года – 6,4%.

Тверская область по обороту розничной торговли пищевыми продуктами на одного жителя в 2015 году занимала 8-е место (в 2014 году – 7-е место) среди регионов Центрального федерального округа после Москвы, Московской, Калужской, Воронежской, Липецкой, Тамбовской и Брянской областей.

В 2015 году в Тверской области наблюдался рост цен на продовольственные товары как на стадии промышленной переработки продукции (109%), так и в сфере торговли (112,7%). В то же время в сельском хозяйстве отмечалось снижение (98,6%) цен в декабре по отношению к декабрю предыдущего года. В I полугодии 2016 года ситуация изменилась: зафиксирован прирост цен на потребительском рынке – 9%, в то время как в промышленности и сельском хозяйстве наблюдалось некоторое снижение цен на 1,1% и 0,1% соответственно.

 Темпы роста цен производителей промышленных товаров в 2015 году в производстве пищевых продуктов, включая напитки, на предприятиях Тверской области были на уровне изменения цен в обрабатывающих производствах и составили 109%.

Темпы прироста потребительских цен на продовольственные товары в 2015 году были ниже уровня 2014 года и составили 12,7% против 19%. Наибольшее повышение цен на них зафиксировано в первой половине 2015 года.

Больше, чем в целом по продовольственным товарам, в 2015 году подорожали колбасные изделия – на 16,4%, рыбная продукция – на 16,8%, масло и жиры – на 18,1%, макаронные изделия – на 17,7%, хлеб и хлебобулочная продукция – на 14,4%. Отмечалось снижение цен на сыр – 3%, свинину – 5%, мясо птицы – 6%, картофель – на 41%.

Среди 18 субъектов Российской Федерации Тверская область по стоимости минимального набора продуктов питания в декабре 2015 года занимала 3-е место со стоимостью набора 3614 рублей после Москвы и Смоленской области, в июне 2016 года 4-е место (3904 рубля) – за Москвой, Смоленской и Московской областями.

Покупательная способность денежных доходов населения Тверской области, определяемая соотношением среднедушевого денежного дохода и величины прожиточного минимума, в 2015 году снизилась по сравнению с 2014 годом на 16% и составила 242%.

По этому показателю среди регионов Центрального федерального округа Тверская область занимает 16-е место, опережая Ивановскую и Смоленскую области.

Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения выражается и через товарный эквивалент среднемесячных денежных доходов населения. Под товарным эквивалентом понимается количество какого-либо товара (услуги) с конкретными потребительскими свойствами, которое может быть приобретено (куплено) при условии, что вся сумма денежных доходов будет направлена только на эти цели.

Необходимо отметить, что покупательная способность денежных доходов различных групп населения дифференцирована. Так, у 10% населения с наименьшими доходами в 2015 году она составила 66%, в свою очередь доходы 10% высокообеспеченного населения почти в 6,2 раза превысили минимально необходимый уровень.

Структура и уровень потребления пищевых продуктов в домохозяйствах играют важную роль в оценке жизненного уровня.

В структуре потребительских расходов домашних хозяйств расходы на покупку продуктов питания в 2015 году составили 38,8%, в 2014 году данный показатель составлял 36%. При этом в структуре потребительских расходов городских жителей в 2015 году расходы на покупку продуктов питания определились на уровне 37,4%, а у сельских – 43,5%.

По данным выборочного обследования бюджетов домохозяйств, потребление населением продуктов питания – дифференцированное и зависит, как правило, не от места проживания домохозяйств, а в первую очередь от их материальной обеспеченности. В структуре питания наименее обеспеченных групп населения преобладает ярко выраженная углеводистая модель питания с низким содержанием белков и жиров, а следовательно – низкокалорийная. Наиболее обеспеченное население, напротив, имеет возможность приобретать и потреблять продукты питания не только более калорийные, но и, как правило, лучшего качества – соответственно, по более высоким ценам.

Наглядным подтверждением дифференциации являются значительные расхождения в структуре расходов на продовольствие полярных по уровню доходов групп населения. В первой (наименее обеспеченной) 20%-ной доходной группе домохозяйств расходы на покупку продуктов питания составляли в 2015 году половину всех потребительских расходов (50,2%), а в пятой (наиболее обеспеченной) группе – 31,9%.

Необходимо отметить, что у малообеспеченных преобладают расходы на самое необходимое – более доступные по цене продукты питания, такие как хлебные, включая мучные и крупяные изделия, картофель, яйца, растительное масло и растительные жиры, а у наиболее обеспеченных, напротив, наибольший удельный вес в расходах на питание приходится на другие виды продуктов: мясные, рыбные, молочные, а также овощи, фрукты, кондитерские изделия, т.е. группы продуктов, предусматривающие большую степень разнообразия по ассортименту и цене, что, несомненно, влияет на возможность для данной группы этих домохозяйств использовать наиболее полноценный рацион питания.

Таким образом, продовольственный рынок является важным фактором социально-экономического развития нашего региона и призван выполнять свои функции, основными из которых являются:

– обеспечение взаимодействия продавцов и покупателей;

– установление количественных пропорций в структуре спроса и предложения;

– определение уровня равновесных цен и пропорций между ценами различных товаров;

– осуществление распределения продовольственных товаров между различными социально-экономическими группами населения;

– обеспечение участия в региональных торгово-экономических связях.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий

 
ЛУЧШИЕ СТАТЬИ РУБРИК