Регион

 
Факторы влияния автор: Сергей Аристов
Исторически Тверь была одним из важнейших экономических и политических центров Руси. Со временем под влиянием глобальных геополитических и экономических трансформаций ситуация изменилась. Сейчас мы вместе со всей страной находимся в процессе еще более масштабных трансформаций. Генеральная задача в этих условиях – найти и занять достойное место на экономической и политической карте страны, выделяющее Тверскую область на российском и мировом уровне.
 
Мы можем стать либо равноправной частью московской агломерации, либо остаться как есть «промышленным полустанком» на проходящих трассах или, хуже того, «медвежьим углом» в центральной полосе России
 

Можно констатировать тот факт, что, преодолев кризис 90-х годов, в который попала вся Россия, Тверская область стала другой, при этом сохранив все положительные и отрицательные «родовые черты». Задачи по выходу из кризиса решены – пришло время целенаправленных действий для движения вперед. На основе честной оценки состояния дел в области, выявления слабых и сильных сторон, внешних ограничений и внутренних ресурсов, с учетом прогноза тенденций развития страны и мирового сообщества необходимо сформировать основные направления дальнейшего движения региона, определить цели.

В условиях идущих процессов глобализации мировой экономики и общественного развития, даже на региональном уровне, мы сталкиваемся с конкуренцией систем социально-экономических отношений, обеспечивающих своим гражданам более высокий уровень качества жизни. Готовы ли мы к межрегиональной и международной конкуренции?

В общероссийской системе координат наш регион является важным элементом транспортной, энергетической и экологической инфраструктуры европейской части страны. Вплоть до сегодняшнего дня данный потенциал в интересах собственного развития  регионом практически не использовался. Появление новых технологий, процессов экономической и социальной глобализации предоставляет нам шанс переломить данную ситуацию.

В основе сильных и слабых сторон развития Тверской области лежат особенности ее природного и социально-экономического потенциала, такие как: площадь территории, географическое и транспортное положение, сложившаяся структура экономики, отсутствие основных видов полезных ископаемых и т.д.

Большая площадь территории, отличающая Тверскую область от ее соседей, создает одинаково равные возможности для промышленного, сельскохозяйственного и туристско-рекреационного развития территории, организации новых поселений и производств и, таким образом, благоприятна для всестороннего развития экономики. В то же время расселение жителей на территории исторически складывалось неравномерно (с конца XIX века эту тенденцию усиливало интенсивное развитие московской и санкт-петербургской (ленинградской) промышленных зон), что обусловило неравномерное развитие инженерно-производственной и социальной инфраструктуры, вплоть до ее отсутствия в некоторых районах. Концентрация населения, производственных зон и соответствующей инфраструктуры происходит в основном вдоль транспортных коридоров «Москва – Санкт-Петербург», «Москва – Рига», «Москва –Кимры – Сонково – Сандово – Пестово – Санкт-Петербург», а также на территории, попадающей в 200-километровую зону от Москвы. Продолжение развития столичных полюсов ведет к угрозе образования «медвежьих углов», «потери» части территории, к дополнительным расходам на ее удержание. При аналогичной численности населения с другими подмосковными областями Тверская область имеет вдвое большую протяженность автомобильных дорог, линий электропередач и один из самых низких уровней газификации в сельской местности.

Разрабатывая долгосрочную стратегию развития, нельзя не учитывать современные техногенные факторы влияния, которые будут появляться в связи с реализацией федеральным центром транспортных инфраструктурных проектов, таких как:

1. Строительство платной автомобильной дороги «Москва – Санкт-Петербург», которое уже началось.

2. Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва – Санкт-Петербург» (ВСМ), как вариант – реконструкция существующей железной дороги для увеличения скорости движения пассажирских поездов.

3. Строительство третьего терминала международного аэропорта «Шереметьево».

4. Закрытие существующей железнодорожной магистрали «Москва – Тверь – Санкт-Петербург» для грузового железнодорожного сообщения и переориентация грузовых потоков на магистраль «Москва –Кимры – Сонково – Сандово – Пестово – Санкт-Петербург».

5. Строительство аэропорта рядом с Тверью.

Эти новые техногенные вызовы нужно с умом «отыграть» – либо мы устроим «сёрфинг на их волне», либо, ничего не предпринимая, окажемся «накрытыми этой волной». И здесь перед жителями, деловым сообществом встает вопрос: «Какой мы хотим видеть Тверскую область через 15-20 лет?» Мы можем стать либо равноправной частью московской агломерации, либо остаться как  есть «промышленным полустанком» на проходящих трассах или, хуже того, «медвежьим углом» в центральной полосе России.

Давайте попытаемся заглянуть в будущее и представить, как может выглядеть наша жизнь с реализацией федеральных проектов:

Платная автомобильная дорога «Москва – Санкт-Петербург. Время в пути от Твери до Москвы – 1,2-1,5 часа, до нового терминала аэропорта Шереметьево – 45 минут. Появляется серьезный инструментальный фактор размещения производств в Тверской области, а также смещение границы московской агломерации в сторону Твери до границ самого города. Как нам использовать данную ситуацию? Надо понимать, что скоростная трасса «разрежет» область, изменит зонирование территорий вокруг нее. Дорогу можно будет пересечь только в местах переходов и переездов, которые не могут располагаться «через каждый километр», что изменит привычный уклад жизни людей, живущих вдоль дороги. Соответственно строительство каждого съезда надо планировать, проектировать и обосновывать перед операторами строительства и эксплуатации трассы, понимая, что любой съезд – это точка повышения инвестиционной привлекательности, место для строительства новых производств.

Высокоскоростная железнодорожная магистраль.Если есть остановка в Твери – время в пути из Твери до центра Москвы – 40 минут. Это означает, что усилится миграционный поток в область – здесь комфортней жить, работать, и транзакционные издержки на ведении бизнеса намного меньше. Вектор развития экономики может измениться на развитие бизнеса сервисного типа, что подтверждается приходом в Тверь компаний PromoPostи Otto. Еще один возможный глобальный эффект – перенос границы 200 километровой инвестиционной зоны московской агломерации на северо-запад с включением в нее районных центров Тверской области: Ржева, Торжка, Вышнего Волочка, Старицы и т.д – и превращение их в промышленные центры. Т.е. практически вся Тверская область становится частью московской агломерации со всеми вытекающими из этого последствиями и перспективами.

Если нет остановки в Твери – то  «паровоз глобализации» проходит мимо, никаких преимуществ Тверская земля не получает, имеет «разрез» области и изменение не в лучшую сторону экономического зонирование территории вдоль ВСМ.

Третий терминал международного аэропорта «Шереметьево». Общеизвестно, что одним из факторов привлечения на территорию иностранных инвесторов служит хорошая транспортная доступность иностранных экспатов до заграничных штаб-квартир концернов. До Твери станет добираться ближе, чем до центра Москвы, что означает снятие еще одного психологического барьера на пути привлечения иностранных инвесторов.

Переориентация грузовых потоков на магистраль «Москва –Кимры – Сонково – Сандово – Пестово - Санкт-Петербург». Это означает потерю одного из важных факторов влияния на развитие Тверской области. Наша система расселения не позволяет «отыграть» данный перенос грузопотока. На вышеуказанной трассе находится всего несколько значимых «малых городов» – Кашин, Калязин, Кимры. Размещение в данных районах крупных промышленных объектов практически невозможно из-за нехватки квалифицированных кадров. Мы должны адекватно оценивать надвигающуюся проблему и искать способы ее решения.

Строительство аэропорта рядом с Тверью. Реализация данного проекта позволит превратить Тверскую область в транспортный узел со всеми возможными положительными последствиями для ее развития. Не секрет, что, несмотря на наличие трех транспортных «коридоров», регион не является транспортным узлом, т.к. «коридоры» на территории области не пересекаются. Реализация проекта строительства аэропорта позволит превратить г. Тверь именно в транспортный узел федерального значения, тем более что московская агломерация остро нуждается в его постройке как аэропорта-дискаунтера с возможность приема транспортных самолетов.

Перед нами стоит выбор, как данные факторы конвертировать в устойчивое экономическое развитие. На мой взгляд, только применяя комплексный подход к использованию положительных факторов, мы сможем получить ощутимые результаты.

Основной целью долгосрочной стратегии является динамичный рост экономики и как следствие достижение высокого качества жизни населения. Для реализации поставленных целей нам необходимо максимально эффективно использовать преимущества расположения Тверской области, ее значение в региональном разделении труда.

Данная статья отражает только малую толику аспектов разработки стратегии. Мы также должны учитывать гуманитарный, культурологический, научно-технический и футуристический потенциал Тверской земли и другие аспекты, о которых, я надеюсь, мы еще поговорим.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий

 
ЛУЧШИЕ СТАТЬИ РУБРИК