Регион

 
Провинциальный уклад автор: Андрей Епишин

Самое памятное и дорогое ощущение моего детства, которое прошло в Вышнем Волочке, – совершенно особенный провинциальный уклад, чудесная аура исторического городка, которой никогда не было и не будет, к примеру, в «советских» райцентрах Подмосковья.

Тридцать лет назад в Вышнем Волочке было всё. Как часы работали школы, библиотеки, спортивные секции, поликлиника, больница и общественный транспорт (люди ездили за черникой на автобусах!). Городские бани, Дворец пионеров, прогулочный теплоход, конный парк, драмтеатр и кино, заглянуть в которые в то время мог себе позволить каждый. Город удовлетворял все человеческие потребности – насущные бытовые, эстетические, культурные и т.д. Работа находилась для всех, и жители не стремились куда-то сбежать, а предпочитали растить своих детей в тихой, спокойной и комфортной обстановке. Тот же «купеческий» дух и уклад царили и в других малых исторических городах – Кимрах, Старице, Торжке, Кашине, Калязине, Бежецке, Осташкове...

Я абсолютно убежден, что уникальную ауру малых исторических городов необходимо бережно хранить. И более того: нужно двигаться вперед, аккуратно вписывая новую экономику в имеющийся контент, заставляя работать то, что в силу обстоятельств оказалось брошено и забыто.

Почти во всех малых городах есть крупные памятники – старинные фабрики и торговые ряды. Споры о том, в чьей они собственности и кому надлежит их реставрировать и эксплуатировать, продолжаются десятилетиями. Понятно, что в существующих экономических реалиях говорить о восстановлении за счет сдачи в аренду не имеет смысла, поскольку такие вложения не окупаются. Значит, нужно разработать и реализовывать специальную областную программу, подключив к решению проблемы государство. К чему строить новые офисные и торговые центры, если почти везде пустуют исторические здания? Очевидно, что грамотнее и дальновиднее восстановить и адаптировать под современные потребности то, что в будущем может принести большие дивиденды, – имею в виду очень важную для казны туристическую составляющую.

На самом деле для развития туризма по-настоящему важны только две вещи: внешняя благоустроенность и крупные культурно-исторические доминанты. Именно это порождает интерес и создает ощущение комфорта у приезжающих.

Недавно столичные блогеры на всю Россию ругали Калязин: одна гостиница на весь город (да и та – где-то на окраине), прилично поесть негде, смотреть не на что, за исключением старинной улочки, спускающейся к Волге, с видом на знаменитую колокольню (ни та ни другая, впрочем, не отреставрированы)... И вы знаете, упреки заслуженные. Что видит приезжий в том же Вышнем Волочке? Обшарпанную историческую застройку в центре, заросшие каналы, полузаброшенные торговые ряды, несколько красивых церквей и монастырь. Как сделать из всего этого доходный туристический маршрут? Да очень просто! Привести в порядок центр, обустроить цивилизованные точки общепита. Организовать экскурсионные прогулки по каналам, увязав их с посещением прекрасного вышневолоцкого драматического театра и краеведческого музея (с новой, по-настоящему интересной, экспозицией – из богатых запасников Тверской областной картинной галереи). Всё! Туристы городу обеспечены! А потом постараться вдохнуть новую жизнь в исторические здания: с помощью государства приспособить памятники под торговые площади, офисы и т.д.

Беда в том, что ни в Калязине, ни в Кашине, ни в Старице, ни даже в относительно крупном Вышнем Волочке никто не планирует, что будет через 10 лет. Нет даже отдаленного представления, куда, как и зачем двигаться, что принципиально важно, а что – второстепенно. У жителей малых городов сегодня отсутствует мотивация для того, чтобы оставаться в них жить и работать. А в окрестных поселениях и того хуже: если мужчина не пьет, то пашет где-то вахтовым методом – дорожным строителем, дальнобойщиком и т.д. Удержать людей можно лишь одним способом: перезапустив экономику райцентров и связав города с селами хорошими дорогами. В малых городах должно быть всё, что необходимо их жителям и жителям окрестных сел и деревень для комфортной жизни. То есть если где-то до сих пор нет кинотеатра или крупного торгового центра, их следует построить.

Провинциальный уклад жизни следует беречь как зеницу ока – как основу для дальнейшего существования и развития территории. В Европе тысячи крошечных городков умеют заинтересовать туристов исторической самобытностью, везде есть какие-то неповторимые «фишки», на самом деле являющиеся мощным двигателем местной экономики. Нечего показать, кроме старой заброшенной фабрики? Ну так устройте на этой площадке какой-нибудь грандиозный фестиваль, выставку приличного масштаба или что-то еще! Так, чтобы людям захотелось приехать и посмотреть.

Тверь – тема отдельная. Ей нужна настоящая столичная экономика, специально созданная и решающая главную проблему – как удержать на месте активную и высокообразованную часть населения, начиная с медиков и заканчивая программистами. На самом деле Тверь – очень удобный для жизни город, здесь комфортно растить, воспитывать и обучать детей. Как ни удивительно, одного этого уже довольно для развития – собственно, именно это и можно считать стратегией. Главная задача – не превратиться в индустриальный муравейник, а, напротив, стать хорошей альтернативой мегаполисам (откуда люди на самом деле уже бегут в ужасе). И не нужно пенять на кризис – удобных времен не бывает вообще. Упала нефть, вырос доллар и нет инвестиций? Займитесь жилищно-коммунальным хозяйством, инфраструктурой, дорогами. Вот только чертить, обсчитывать и строить всё это должны местные, свои, а не приезжие. Хватит ходить вокруг да около – просто следует хорошенько поработать!

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий