Культура

 
Вячеслав Федорович Шумилов автор: Владимир Биберин

Артистизм и мастерство – эти два слова, пожалуй, наиболее точно характеризуют творчество замечательного тверского живописца народного художника России Вячеслава Федоровича Шумилова (1931–2004).

Имя В.Ф. Шумилова не нуждается в представлении. Его натюрморты, пейзажи, жанровые картины, портреты хорошо известны не только российскому, но и зарубежному зрителю.

В.Ф. Шумилов начал свой творческий путь в искусстве в середине 1950-х годов, окончив Московское областное художественное училище «Памяти 1905 года». В 1956 году он впервые посетил «Академическую дачу имени И.Е. Репина», где работал «в потоке» под руководством А.П. Бубнова. Эта поездка сыграла огромную роль в становлении молодого художника и во многом определила его судьбу. «Академическая дача» стала для него не только школой, но и постоянным местом работы, краем вдохновения, неисчерпаемым источником тем и сюжетов его картин.

1950-е годы – время расцвета бытовой картины в советском искусстве. На «академичке» рядом с Шумиловым работали такие крупные мастера этого жанра, как А.П. Бубнов, В.Ф. Токарев, В.Н. Гаврилов. Конечно же, молодому художнику было нелегко найти свое место в их ряду, но уже первые его сюжетные работы были замечены зрителями и критикой.

Тематика его жанровых произведений разнообразна: картины жизни дореволюционной России, эпизоды гражданской и Великой Отечественной войн, трудовые будни и праздники современников. Художник почти всегда избегал многофигурных композиций. Его картины просты и немногословны, но за этой внешней сюжетной простотой, колористической сдержанностью всегда прослеживаются глубокое проникновение в суть изображаемого события, умение передать внутренний мир своих героев.

Не случайным было обращение В.Ф. Шумилова и к жанру натюрморта, который на протяжении нескольких десятилетий являлся основным в его творчестве. Цветы и плоды, дары родной земли, разнообразные предметы, особенно – согретые теплом человеческих рук, имеющие каждый свою историю, всегда привлекали художника. Но если в жанровых работах им отводилась роль вспомогательная, то в натюрмортах они начинали жить своей собственной жизнью, рассказывая о прошлом и настоящем, о печальном и радостном.

Каждый натюрморт художника – а точнее серия, составленная из нескольких работ – несет свой духовный настрой. Картины «Хлеб», «Лен», «Хмель», «Хлеб-соль», «Ковш и рябина» полны высокой поэзии, «Уха», «Осенний натюрморт», «Кружка пива» – просты и немногословны, как сама повседневная жизнь, цикл «Забытые ремесла» – торжественен и этнографически подробен, изображения лесных и полевых цветов – тихи и лиричны, цветов экзотических – искрометны и фееричны.

Натюрморты Шумилова всегда узнаваемы, но не только потому, что существовал определенный, хотя и довольно обширный, репертуар вещей, которые писал художник. Не предметы, написанные с большой любовью и пониманием, а сама живопись становилась содержанием его натюрмортов. Зрителя прежде всего, хотя он и не отдает себе в этом отчета, привлекает и завораживает движение кисти, фактура и цвет мазков, их сочетание и взаимоотношение, то, как они располагаются на поверхности, каким-то «чудом» создавая знакомые, узнаваемые формы.

Тот же артистизм и в то же время удивительная простота присущи и пейзажным работам Шумилова. Изображая в основном окрестности «Академической дачи», художник часто варьировал одни и те же мотивы, но никогда не повторялся, всякий раз находя новые нюансы в состоянии природы, передавая ее вечную красоту.

23 февраля исполнилось бы 85 лет со дня рождения мастера. Этому событию посвящена большая монографическая выставка из фондов Тверской областной картинной галереи, в экспозиции которой можно увидеть не только хорошо известные, «хрестоматийные» произведения, но и этюды, эскизы, представляющие творческую «кухню» художника.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий

 
ЛУЧШИЕ СТАТЬИ РУБРИК