Слуга народа

 
Выборы 2016 автор: Андрей Белоцерковский

Приближается сентябрь – месяц особый для всех, кто имеет отношение к образованию: для тех, кто учит, и тех, кто учится. Месяц, открывающий новый учебный год, новый учебный цикл, для кого-то – новый этап в жизни.

В 2016 году особенность сентября усиливается еще одним обстоятельством,  региональными и федеральными выборами, результаты которых зададут повестку дня на ближайшие пять лет для всей страны и для нашей области. Приближение выборов заставляет более пристально взглянуть на то, что должно быть в центре этой повестки.

Я исхожу из того, что все кандидаты, независимо от партийной принадлежности, движимы искренним желанием улучшить ситуацию в родной стране и регионе. Разница между ними состоит в различном видении путей достижения этих улучшений и расстановке приоритетов по важности и первоочередности решаемых проблем. Все, так или иначе, озабочены проблемами региональной экономики, развитием промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, ЖКХ, социальной сферы, вопросами безопасности.

Понятно, что первичной является проблема наполнения бюджета; поиск наиболее эффективных путей его расходования хотя и важен, но вторичен: если распределять нечего, то самые оптимальные способы уже роли не играют. С этой точки зрения безусловным приоритетом является подъем экономики – загрузка мощностей имеющихся предприятий и создание новых. Кроме прочего это требует инвестиций, что, в свою очередь, предполагает наличие понятной и привлекательной для потенциальных инвесторов промышленной политики, стратегических планов регионального развития, обеспеченных необходимой ресурсной базой.

В результате успешного продвижения в этом направлении могут появиться рабочие места, вырасти платежеспособный спрос, генерироваться налоговые поступления, что, в свою очередь, создаст мультипликативный эффект. Резервы для роста в этом отношении в нашем регионе есть, и они велики. Сегодняшняя сложная экономическая ситуация, ориентация на импортозамещение и ре-индустриализацию страны открывают новые потенциальные возможности для движения в этом направлении. Воспользоваться этими возможностями или, наоборот, их упустить – зависит уже от нас.

Важнейшим ресурсом, оказывающим серьезное влияние на реализацию любых планов, являются люди, человеческий капитал. В секторе наукоемких и высоких технологий это просто критический фактор. Качество человеческого капитала в значительной степени формируется образованием. Подъем экономики очень тесно связан с понятием конкурентоспособности – как отдельного предприятия так и региона в целом. Подниматься будут пытаться многие, а вот поднимутся только конкурентоспособные. А конкурентоспособность в значительной степени сегодня создается образованием и наукой. Поэтому основное внимание я посвящу именно вопросам развития образования и науки в нашем регионе, понимая, что именно это может системно изменить ситуацию и во всех других областях.

Я уже много раз выступал на эту тему, в том числе – на страницах настоящего журнала. Приношу извинения за возможное повторение своих аргументов, так как, к сожалению, и они не потеряли своей актуальности, и проблемы не приблизились к своему решению, а в условиях кризиса лишь многократно повысили свою остроту. На мой взгляд, именно вопрос развития образования и науки должен стать одним из основных элементов повестки дня вновь избираемого Законодательного собрания области.

А что вообще можно сделать на региональном уровне? Ведь возможности для маневра в регионе ограничены, с одной стороны, федеральными законами, а с другой – региональным бюджетом. Это, конечно, очень небольшая степень свободы, именно поэтому здесь никакие радикальные изменения и не возможны, они упрутся или в первое, или во второе ограничение. И все-таки, пользуясь теорией «малых дел», разработка и систематическая реализация комплекса мер и программ могли бы дать ощутимый результат в обозримом будущем. Еще раз повторю: изменив ситуацию в образовании, можно ее менять и во всём остальном.

Итак, у нас в регионе нет ни нефти, ни газа, ни других ценных полезных ископаемых. У нас, правда, есть прекрасная природа, много земли. В Японии, например, ситуация намного хуже. Там тоже нет полезных ископаемых, но при этом нет и земли. Население – равное населению России, разместившееся на маленьких островах, две трети которых покрыты горами и непригодны для жизни и экономического использования. Да еще высокая геологическая активность, постоянные землетрясения, цунами (японское слово), тайфуны (тоже японское слово). В чем же секрет этой страны, до Второй мировой войны даже не входившей в число великих держав, сильно пострадавшей в этой мировой войне, более того – ее с позором проигравшей? В ставке на качество человеческого капитала. А качество это достигается беспрецедентным вниманием к образованию и прикладной науке. Высшее образование в Японии де-факто уже давно стало всеобщим. Там очень давно построено свое «Сколково», наукоград Цукуба, имеющий филиалы во всех крупных университетах и исследовательских подразделениях компаний. Именно ставка на образование, постоянное повышение его количества и качества в сочетании с прагматизмом и трудолюбием, – вот секрет успеха страны, казалось бы, обреченной историей и географией на прозябание. Кстати, теория «малых дел» – тоже японский термин, вошедший в языки мира как кайдзен.

Так же, как эффективность любой организации определяется не стенами и архитектурой здания, а работающими там людьми, перспективы региона во многом определяются его жителями – нынешними и будущими, реальными и потенциальными, качеством принимаемых управленческих и технологических решений. И вот здесь близость столиц, наших «пригородов», влияет на человеческий капитал области главным образом негативно. Происходит постоянный отток самой активной, пассионарной, предприимчивой и образованной молодежи в Москву и Санкт-Петербург. Даже если отвлечься от качественных характеристик и обратить внимание только на возрастную, это приводит к ускоренному старению (преобладанию людей пожилого возраста) населения. Качество тоже играет важную роль.

В частности, доля взрослых людей в Твери с высшим образованием не превышает 20 процентов, что примерно в два с половиной раза ниже, чем в Москве. Уезжают в основном люди с высшим образованием. Качество и количество – это не только настоящее. Если тенденция не меняется, это определяет довольно унылое будущее. Стареющее население – это сокращение экономической базы даже для поддержания основных систем, не говоря уже об их развитии. Низкий образовательный ценз – снижение инновационного, предпринимательского и технологического потенциала. Казалось бы, что можно противопоставить такому серьезному фактору, как ухудшение человеческого капитала за счет оттока молодежи в столицы? Единственный способ – противопоставить ему приток молодежи из других регионов, в том числе из столиц.

Что может побудить активную молодежь из других регионов приехать к нам? Высокооплачиваемая работа, наличие больших перспектив роста? Доступное жилье и качество жизни? Конечно, это исключительно важно, но положа руку на сердце – может ли наша область предложить прямо сейчас что-либо заметно лучшее, чем в других регионах Центральной России?

Новые производства, новые рабочие места – так же, как и высокое качество жизни – создаются очень крупными инвестиционными проектами, что как минимум требует значительного времени.

Если быть реалистом, то основной возможностью привлечения лучшей молодежи со всей страны является перспектива получения хорошего образования.

Просто потому, что для этого многое уже есть. Образование, в его нынешнем виде, например, в Тверском госуниверситете, входящем в число 30 лучших вузов России по образованию (рейтинг Интерфакс) и в топ-500 лучших вузов мира (международный рейтинг GWC), привлекает студентов более чем из 50 регионов страны и 40 стран мира. Да и другие тверские вузы предлагают вполне конкурентоспособный образовательный продукт. Поскольку из наших выпускников сразу после окончания университета из Твери уезжают около 20%, важно, чтобы приток как минимум не уступал оттоку, а лучше – превышал его по интенсивности.

Утверждаю, что способ привлечения молодежи с помощью первоклассной системы образования потребует существенно меньших инвестиций, чем любые другие, но предполагает принятие комплексных программ по повышению привлекательности города Твери для молодежи. Эти программы должны включать в себя как шаги по повышению качества самой системы образования, так и меры по повышению потенциала конкурентоспособности города как всероссийского образовательного центра.

От чего зависит качество высшего образования? Конечно, от уровня конкретного университета, его кадрового и научного потенциала. Но только ли от этого? Качество выходного «продукта» напрямую зависит от качества наших студентов на входе, т.е. от уровня их школьной подготовки.

Университет (а следовательно, и регион) кровно заинтересован в повышении этого уровня и готов участвовать в повышении квалификации учителей-предметников, особенно в естественнонаучных и физико-математических областях, оказывая методическую и организационную помощь. У нас есть для этого находящиеся на переднем фронте науки кадры, методические разработки, современное оборудование, инфраструктура, а главное – мотивация. Чего же не хватает? Региональной программы, финансируемой из регионального бюджета, целью которой явилось бы, например, измеряемое повышение среднего балла ЕГЭ, скажем, на 5 пунктов в течение двух-трех лет. Что бы ни говорили о ЕГЭ, в среднем его значение объективно (и не всегда лицеприятно) отражает уровень подготовки в конкретной предметной области в регионе, районе, школе. В интересах региона нужно не просто ставить галочку о прохождении курсов повышения квалификации каким-либо учителем, а фиксировать реальное – наблюдаемое и измеряемое – повышение среднего балла ЕГЭ. Без региональной целевой программы это остается невозможным, и мы вынуждены доучивать наших первокурсников по школьной программе, теряя драгоценное время.

Даже если бы нам удалось резко поднять уровень ЕГЭ в регионе и выбиться в лидеры, возникает следующая проблема. Наиболее сильные выпускники школ с высоким баллом ЕГЭ уезжают в Москву и Санкт-Петербург, легко поступая в ведущие вузы. Демографическая «яма» и низкий конкурс облегчают эту задачу. Хорошо это или плохо? Для ребят, может быть, и неплохо, если они поступают в МГУ, МФТИ, МИФИ, ВШЭ или СПбГУ. А вот остальные московские и питерские вузы по различным параметрам и рейтингам уступают ТвГУ. Иначе говоря, более качественное образование можно получить в Твери. Но ребята всё равно уезжают, привлекаемые огнями мегаполисов. В регион они вряд ли когда-нибудь вернутся, отдавая свои способности и знания в каком-либо другом месте.

Надо либо создавать условия для привлечения способных и талантливых из других регионов, либо не отпускать своих. Лучше, конечно, и то и другое.

Поэтому задача привлечения молодежи должна состоять из трех элементов: 1) стимулировать поступление в вузы Твери лучших выпускников Тверской области, 2) стимулировать поступление в вузы Твери выпускников из других субъектов Федерации и зарубежных стран, 3) стимулировать создание комфортных условий для проживания и работы в регионе выпускников вузов, оставшихся в городе. Очевидно, что каждая из задач требует своего подхода.

Что может стимулировать лучших выпускников тверских школ к поступлению в местные вузы, при том, что они с легкостью могли бы попасть и в лучшие столичные? Во-первых, качественное образование. Во-вторых, моральная и материальная поддержка в виде именных стипендий. Например, областная стипендия для выпускников школ области с баллом ЕГЭ выше 250, выбравших для поступления тверской вуз на все время обучения. Для этого, например, под патронажем Законодательного собрания области могут быть созданы и управляться специальные фонды поддержки талантливой молодежи. Средств эта мера потребует немного, но эффект – даже для нескольких сохраненных талантов – будет значительным. Именная стипендия кроме материальной поддержки является важным элементом резюме на всю профессиональную жизнь будущего выпускника.

Задача массового привлечения студентов из других регионов нашей страны и других стран – более сложная и затратная, но, на мой взгляд, именно ее решение в долгосрочном плане может оказаться определяющим фактором в развитии региона. Важнейшим, безусловно, является качество образования, и над его повышением вузам необходимо постоянно работать. Лозунг «Лучшее московское качество по тверской цене» понятен для многих. В то же время есть несколько принципиальных ограничений, которые не позволяют реализовать эту возможность в полной мере.

Первый сдерживающий фактор увеличения количества иногородних студентов – недостаток комфортабельных общежитий. Я уже как-то рассказывал, что несколько лет назад пребывал в заблуждении, что, если нашему университету удастся построить и ввести в эксплуатацию два новых девятиэтажных корпуса общежитий, мы навсегда снимем проблему размещения иногородних студентов и аспирантов. Удалось войти в федеральную адресную инвестиционную программу, построить и ввести в эксплуатацию общежития, но темп прироста койко-мест оказался существенно ниже темпов роста популярности университета, и количество неудовлетворенных заявок на проживание в общежитии не уменьшилось, а даже несколько возросло. Возможности вузов в этом смысле ограничены, и я бы хотел еще раз напомнить об идее строительства межвузовского студенческого городка, состоящего из современных общежитий квартирного типа. Здания должны принадлежать городу и эксплуатироваться на условиях самоокупаемости, но предназначаться для проживания студентов и аспирантов тверских вузов.

Здесь много вопросов по созданию соответствующей инфраструктуры, однако многие аспекты бытового обслуживания могли бы быть решены малыми инновационными предприятиями, создаваемыми самими студентами. Появление такого городка было бы серьезным шагом в программе «Тверь – город студентов». Не менее важным для вузов является сохранение собственных молодых кадров. Желание оставить в университете наиболее способных и склонных к научно-педагогической деятельности выпускников часто упирается в отсутствие служебного жилья.

С той же проблемой приходится сталкиваться и при рассмотрении заявок от иногородних ученых, желающих перейти на работу или работать по совместительству. Отсутствие жилья соответствующего уровня приводит к тому, что потенциальные соискатели выбирают другие регионы, которые реализуют программы поддержки своих образовательных организаций. Здесь также было бы целесообразно предусмотреть служебный наем хотя бы нескольких квартир для выпускников, остающихся работать в тверских вузах (возможно, в рамках межвузовского студенческого городка), и жилья более высокого уровня комфортности для приезжей профессуры. Даже если нам удастся реализовать эти элементы программы и создать самые привлекательные условия, без соответствующей рекламно-информационной программы в стране об этом никто не узнает. Такую кампанию необходимо организовать, рассказывая о Твери как об отличном месте для получения высшего образования лучшего московского качества, но без московской суеты и стоимости жизни.

Как я уже говорил, в странах, успешно развивающихся при полном отсутствии природных ресурсов, основная ставка сделана на образование и науку. В этой схеме основным элементом становится наличие первоклассного университета, в котором осуществляется как генерация новых знаний и технологий их применения и распространения, так и подготовка «рабочей силы», готовой новые знания осваивать и использовать. «Первоклассность» университету обеспечивает высокое качество профессорско-преподавательского состава, их активная вовлеченность в фундаментальные и прикладные исследования и разработки. Это качество создается десятилетиями и является, пожалуй, одним из самых ценных и легко растрачиваемых фундаментальных элементов хорошего университетского образования. Иначе говоря, наличие активно действующих в науке преподавателей является критическим для функционирования всей системы образования, науки и инновационного развития региона. Да, мы знаем – «кадры решают все». Речь идет о сохранении действующих, привлечении молодых и успешных научно-педагогических кадров.

В нынешних условиях сами университеты, в силу ограниченных финансовых возможностей, эту задачу решить не могут, поэтому происходит тихая деградация научного потенциала. Если провести аналогию с добывающей отраслью, это как износ насосов, качающих нефть. При всем богатстве месторождения добыча падает, и в конце концов – с полным износом насосов – прекратится. В нефтегазовой области всем понятно, почему нужно поддерживать в порядке оборудование – в этом кровно заинтересованы регионы, куда идут налоговые поступления, пропорциональные добыче. В абсолютно аналогичной ситуации, когда вместо нефти – вещь куда более важная в XXI веке – знания и кадры, регион смотрит на износ основных фондов спокойно. Если регион понимает, что его будущее прямо зависит от деятельности «добывающей» знания инфраструктуры, он в эту инфраструктуру должен вкладываться.

Мы традиционно больше всего беспокоимся о социально незащищенных слоях населения. Надо понимать, что, заботясь только о них, мы их постоянно и воспроизводим. Обязательно нужно заботиться и о тех, кто создает будущее, т.е. о научно-педагогических и инновационных кадрах региона.

Здесь тоже должна быть внятная региональная программа поддержки молодых ученых и инноваторов (жилье, региональные доплаты за ученую степень) и вполне сформировавшихся научных кадров. Сегодня цепочка – от фундаментальной науки к реальному сектору – страдает не только от отсутствия соответствующей инфраструктуры. Главным образом она страдает от отсутствия идей, т.е. слабости самой науки. Действительно, многие способные люди занимаются другими областями деятельности (что, безусловно, хорошо для этих областей) или уезжают из нашего региона в поисках большего признания своих научных достижений

Прирост экономики, основанной на знаниях, происходит главным образом за счет малого и среднего бизнеса – не больших предприятий, а маленьких коллективов хорошо образованных людей. Таким образом, необходимым условием развития региона является наличие сильной системы образования. Именно поэтому названное условие развития должно стоять в центре повестки дня вновь избираемого областного парламента. Основой региональной системы образования является университет, поэтому данный тезис можно перефразировать так: в центре повестки дня Законодательного собрания должен стоять университет. Повторю известную мысль, что если кто-то считает, что образование обходится слишком дорого для общества, пусть попробует невежество. Обойдется намного дороже.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий

 
ЛУЧШИЕ СТАТЬИ РУБРИК