Налоговый инспектор

 
Фантомы автор: Владимир Полежаев
 
Пресечение деятельности «фирм-однодневок» и фирм, «обналичивающих» денежные средства, стало одним из приоритетных направлений в контрольной работе налоговых органов Тверской области
 

– Борьба с «фирмами-однодневками» является одним из декларируемых приоритетов в работе налоговой службы. С декларированной частью все понятно, а как обстоят дела с действиями?

 – Судите сами. В текущем году только по городу Твери  выявлено   свыше 300  юридических адресов, по которым зарегистрированы предприятия, попадающие под категорию «фирм-однодневок».

К примеру,  наиболее массовый с точки зрения регистрации фирм юридический адрес: г. Тверь, пр. Чайковского, д. 19 «А»,  по которому «прописаны» сразу 405 организаций. При этом по нашему запросу собственник данного помещения – ЗАО «Тверьпроект» – официально предоставил сведения лишь о 16 арендаторах нежилых помещений, зарегистрированных по указанному адресу. Остальные  389 – «фирмы- однодневки», поскольку по данному адресу фактически не находятся.

Еще один адрес массовой регистрации – г. Тверь, ул. Советская, д. 54. При обследовании данного помещения выявлено, что 261 организация, зарегистрированная по этому адресу, фактически по нему не располагается.

В Заволжском районе г. Твери при проведении осмотров по четырем юридическим адресам (наб. А.Никитина, д.72; ул. Чехова, д.17; ул. Горького, д.97;  ул. Мусоргского, д.12) установлено, что  из 156 зарегистрированных здесь организаций 113 не располагаются по месту регистрации.

По 17 адресам массовой регистрации нами был направлен запрос  в Управление Федеральной регистрационной службы по Тверской области о представлении информации по собственникам нежилых помещений. Такая информация получена и в мае-июне 2007 г.  Исходя из нее, мы направили 40 запросов о подтверждении факта хозяйственных отношений с организациями, зарегистрированными по указанным адресам.

Уже получено 10 ответов, из которых пять собственников сообщили об отсутствии договоров аренды нежилых помещений и об отсутствии каких либо финансово-хозяйственных отношений с фирмами, названными в запросе. Остальные собственники представили от 2 до 16 заключенных договоров аренды нежилых помещений, тогда как на указанные адреса зарегистрировано от 93 до 450 организаций.

Подобные примеры, к сожалению, можно привести практически по каждому крупному районному центру нашей области.

Поэтому налоговыми инспекциями ведется работа по формированию списков адресов массовой регистрации налогоплательщиков. Мы выявляем владельцев этих помещений, направляем запросы на подтверждение фактов заключения договоров аренды с организациями, зарегистрированными по таким адресам, проводим обследования помещений. В  отношении организаций, не располагающихся по адресам регистрации, ведется работа по привлечению руководителей этих организаций к административной ответственности.

Так, например, в результате анализа сведений, представленных банками, Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области выявлено 14 организаций, имеющих расхождение между данными налоговой отчетности за 2006 г. и информацией о движении средств по счетам в банках.

Словом, выявление и пресечение деятельности «фирм-однодневок» и  фирм, «обналичивающих»  денежные средства, стало  одним из приоритетных направлений в контрольной работе налоговых органов Тверской области.

Поскольку наибольшее количество «фирм-однодневок», как выясняется, зарегистрировано в межрайонных ИФНС России № 10 и № 12 по Тверской области, в этих инспекциях  проводится наибольший объем контрольных мероприятий в отношении данной категории так называемых налогоплательщиков.

В Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области сформирован список на 144 физических лица, которые являются руководителями 10 и более организаций. В ходе проверки юридических лиц, зарегистрированных на этих руководителей, выявлено 167 организаций, не отчитывающихся или представляющих «нулевую» отчетность. У них не зарегистрированы  счета в банках, не числятся контрольно-кассовые машины. По данным организациям оформляются справки о наличии признаков недействующего юридического лица. Направлены запросы в районные отделы внутренних дел для представления информации о регистрации, а также наличии заявлений об утере паспортов указанных физических лиц.

В Межрайонной ИФНС России № 12 по Тверской области сформирован список из 314организаций, зарегистрированных по адресам массовой регистрации, в которых руководителем и учредителем выступает одно лицо. В результате проведенных мероприятий выявлено 9 организаций, зарегистрированных на физических лиц, не имеющих никакого отношения к созданию данных организаций. По 4 юридическим лицам дела переданы в прокуратуру Заволжского района г. Тверь, по 5 переданы иски в суд о признании недействительной государственной регистрации.

По ряду физических лиц, проживающих в г. Тверь уже проведены  проверочные мероприятия, которые показали, что регистрация организаций осуществлялась в-основном сторонними лицами путем использования паспортных данных вышеназванных лиц за вознаграждение, либо по утерянным или недействительным паспортам.

По физическому лицу, причастному к деятельности более чем 900 организаций и зарегистрированному в г. Москва, материалы переданы в Управление по налоговым преступлениям УВД Тверской области.

Вскрыт и такой аспект: установлен ряд юридических фирм, осуществлявших регистрацию коммерческих организаций не с целью осуществления предпринимательской деятельности. Эти фирмы имели дубликат печатей регистрируемых ими организаций, а также представляли нулевую отчетность в налоговые и другие государственные органы.

– Названные Вами факты не внушают оптимизма.

– «Однодневки», как известно, боятся света. А мы их – «за ушко, да на солнышко»! Конкретные названия таких фирм нам известны, но обнародовать их в прессе пока рано – по ним не завершены мероприятия налогового контроля. Тем не менее, некоторые схемы ухода от налогов, выявленные нашими проверками, обозначим.

Так, на очередном заседании комиссии по рассмотрению налоговых рисков, созданной и действующей при нашем Управлении, был установлен факт «обналичивания» денежных средств на одном из ООО г. Тверь. Деньги использовались для выплат «серой» зарплаты работникам этого предприятия под видом благотворительных выплат. Сейчас в отношении данной организации Межрайонной ИФНС России № 10 по Тверской области проводятся мероприятия налогового контроля.

Другой пример –  в ходе налоговой проверки одной из тверских фирм выявлена незаконная схема минимизации налоговых платежей при ремонтно-строительных работах с  использованием «фирм-однодневок» для «обналичивания» денежных средств. По результатам проверки данной фирме дополнительно начислено налоговых платежей на сумму свыше 100 млн. рублей.

В мае мы пресекли деятельность еще четырех «фирм-однодневок», занимавшихся «обналичиванием» денежных средств, «заморозили» их счета. Таким образом, «плакали» денежки тех, кто пользовался «обналичкой».

Перечень выявленных схем и принятых по ним мер можно продолжить. Так  что  «однодневкам» в Твери и области, прямо скажем, становится  неуютно, и комфортных условий  для  их бизнеса здесь  не предвидится.

– Помимо «фирм-однодневок» существует «родственная» проблема  миграции  налогоплательщиков из одного региона России в другой, которая сегодня носит массовый характер. В какой мере она типична для Тверской области и с чем на Ваш взгляд она связана?

– Как показывает анализ  ситуации по Тверской области,  основные цели миграции налогоплательщиков – это  уход от исполнения обязательств перед кредиторами, так называемая «оптимизация» налогообложения и прямое уклонение от уплаты налогов. 

За последние два года в нашей области путем реорганизации в форме слияния с участием двух и более юридических лиц было зарегистрировано 513 обществ с ограниченной ответственностью. При создании указанных организаций прекратили свою деятельность в  результате слияния 1414 юридических лиц, из которых 321 организация состояла на учете в Тверской области. Остальные –в других регионах России.

Всего из Тверской области в другие регионы за этот период выбыло 556 организаций, прибыло 297. При этом регионы, из которых прибывают и в которые выбывают юридические лица, в большинстве случаев одни и те же: Москва и Московская область, Ярославская  и Ивановская области.

Соотношение количества прибывших юридических лиц в Тверскую область к количеству выбывших  за последние два года составляет 53 %.

Анализ показал, что фирмы, мигрирующие из одного субъекта в другой, как правило, обладают рядом признаков «фирм-однодневок» (регистрация по адресам массовой регистрации, заявителями выступают одни и те же физические лица). В большинстве случаев руководителями являются лица, не проживающие на территории Тверской области.

Только один пример.

Смирнов В.С., проживающий в Ивановской области, за последние два года создал 19 организаций. Все они созданы в результате реорганизации в форме слияния (регистрирующие органы Ивановской и Владимирской области). Организации зарегистрированы в г. Тверь по адресам массовой регистрации – проспект Чайковского, д. 19 «А» и проспект Победы, д. 3. Вид деятельности у всех одинаков – оптовая торговля. При этом счета в банках не открывались.        

Налоговыми органами установлены основные причины миграции налогоплательщиков:

- наличие задолженности по налоговым платежам;

- наличие признака «транзита» при слиянии и реорганизации и последующей ликвидации (налогоплательщик состоял на учете в инспекции менее года):

- Назначение выездной налоговой проверки (в т.ч. включение в план проверок, либо нахождение в состоянии проверки);

- проведение контрольных мероприятий в рамках камеральной проверки;

- проведение мероприятий налогового контроля в отношении организаций, представляющих «нулевую» отчетность в течение года и более.

Проблема, как видим, весьма злободневна, а потому налоговые органы региона уделяют ей самое пристальное внимание.

Вопрос «О контрольной работе налоговых органов Тверской области по выявлению и пресечению деятельности «фирм-однодневок» и фирм, обналичивающих денежные средства»,  рассмотрен недавно на расширенном совещании в УФНС России по Тверской области. В результате заинтересованного обсуждения выработана программа  дальнейших действий налоговых органов региона в этом направлении. И эти действия уже проводятся.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий

 
ЛУЧШИЕ СТАТЬИ РУБРИК