Образование

 
С новым циклом! автор: Андрей Белоцерковский

Поздравляю всех, кто учится или когда-либо учился, учит или когда-либо учил, с Днем знаний. Особые поздравления – тем, для кого этот день означает начало нового образовательного и жизненного цикла, т.е. первоклассникам и первокурсникам. Очень важно, чтобы этот цикл выводил их на принципиально новый уровень и сохранял желание учиться дальше, в течение всей жизни. В День знаний мы еще раз вспоминаем о важности получения и распространения знаний как основной движущей силы научно-технического прогресса, о великой миссии тех, кто эти знания добывает и несет, т.е. о педагогах и ученых. Низкий им поклон – они, в конечном счете, и конструируют наше будущее. Хочется в очередной раз подчеркнуть критическую важность роли образования и науки в генерации регионального развития, обеспечении конкурентоспособности и безопасности нашей Родины. К этому можно добавить еще три момента.

Первое. Сегодняшние экономические и геополитические условия обостряют до предела необходимость проведения «новой индустриализации», энергичного промышленного и технологического рывка, опираясь главным образом на собственные силы.

Второе. Скорость и амплитуда «рывка» зависят от многих факторов, но они всегда сдержаны сверху тем, что в науке называется границей технологических возможностей. Расширение этих границ критически важно, и оно достигается, как правило, в результате инновационной деятельности.

Третье. Впервые за долгое время в нашей области складываются благоприятные условия для осуществления такого рывка. «Точкой роста» наш регион может стать за счет возникновения существенно более тесной интеграции с федеральными структурами, вхождения в их программы развития, роста инвестиционного потенциала в результате системных, энергичных и эффективных действий нового руководства области.

Как известно, благоприятные условия сами по себе не гарантируют успеха. Воспользоваться возможностями или их упустить – во многом зависит от нас, в том числе от согласованности наших действий. Приведу пример из физики. Одно и то же количество энергии, преобразованное в свет, может быть равномерно рассеяно вокруг, собрано в луч прожектора или сконцентрировано в луч лазера. Огромная разница в радиусе освещения связана со степенью согласованности световых волн. Наибольшая согласованность (в физике называемая когерентностью) демонстрируется лазером. Видимо, в наших действиях необходима когерентность. Хотелось бы отметить несколько факторов, способствующих превращению глагола «может» в глагол «будет».

В современных условиях конкурентоспособность любой организации напрямую зависит от ее способности непрерывно разрабатывать и внедрять инновации. Это и есть процесс повышения границы технологических возможностей для отдельной организации. В той же степени конкурентоспособность региона на национальном рынке зависит от способности непрерывно генерировать и внедрять инновации, т.е. способности расширения границ технологических возможностей региона. Способность к инновациям зависит в первую очередь от инновационного потенциала людей, от человеческого капитала. За создание такого капитала в наибольшей степени ответственна система образования. Университет призван, с одной стороны, быть генератором новых знаний, приводящих к инновациям, с другой стороны – готовить кадры с высоким инновационным потенциалом. Как же сегодня мы с этой задачей справляемся? Ответ очевиден – недостаточно, если оглянуться вокруг и посмотреть на результаты: низкая инновационная активность и низкая конкурентоспособность. Мириться с такой ситуацией дальше нельзя, поэтому необходимо предпринимать активные действия по перелому ситуации. Программа стратегического развития нашего университета ставит перед собой такие задачи. Однако эта программа не может существенно влиять на ситуацию в регионе без ее сопряжения и согласования со стратегическими программами развития региона и отдельных отраслей. Иначе говоря, требуется гармонизация (вплоть до «когерентности») программ развития систем образования, промышленности и сельского хозяйства.

Тверь и Тверская область долгое время выполняли роль «интеллектуального донора» для двух наших «пригородов» – Москвы и Санкт-Петербурга – как городов, предлагавших больше перспектив развития и социального роста. В результате область имеет один из самых низких в России показателей по числу людей с высшим образованием на 1000 человек. Основная задача на нынешнем этапе – переломить эту тенденцию, используя преимущества нашего географического положения, развитости научно-образовательного кластера, социокультурной среды. Здесь есть две возможности: во-первых, привлекать талантливую молодежь из других регионов для получения первоклассного образования и перспективной работы, во-вторых, «не отпускать» свои таланты, создавая стимулы как для получения отличного образования у себя дома, так и для перспективного и интересного трудоустройства. Сейчас также открывается дополнительное окно возможностей в связи с тем, что сложившиеся структуры экономики и уровни цен вытесняют из столиц высокотехнологичные, инженерно-технические, креативные, наукоемкие виды деятельности. Отмечу, что во всех случаях уровень образовательной среды и привлекательности Твери для молодежи является одним из ключевых моментов для реализации оптимистических сценариев развития. Я не буду на этом останавливаться, так как неоднократно и достаточно подробно высказывался по этому поводу, в том числе на страницах настоящего журнала. Сейчас хотелось бы отметить другой аспект.

Свершившаяся цифровая революция приводит к существенным изменениям базовых моделей социально-экономического развития, меняет структуру экономики, структуру занятости. Это не вопрос абстрактного будущего – это вопрос среднесрочного планирования на ближайшие пять-семь лет. Ключевой позицией в социально-экономическом развитии Тверской области должно являться согласованное развитие всех элементов системы образования, высокотехнологичной и наукоемкой промышленности, креативных индустрий (как отраслей с высокой добавленной стоимостью и высоким уровнем обеспечения самозанятости), малого и среднего предпринимательства. Эти направления являются ключевыми в условиях «экономики знаний», влияющими на повышение привлекательности региона. В то же время в наукоемких высокотехнологичных областях рост может происходить очень быстро, минуя несколько этапов эволюционного развития и выходя сразу на передний фронт.

Безусловно, все остальные элементы программ социально-экономического развития обязаны присутствовать: сельское хозяйство, машиностроение, инфраструктура, развитие территорий и т.д. Но именно отрасли «экономики знаний» позволят региону расширить границы технологических возможностей, они смогут обеспечить более высокий уровень доходов. Кроме того, механизмы развития «классических» отраслей понятны, а инструменты и механизмы поддержки отраслей «экономики знаний» только вырабатываются. Нужно быть в числе первых, кто задействует эти механизмы и государственную поддержку этого направления развития.

Ведущую роль в процессе инновационного развития должен сыграть сектор высшего образования. В современных условиях роль университетов существенно шире, чем было ранее.

Сейчас университеты – это модератор, база, среда развития всего региона, тем более с учетом того, что общество переходит на модель непрерывного образования.

На базе университетов оптимально создавать структуры для развития высокотехнологичной и наукоемкой промышленности, локализовать и реализовывать профильные проекты и программы, формировать «территории опережающего развития», «центры превосходства», инжиниринговые центры. Государство сейчас разрабатывает дополнительные инструменты к уже существующим: технологические долины, «инвестиционный контракт», новые программы поддержки кластеров и т.д.

В этой связи в рамках программы развития промышленности необходимо создавать в регионе (в первую очередь – на базе университетов) центры превосходства – точки роста для будущих производств, базы для разработки/адаптации и внедрения передовых производственных технологий. Создание таких центров позволит развить новые производства, альтернативный промышленный сектор, позволит поддержать новыми технологиями ряд уже существующих предприятий. Также эта модель может оказаться привлекательной для крупных высокотехнологичных предприятий и госкорпораций, заинтересованных в выносе ряда производств из крупных и дорогих городов, а также в создании собственных инжиниринговых центров. Тула, Тольятти уже делают шаги в этом направлении.

Формирование рынков будущего невозможно без основного компонента цифровой экономики будущего – так называемых «фабрик будущего». Это площадки для цифрового производства, включая цифровое проектирование, тотальное математическое моделирование с использованием технологий оптимизации, испытания образцов новой продукции в виртуальной среде, отражающей реальные условия производства и эксплуатации, что позволяет существенно сократить сроки разработки и производства, а также себестоимость изделий. В наибольшей степени компетенциями для реализации этих проектов обладает формирующийся сейчас консорциум ведущих российских университетов, куда, кстати, входит ТвГУ.

Как сказал один умный человек, за одну ночь нельзя изменить жизнь, но можно изменить свои мысли так, что они навсегда изменят твою жизнь. Я не строю иллюзий по поводу того, что стоит нам последовать приведенным выше рекомендациям – и жизнь наша в одночасье изменится. Конечно, нет. Только вот, если не начинать двигаться в направлении активного вовлечения университетов и системы образования в программы стратегического развития региона и отраслей, если не гармонизировать усилия всех заинтересованных сторон, представителей власти, бизнеса, общественности, складывающиеся благоприятные условия и имеющийся потенциал не реализуются в полной мере. Необходима когерентность и теория малых дел – то, что японцы называют «кайдзен»: не надо революций, нужны небольшие улучшения, но каждый день, в согласованном направлении. И начать я бы предложил с немедленной разработки региональной программы измеряемого подъема уровня школьного математического образования в Тверской области, ситуация с которым вызывает большую тревогу. Ее совместное решение с участием университета было бы одним из малых дел на пути повышения границы технологических возможностей нашего региона. Если хочешь иметь то, чего никогда не имел, нужно делать то, чего никогда не делал.

С новым учебным годом!

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий