Промышленность

 
Наше дело автор: Анатолий Боченков
В течение длительного времени в стране не говорили о реальной экономике, о производстве. К сожалению, это продолжалось долго. И вот Президент сказал… И сразу вдруг стало ясно, что в действительности только перерабатывающая промышленность способна задействовать весь потенциал страны, все ресурсы: сырьевые, производственные, научные, людские. И не только задействовать, но и создать мощь государства. Ту мощь, с которой будут считаться другие. Ту, которая позволит говорить на равных с наиболее развитыми странами. Ту, которая позволит нам, и будущим поколениям жить уверенно, уважая себя.
 
Только машиностроение, которое дает 34% регионального валового продукта, может стать локомотивом экономики Тверской области
 

У нас нет другого выбора. Слишком лакомым куском является Россия с ее размерами, природными ресурсами, богатством. Если мы сами этого не сделаем – сделают другие, но это будет уже не наша страна.

Итак, (вначале было слово…) что надо делать?

1. Понять, в чем мы (Россия) реально можем конкурировать в ситуации международного разделения труда, сложившейся специализации, открытой мировой конкуренции на рынках.

2. Найти конкурентные преимущества Тверской области в рамках  России.

Для нас, как региона, второй показатель является основным.

Продукция, производимая в регионе, разделяется на потребляемую внутри региона и экспортируемую за его пределы.

Что у нас есть?

Химическая промышленность: основные заводы этой отрасли разрушены, их восстановление экономически нецелесообразно. Отрасль не может стать лидером или занять достойное положение в рамках России.

Легкая промышленность (особенно текстильная): в упадке, разрушена – восстановлению не подлежит ввиду больших затрат и неконкурентоспособности.

Пищевая промышленность: имеет, в основном, только внутриобластное значение и не может стать лидером.

То же самое со стройматериалами и стекольной промышленностью.

Можем ли мы стать зоной отдыха, спорта и развлечений России и зарубежья? Скорее всего, нет, потому что мы не Сочи. Строительство отелей, баз отдыха не позволит занять большое количество трудоспособного населения, и возможные поступления в бюджет от туризма в Тверской области, не идут ни в какое сравнение с поступлениями от промышленности.

Объективно, только машиностроение, которое дает 34% регионального валового продукта, может стать локомотивом экономики области. Такова реальность.

Сегодня машиностроение – это более 60 заводов с численностью около 60 тыс. работающих (35% всех занятых в промышленности). На его обслуживание работает 2/3 всех профессиональных лицеев и техникумов области, основная часть политехнического института, более 50% всех НИИ и КБ, ряд факультетов и кафедр других высших учебных заведений.

Машиностроение в области – это заводы, во многом определяющие лицо отраслей машиностроения России: два вагоностроительных завода, экскаваторный завод, завод противопожарной техники, САВМА, заводы электромеханики, башенных кранов, по выпуску тормозной аппаратуры для всего вагоностроения и локомотивостроения России и стран СНГ, ряд других производств. Отдельные из них вошли в холдинги российского масштаба –а это значит, что у них есть будущее.

Машиностроение – это огромные производственные мощности, здания и сооружения, станки и оборудование, склады и дороги, задействованные примерно на 35%. Это около 20% в общих налогах области. Это заводы, без которых нельзя представить Кимры, Бежецк, Ржев, Торжок, Тверь. Это градообразующие и социально значимые предприятия.

Можете себе представить картину, если вдруг это остановится? Что будет со всеми людьми, которые работают или получают образование для работы в машиностроении? На какие налоги будет жить область, больницы, школы? Спине не холодно?

То есть, нравится это или не нравится, но только машиностроение ввиду созданного потенциала, его приличного состояния, базы подпитки,  места в масштабах России, состояния и объективную неперспективность других отраслей промышленности может, а, значит, должно сыграть роль локомотива областной экономики. Такова объективная реальность. А если это так, то первое, что, на мой взгляд, целесообразно сделать, это создать комиссию из директоров, депутатов, ученых, которые, проанализировав ситуацию в экономике, особенно в машиностроении, на основании глубокого профессионально-объективного анализа выработали бы стратегию развития этой базовой отрасли, и, шаг за шагом, начали ее реализовывать. Понятно, что главными исполнителями должны быть и будут директора заводов. Но этот процесс будет скоординирован.

Существует и другая точка зрения – рынок все расставит по местам. Не расставит. Сегодня есть примеры, когда отдельные финансово-промышленные структуры по своим соображениям и с выгодой для себя скупают заводы, банкротят их, доводят до физической ликвидации только для того, чтобы не иметь конкурента. Это рынок. Но для региона, в котором такой завод ликвидировали, какая от этого польза?

Посмотрим глубже. Зачем западным производителям возрождение российского станкостроения, если у них перепроизводство в этой отрасли? Ответ очевиден. Не случайно все союзы машиностроителей стран ЕС объединились в Европейский Союз Машиностроителей. Понятно, что мы только тогда выстоим, если будем производить конкурентоспособную продукцию. А это возможно только двумя путями. Или мы объединяем усилия науки, ряда заводов на разработку и выпуск такой продукции, или приглашаем к тесному сотрудничеству европейских лидеров по отдельным направлениям (делаем совместные предприятия, в т.ч. с их контрольным пакетом).

Третий вариант состоит в совмещении двух первых. При этом роль государства (администрации) сводится к оказанию помощи в виде лояльности к иностранным партнерам, льготам на первых порах становления (как это принято в других странах) и демонстрации заинтересованности. Почему же, если все так просто, это не делается повсеместно?

Мешает знаменитый российский менталитет, замешанный на воспитании и бытии. Иногда – жадность делиться собственностью. Часто – незнание тенденции развития отрасли, незнание потенциальных партнеров за рубежом, примитивная неосведомленность. Мешает мышление и «авось, небось и как-нибудь». Именно для этого и нужно создать «Совет по развитию машиностроения», как орган обсуждения, координации, предвидения. Он поможет лучше понять ситуацию, подскажет пути, пролоббирует интересы отрасли. Он поможет лучше увидеть, сформулировать проблемы общего характера, для решения ряда которых придется вырабатывать законодательные инициативы, использовать возможности исполнительной власти. Сейчас «Федерация машиностроителей Тверской области» по поручению депутата Государственной Думы Васильева В.А. готовит такие предложения.

Что это даст всем нам, нашей области? Во-первых, заработает огромный производственный потенциал, создаваемый десятилетиями на народные деньги. Увеличится количество рабочих высокооплачиваемых мест, как минимум, до 75-80 тыс. человек. В три раза (согласно предварительным расчетам) увеличатся налоговые поступления во все виды бюджетов, что увеличит возможности для развития всей бюджетной сферы. Профессия машиностроителя станет престижной, а значит, появятся хорошие перспективы у молодежи, оживут профессиональные лицеи, техникумы. Надежная зарплата позволит большему количеству жителей области участвовать в строительстве жилья, увеличится покупательская способность населения в целом.

Замедлится и приостановится миграция за пределы области, изменится социальная ситуация в городах и поселках, где машиностроительные предприятия являются градообразующими. Будет дан толчок науке и образованию. Рентабельно работающие предприятия (как это было прежде) могут оказывать помощь больницам, школам, участвовать в решении проблем ЖКХ. То есть, по существу, машиностроение, являясь основой любой экономики, выполнит свою миссию, потенциал для этого в Тверской области есть однозначно.

Машиностроение можно условно разбить на 4 направления, выпускающих конкурентоспособную продукцию, и встроить в соответствующие Федеральные Программы. Это – транспортное машиностроение; сельхозмашиностроение; производство строительной, дорожно-строительной и коммунальной техники; станкостроение. Участникам этих групп необходимо объединить усилия,  «подключить» науку и организовать через внутриобластную кооперацию  выпуск действительно конкурентоспособной продукции. Не забывать и о сотрудничестве с иностранными партнерами. Словом, надо срочно объединяться и вырабатывать стратегию. Время еще есть.

P.S. Сегодня, дебаты по поводу того, надо ли помогать базовым отраслям промышленности или все расставит по местам рынок – закончились. Недальновидность, непрофессионализм, безответственность получают отпор на высшем государственном уровне. Во-первых, четкое указание Президента РФ Владимира Путина, во-вторых, конкретная реализация этого сигнала Правительством в лице вице-премьера Сергея Иванова. Это и создание холдингов и корпораций по важнейшим направлениям (судостроение, самолетостроение). Даже отечественное станкостроение, считавшееся до недавнего времени неперспективным, получает шанс и поддержку в виде создания государственного инженерного центра по этому направлению. Время «зав. лабов.» заканчивается. Начинается серьезная работа. Давайте ее делать вместе, слыша друг друга, помогая друг другу. Это наше дело.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий

 
ЛУЧШИЕ СТАТЬИ РУБРИК