Город

 
А главное – зачем? автор: Андрей Епишин

Роль областной столицы слишком значима, чтобы говорить о ней как о «вещи в себе». Развитие Твери (как города и как сообщества граждан) невозможно в отрыве от существующих реалий. Любые, даже самые смелые, планы и мечты на практике в первую очередь опираются на правовую, юридическую основу, которая формируется всеми ветвями региональной власти и федеральными ведомствами. Поясню примером: региональный закон о столичных функциях дал Твери возможность «расшивать узкие места» с помощью области. А благодаря отработанным правовым механизмам взаимодействия с общественностью городской активизм демонстрирует сегодня консолидацию тверитян, что приводит к реализации интересных идей в сфере благоустройства и досуга.

При этом, обсуждая перспективы и стратегию развития той или иной территории, так или иначе мы отталкиваемся от актуальной проблематики. Неудивительно – ведь прежде чем начать строить нечто новое, следует избавиться от всего того, что мешает двигаться вперед.

Ни для кого не секрет, что для Твери проблема номер один – ужасающее положение дел в сфере ЖКХ. Поэтому, рассуждая о возможных инвестиционных проектах развития, лично я делал бы акцент на создании новых инфраструктурных узлов в данной отрасли. Считаю, что в самое ближайшее время в городе должна быть сформулирована и утверждена внятная программа модернизации существующих систем жизнеобеспечения. Подчеркну: если в ЖКХ навести порядок (хотя бы просто разобраться, где чья собственность и кто за что в ответе), то очень скоро на месте вчерашней «черной дыры» откроется широкое инвестиционное пространство.

Коммунальное хозяйство – сфера капиталоемкая, с быстрым оборотом средств, при эффективном управлении моментально превращающаяся в крупного налогоплательщика и серьезного экономического игрока.

Второй вопрос, который необходимо решать, – транспортная инфраструктура и работа общественного транспорта в областной столице. Первые шаги уже сделаны, и выбранную линию следует продолжать. Мы готовы поддерживать эти действия законодательно – создавая юридическую базу для появления платных парковок, сохранения и восстановления трамвайного движения, введения единых проездных билетов и т.д.

Еще семь лет назад, когда велась разработка нового генерального плана областной столицы, ряд депутатов и экспертов сформулировали главный посыл: планируя далекое будущее, прежде всего необходимо понимать, кто в этом городе будет жить и, соответственно, какой будет экономика через 15–20 лет. К сожалению, в окончательной редакции документа четко этот вопрос так и не был прописан.

Иными словами, необходимо в конце концов решить: что важнее и как развивать человеческий капитал? И затем уже – строить планы исходя из ответа на этот вопрос.

Лично я считаю, что индустриальные парки, созданием которых сегодня все так увлечены, – это неплохо. Но главное, о чем на самом деле следует думать, – как сделать город комфортным и удобным для воспитания и обучения детей. Ведь именно в этом заключается конкурентное преимущество перед столицами.

Сегодня одна из основных формул успеха для подавляющего количества тверитян заключается в том, чтобы любой ценой суметь перебраться жить и работать в Москву. В то время как здесь, на месте, ничуть не меньше возможностей для организации и ведения успешного бизнеса. В чем же загвоздка? В качестве жизни и реализации насущных потребностей молодых семей. И в уровне доходов населения. Именно этой проблематикой следует заниматься в первую очередь.

Очевидно, что заработная плата в любом секторе экономики (включая бюджетную сферу) должна отличаться от столичной не в разы, а не более чем на 30–40%. Задача вполне выполнима, если мы перестанем плыть по течению и научимся создавать экономические условия.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что растить детей в Твери гораздо комфортнее, чем в Москве, с какой стороны ни посмотри, – воздух здесь чище, передвигаться по городу быстрее и проще и т.д. Следовательно, необходимо поднимать качество в сферах основного и дополнительного образования и медицинского обслуживания. И далее – думать если не о создании собственного «Гарварда», то, во всяком случае, о реализации концепции «студенческой столицы» центра России.

Ни для кого не секрет, что на производствах не хватает инженеров. И даже на уровне средней школы – квалифицированных преподавателей физики, химии и математики. Что же мешает на базе ТвГУ развивать естественные науки, а в «политехе» – готовить классных инженеров? Разве нельзя при помощи инвесторов (условно говоря, таких, как «Хитачи») усилить и сделать по-настоящему конкурентоспособными несколько факультетов?

 В идеале, 70% населения по-настоящему благополучного города должно быть занято в сфере услуг (в самом широком понимании – от транспорта и торговли до театров и музеев, включая сферу образования). А оставшиеся 30% – на производствах.

При наличии выбора (а он, на самом деле, есть всегда) нам следует отдавать предпочтение и поддерживать предприятия, использующие квалифицированный, высокопроизводительный труд и продвинутые технологии, а не обычную «отверточную сборку».

С появлением скоростных электричек «Ласточка» Тверь получила новое и очень серьезное конкурентное преимущество, которого пока нет у большинства «соседей». Теперь от центра Москвы нас отделяют всего полтора часа пути. Совершенно очевидно, что скоростное движение позволяет перенести в Тверь некоторое количество столичной деловой активности – если здесь будут созданы соответствующие условия. Обстоятельства уже диктуют, что в Твери должен появиться деловой район, свой собственный «Сити» – с большим количеством современных, хорошо оборудованных и оснащенных каналами связи площадей.

А еще необходимо создавать собственные «фишки» – те, что будут отличать Тверь от всех прочих мест. Варианты могут быть самые разные. Я сторонник идеи развития медицинского кластера – совершенно очевидно, что предпосылок для этого вектора развития у нас более чем достаточно.

Мне нравится идея появления в Твери Центра современного искусства, формирующего определенную среду и работающего как известный бренд. А еще Твери очень пригодился бы универсальный спортивно-концертный комплекс-трансформер – многотысячный стадион, на котором сегодня играют в хоккей, завтра – в баскетбол, в среду любуются фигуристами, а в субботу и воскресенье смотрят концерт или шоу.

Идей о том, как развиваться городу, что строить и где – можно высказать еще немало. Но сегодня у нас (в стране и области) уже есть хорошая правовая база для того, чтобы планировать развитие, в том числе и на надежной научной основе. Благодаря таким документам, как закон «О стратегическом планировании в Тверской области» больше нельзя вести эту важную работу непрофессионально, «для галочки», не учитывая мнения экспертов и общественности.

Классик отечественной урбанистики Вячеслав Леонидович Глазычев говорил, что любая стратегия должна отвечать на вопрос «зачем?» (в отличие от проектов и программ, которые, соответственно, отвечают на вопросы «как?» и «что?»). Отрадно, что в Твери ответ на эти вопросы вместе с властью готово искать все городское сообщество.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий