Культура

 
Душа сада – сад в душе автор: Юрий Наумцев

«Чувства, все разом, дают ту картину реальности, которую не в состоянии адекватно передать ни одно чувство в отдельности, реальности, которую мы называем душой – личности, события или места. Не внешний вид и даже не комфорт, а именно душа оказывает на нас наибольшее воздействие».
Кристофер Дэй

Что есть душа? Что имеет душу? Почему душа может болеть, даже если здорово тело? Почему мы можем излечиться или излечить тело, даже если мы больны, если наша душа светла? Почему нам становится хорошо просто от того, что мы приходим в какое-то место и чувствуем там душевный покой? В чем разница между душевным и духовным покоем? Почему мы хотим верить, что наши души бессмертны и их вечная прекрасная жизнь может продолжаться в раю? Почему мы, мечтая о рае, всегда представляем себе райский сад? Почему, создавая сад или мечтая о нем, мы стремимся обрести место душевного покоя? Извечные и бесконечные вопросы. Вопросы, ответы на которые люди ищут много веков.

Душа и чувства неразделимы, как неразделимы чувства, мир и люди. Ведь все мечты и помыслы о душе и ее красоте хранят именно люди, и именно в том мире, который нас окружает. Мир ирреальный – есть он или нет? Мир реальный – без сомнения, по мнению и ощущениям большинства людей, – он существует. Каков этот мир, мы почти всегда можем ответить, просто глядя на окружающее нас пространство, наблюдая за происходящими событиями и людьми. Иногда мир, который нас окружает, соответствует нашим мечтам и желаниям, иногда нет. И тогда мы начинаем думать о том, каким должен быть этот мир. Добрым, щедрым, мирным, счастливым, наполненным красотой и любовью, естественным, вечным, удивительным, душевным! Возможно ли это? Возможно – пока существуют сады!

Уже никто и никогда не сможет с уверенностью сказать, кто, где и когда посадил первый сад. Кем был этот человек? Какие чувства он испытал при этом? Что он почувствовал, когда увидел в своем саду первый цветок, первую зелень листьев, тех листьев что распустились на растении, посаженным именно его руками, на растении, за которым он ухаживал? Насколько отличались чувства первого садовника, когда он увидел цветок, выращенный именно им самим, от тех, чувств, что он испытал, когда увидел цветы, самостоятельно распустившиеся в дикой природе? Думал ли первый садовник о растениях, что он выращивал, как о живых существах, имеющих внутри волшебную искру жизни, которую нужно разбудить?

Ведь эту искру, человек так самонадеянно и всегда приписывал себе самому, и только себе? Ту волшебную искру жизни, которую люди стали называть душой! Возможно, и, скорее, безо всякого сомнения, думал, и считал, и чувствовал. Иначе как объяснить то, что рукотворные сады, которые появились на Земле много тысяч лет назад, не стали только утилитарными? Ведь пища, которую плодовые деревья и травы, овощные и ягодные растения дают людям, и была, по мнению многих, той единственной целью, из-за которой люди стали выращивать растения рядом с собой. В чем же причина, по которой взаимное расположение растений в садах, разнообразие и красота самих растения, их ароматы, цвета и оттенки оказались столь же важны для людей, как и вкус их плодов, листьев, побегов и корней? И было ли это действительно так?

Что оказывает на людей большее воздействие – красивое или безобразное? Ведь мы испытываем сильные эмоции и от того и от другого. Ведь впечатление от красивого и безобразного складывается под влиянием целого комплекса чувств. Но люди слишком часто трактуют эти впечатления и чувства от них раздельно. Но вспомните сад – сад как естественный или рукотворный, но живой мир, со всеми процессами жизни, которые в нем происходят, и со всеми впечатлениями от наблюдения за этими процессами.

Разве бывает в садах, что все цветы, листья, побеги, плоды безупречны? Ведь они развиваются и сформированы по-разному, какие-то больше, какие-то меньше, они могут болеть, замерзать или подсыхать, они могут повреждаться вредителями. Ведь это неотъемлемая часть жизни. Лишь вместе, складываясь в единое ощущение от мира, все наши впечатления и чувства начинают сообщать нам нечто о глубинной природе места. Может, это и есть некое выражение той самой души? И если мы говорим о душе сада, то, возможно, она также складывается в обязательном порядке из всего многообразия проявлений жизни элементов сада – как красивых, так и безобразных.

Что важнее для нас при посещении или создании сада? Внешний вид композиции сада и его элементов или степень комфортности пребывания в саду? Осознанию этого также может мешать подмена некоторых понятий. Например, справедливо считается, что для оформления сада в природном стиле предпочтительнее использовать садовую мебель из природных материалов. Например, мебель из дерева. Но, стремясь продлить срок службы этой деревянной мебели, производители обрабатывают ее определенными препаратами. Краска или другое искусственное покрытие иногда не позволяют нам видеть истинную структуру дерева, то есть исчезает внешний визуальный эффект.

Производитель нашел решение – например, покрытие поверхности лаковыми препаратами, которые создают на поверхности дерева непроницаемую для влаги пленку. При этом визуальное сознание наблюдателя практически не страдает. Но прикоснитесь к такой «деревянной» поверхности. Вы найдете под рукой твердую, гладкую, холодную материю, начисто лишенную живого «дыхания». Такая обработанная поверхность уже не пахнет деревом и кажется на ощупь совершенно искусственной. Получается, что, сохраняя визуальную привлекательность, мы лишили себя важной составляющей – особого настроения естественного материала. Фигурально выражаясь, мы убили душу дерева. И мы уже не будем полностью удовлетворены и, как следствие, счастливы. Так и в саду – не только внешний вид и комфорт, а именно некая атмосферность, ощущение совершенной достоверности среды оказывает на нас наибольшее воздействие. Не является ли это одной из составляющих той самой души сада?

Сад – уникальная среда. Пространство, которое помимо цвета, формы, фактуры, композиции, видовых и фокусных точек несет в себе время! Можно ли увидеть время? Особенно в среде, лишенной реальной жизни. Например, в урбанизированном пространстве, так любимом подавляющим большинством человечества. Конечно, косвенно можно. Например, можно опоздать на отходящий от остановки автобус или трамвай, обратить внимание на то, за сколько секунд лифт поднимается с этажа на этаж и т.п. Вот только будет ли это реальным временем живой жизни? Ведь мы при этом смотрим лишь на техногенное отражение наших манипуляций, все эти примеры показывают лишь время, которое затрачивается на перемещение предметов в пространстве.

При таком взгляде на мир и время даже мы, люди, становимся всего лишь предметами. Как часто, перемещаясь в городском пространстве, мы думаем о времени не как об отрезке по перемещению из одной точки в другую, а как об отрезке нашей собственной жизни! А сад? Конечно, и в саду есть элементы жесткого ландшафта, но в том-то и чудо, что сами по себе эти элементы не делают сад Садом. Лишь растения – цветы, травы, деревья, кустарники, мхи; летающие и поющие птицы, бабочки, снующие муравьи, шорох листвы в ветвях, ароматы соцветий – вот это все – реально живое, и все это реально изменяется во времени. Возможно, эти изменения не так явны для нашего глаза. Ведь практически невозможно увидеть процесс разворачивания бутона и формирования цветка – слишком долго и упорно нужно наблюдать за этим.

А современный человек не наделен таким даром созерцательного терпения. Но даже на подсознательном уровне мы понимаем, что в саду происходит именно течение жизни, время, отведенное живому организму на его земной путь. Даже если мы просто вчера видели бутон, а сегодня – уже распустившийся цветок, мы совершенно точно понимаем, что это не просто предмет, который не является статичным во времени, а живой организм, и что прошло время жизни – его жизни и нашей жизни, за которое произошла подобная трансформация. Наблюдая за полетом бабочки, за взмахами ее крыльев, мы испытываем внутренний восторг от легкости и красоты, легкости и красоты времени жизни, которое бабочка переносит на своих ярких крыльях.

Сад – живой мир, мир, который постоянно напоминает нам о ценности жизни и ее быстротечности. Но это редко вызывает грусть, даже в осеннем или зимнем саду. Ведь сад, как и сама жизнь, всегда дает надежду на вечное, постоянное, неостановимое возрождение жизни. Получается, что исключительно важна не только стилистика или композиция сада. Исключительно важна именно жизнь, которая протекает внутри сада. Жизнь сада, которая заключена в каждой изменчивой детали населяющих сад живых организмов, жизненная сила которых во всех ее проявлениях также складывается в удивительную душу сада. Всегда ли мы помним об этой душе?

Мы такими быстрыми темпами строим мир и свою жизнь в этом мире, что для нас происходит постоянная подмена жизненных понятий, подмена вечных ценностей мира. Наше повседневное окружение становится своеобразным обманчивым коконом для нашей жизни. Эти покровы словно маска скрывают от нас реальную откровенность жизни. Такие понятия, как забота, подменяются прибыльностью и материальной поддержкой. Но ведь это наш мир, мир, в котором большинство людей проводят большую часть своей жизни. Именно в этом мире мы учим жизни свои детей. Именно здесь дети получают знания о ценностях жизни, а дети учатся не только у взрослых, дети учатся и у мира, который их окружает.

Так чему же их может научить урбанизированный мир, в котором само понятие заботы о времени превратилось в процесс получения прибыли? Есть ли у современного урбанизированного мира душа? Есть, без сомнения, есть. Вот только какова она? Почему с таким упорством мы привносим в наш практичный урбанизированный мир живые объекты? В идеале – в виде садов, парков и скверов, в крайнем случае – в виде букета цветов или одинокой розы. Почему с таким удовольствием мы загребаем ногами осенние листья на тротуарах? Видимо, нашей все еще живой душе не хватает общения с практичной и рациональной душой мира урбанизированного. Мы хотим прикоснуться к живой душе, душе природы – хотя бы в виде городского сада. Мы можем при этом не думать об этой живой душе, но мы не можем не чувствовать ее.

Именно сад позволяет нам вести настоящий «диалог с ландшафтом». Мы приходим в сад, словно в гости в уютный дом друзей или близких людей. Иногда этот диалог почти безмолвный. Мы можем не просто минутами, а даже часами наблюдать за полетом пчел или бабочек, игрой света на листьях, бликами на воде. Иногда этот диалог напоминает реальный разговор, когда в шуме листвы или в пении птиц мы слышим музыку жизни, и нам не нужно искать слова, чтобы ответить. За нас говорят наше сердце и наша душа. С кем мы разговариваем, кто наш незримый собеседник? Как в нашей душе рождаются прекрасные образы и мечты, что успокаивает и утешает нас в саду? Что созвучно здесь нашей собственной живой душе?

Что мы видим, когда смотрим на город? Строения и пространства между ними. Это некая графическая пространственная композиция. В ней очень много практичной логики, хотя зачастую столь же много и нелогичного. Ведь при построении этой композиции учитывали в первую очередь мнение профессионала-архитектора. Пространства урбанизированной среды – дают ли они нам ощущение настоящего мира? Наверное, дают. Есть ли у нас в городе любимые места? Конечно, есть. Тогда почему с таким упорством мы хотим отдыхать на природе? Даже если мы не можем исполнить идеальный вариант такого отдыха и уехать за город, мы идем в сад (парк, сквер, рощу, набережную, бульвар). Может, потому, что пространственная композиция сада дает нам не просто любимое место, а одушевленное место. Когда мы сталкиваемся в саду с местом, очарование которого нас завораживает, мы осознаем, что это и есть тот самый образец настоящей красоты жизни, к которой мы должны стремиться в своей собственной жизни.

Обратите внимание на разницу в произношении одних и тех же слов жителями городов и жителями сельской местности. Вы, несомненно, заметите эту разницу. У горожан выговор более резкий, построение фраз и интонации «выразительно» скачут и меняются. Словно выговор горожан уподобляется окружающему их миру. У сельских жителей выговор мягкий, часто тягучий, округлый, словно череда холмов и долин, рощ и пригорков, излучин рек и, конечно, садов. А ведь есть такое выражение – «говорить от души». В чьей же душе больше покоя и радости от жизни?

Наше окружение – часть нашей жизни, нашей биографии, нашей судьбы и нашей внутренней сути. Именно наше окружение заставляет нас стать частью потока событий и ситуаций, именно так мы становимся теми, кем в конечном итоге являемся. Что мы при этом выберем? К какому окружению потянемся душой? Обращение к душе сада потребует от нас того, чтобы мы возродили и взрастили в своей душе чувство красоты. Напротив, наш современный мир ежедневной жизни часто подавляет это чувство.

Когда-то преобладающе проживавшие в сельской местности люди, постоянно видевшие красоту природы, также создавали множество практичных вещей вокруг себя – строений, предметов быта, сельскохозяйственных посадок. Было ли это окружение красиво? Без сомнения – было. Абсолютно все сферы жизни были продуманы с точки зрения эстетики жизни, традиции жизни и с точки зрения рациональности жизни. От принятия пищи до создания бытовых удобств. Даже прозаические предметы – такие, как ложки или стулья, украшались резьбой или орнаментом. Конечно, они имели чисто утилитарное назначение. У людей не было много времени или возможностей для создания излишних предметов или излишнего украшательства, все было функционально. Но за этой функциональностью определенно читалось стремление соединить пользу и красоту нерасторжимыми узами. Словно внутри каждой вещи, предмета или пространства цвел некий внутренний сад.

В наше время ситуация удивительным образом изменилась. Мы стали трактовать полезность и красоту как полностью противоположные понятия, словно это не две грани одной реальности, а собственно две разные реальности мира. Мы нисколько не сомневаемся в необходимости полезности предметов или пространства, а красоту рассматриваем как некую приятную «добавку». Красота – приятная, но не самая существенная «добавка» по отношению к основному кругу житейских забот. Мы стали гораздо больше заботиться о количестве и сугубо практичном качестве предметов и пространств и гораздо меньше – об их красоте. Да и само понятие красивого стало слишком трансформированным.

За количеством, приносящим прибыль, мы стали часто забывать об эстетике, да и само количество стало зачастую настолько обильным, что скорее стало излишеством, нежели необходимостью. Попытки изменить пространство сада в том же направлении, без сомнения, также предпринимаются в современном мире. Чего стоит хотя бы так называемый «выбор сада по меню». Ведь есть ландшафтные и садовые фирмы, которые предлагают своим заказчикам выбрать типовой сад с заранее тиражированным и утвержденным и одобренным большинством композиционным решением и ассортиментом.

Есть ли у таких садов душа? Есть, только, видимо, такая же, как у безликих городских кварталов, в которых проживают безликие друг для друга люди, которые даже не знакомы с соседями по лестничной площадке. А можно ли изменить этот подход? Почему место для отдыха можно украшать, а место для работы – не принято? Разве люди отказались бы работать и иметь офис, зону работы или обучения в саду? Как в прямом, так и в не совсем буквальном смысле. Ведь сады в современном мире мы вполне способны и можем «впустить» в любое пространство и в любое помещение. А значит, мы способны впустить в пространство своей жизни и живую душу сада. Это мог бы быть удивительный «диалог» между унифицированным урбанизированным пространством и индивидуальным местом и обстоятельством. Ведь сад наполнен живыми объектами, которые всегда одновременно обладают и универсальными, и индивидуальными качествами.

Когда мы оказываемся в местах, где ощущаем себя особенно хорошо, как, собственно, и особенно плохо, вероятность того, что множество людей согласятся с нами и испытают в этих местах такие же ощущения, достаточно велика. Это и есть то необъяснимое «томление души». Так вот, особенно хорошо нам почему-то почти всегда в садах. Далеко не каждый человек хочет стать и станет садовником. Но почти каждый человек любит проводить часть своей жизни в садах. Сады – это места, где даже без присутствия людей есть собственная живая душа, где есть хрупкое, но такое идеальное равновесие жизни. Возможность прикоснуться к этой душе сада – великое счастье и подарок судьбы, иметь собственный сад – это возможность сделать счастливой всю свою жизнь. Невозможность часто бывать в садах и иметь свой сад не означает, что ваша жизнь будет лишена радости. Ухаживайте за садом в своей душе – и вы также будете счастливы.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий