Образование

 
О жизни и здоровье города автор: Андрей Белоцерковский

Мало знать себе цену. Нужно еще пользоваться спросом.
М. Жванецкий

Продолжительность жизни города в десятки раз превышает продолжительность жизни человека. В судьбах городов бывают подъемы, расцветы и, увы, периоды упадка. На здоровье и благополучие городов влияет огромное количество внешних и внутренних факторов. Иногда давление внешних факторов столь велико, что противостоять им изнутри невозможно. Как правило, возможности жителей города влиять на внешние факторы ограничены и, в лучшем случае, можно лишь думать о стратегиях адаптации. Внутренние факторы в большей степени поддаются регулированию. Среди них есть такие, которые позволяют улучшить состояние города и даже в случае нездоровья способствовать выздоровлению или подъему, поэтому они должны рассматриваться в стратегических планах развития города.

Старинные города, сохраняющиеся в течение многих веков, как правило, имеют большой запас прочности. Исторический период в пятьсот-тысячу лет испытывает на прочность любой город кардинальными и масштабными изменениями внешних факторов, сменами исторических и технологических эпох, войнами и «смутными временами». Пережившие и сохранившиеся после всех эти испытаний города доказывают свою жизнеспособность и, как минимум, правильность выбора места своего основания. Развитие любых сложных систем происходит в результате резких изменений внешних условий. Способные выдержать эти изменения системы, как правило, усложняются за счет внутренней реорганизации и становятся более устойчивыми. Не выдерживающие изменений – отмирают. Так же происходит и эволюция в природе. Как известно, основной принцип эволюции может быть сформулирован кратко: выживает сильнейший. Для сложных систем «стаж» испытаний на прочность дает косвенную оценку устойчивости – чем он больше, тем выше устойчивость. Но при этом гарантии, что следующее изменение внешних условий система сумеет преодолеть, нет.

Наш город вполне доказал свою жизнеспособность, его «стаж» и амплитуда испытаний очень велики и вызывают уважение. Его местоположение удачно и остается стратегически важным. Все древние города размещались на высоких берегах рек, в логистических транспортных узлах своего времени. Реки утратили свое значение с точки зрения транспортных артерий, но остаются безусловными эстетическими украшениями, удобными туристическими маршрутами и необходимым элементом биологического разнообразия для устойчивости экосистем. Достоинством нашего города, кроме удачного географического расположения, красоты окружающей природы и относительного экологического благополучия, является близость к основным современным транспортным артериям, связывающим две столицы.

Географическая близость двух столиц, при отдаленности от их суеты и серьезных недостатков проживания в больших мегаполисах, также является современным преимуществом нашего города. Существует оптимальный для комфортности проживания размер города, который, с одной стороны, обеспечивает все социально-экономические и культурные запросы разных групп жителей, с другой стороны – не подавляет своими размерами, столпотворением, постоянными стрессами, транспортными и экологическими проблемами, присущими столичным городам. Наш город близок к этому оптимуму. Поверьте мне – как коренному питерцу.

Если же взглянуть на чашу с минусами нашего города, то она тоже окажется заполненной до краев. Здесь огромный ворох проблем и недостатков города, его запущенность и неухоженность. Часть проблем является унаследованной, другие приобретены уже в новые времена. Проблемы, как известно, являются задачами для решения. Будут ли найдены решения задач или не будут, зависит от многих факторов. Я бы выделил главный фактор, с которым можно связывать потенциал преодоления проблем или нахождения решений. Это человеческий капитал.

Так же, как эффективность любой организации определяется не стенами и архитектурой здания, а работающими там людьми, перспективы города во многом определяются его жителями, нынешними и будущими, реальными и потенциальными, качеством принимаемых управленческих и технологических решений. И вот здесь близость столиц, наших «пригородов», влияет на человеческий капитал города главным образом негативно. Происходит постоянный отток самой активной, пассионарной, предприимчивой и образованной молодежи в Москву и Санкт-Петербург. Даже если отвлечься от качественных характеристик и обратить внимание только на возрастную, это приводит к ускоренному старению (преобладанию людей более пожилого возраста) населения.

Качество тоже играет важную роль. В частности, доля взрослых людей в Твери с высшим образованием не превышает 20 процентов, что примерно в два с половиной раза ниже, чем в Москве. Уезжают в основном люди с высшим образованием. Качество и количество – это не только настоящее. Если тенденция не меняется, это определяет довольно унылое будущее. Стареющее население – это сокращение экономической базы даже для поддержания основных городских систем, не говоря уже о развитии. Низкий образовательный ценз – снижение инновационного и технологического потенциала. Казалось бы, что можно противопоставить такому серьезному фактору, как ухудшение человеческого капитала за счет оттока молодежи в столицы? Единственный способ – противопоставить ему приток молодежи из других регионов, в том числе из столиц.

Что может побудить активную молодежь из других регионов приехать к нам? Высокооплачиваемая работа, наличие больших перспектив роста? Доступное жилье и качество жизни? Конечно, это исключительно важно, но положа руку на сердце – может ли наш город предложить сейчас или в обозримом будущем что-либо заметно лучшее, чем в других городах центральной России?

Новые производства, новые рабочие места, так же как и высокое качество жизни, создаются очень крупными инвестиционными проектами, вероятность появления которых в нынешних условиях кажется весьма низкой. Если быть реалистом, то единственной возможностью привлечения лучшей молодежи со всей страны является перспектива получения хорошего образования. Просто потому, что для этого многое уже есть. Образование, в его нынешнем виде, например, в Тверском госуниверситете, входящем в число 30 лучших вузов России по образованию (рейтинг Интерфакс) и в топ-500 лучших вузов мира (международный рейтинг GWC), привлекает студентов более чем из 50 регионов страны и 40 стран мира. Да и другие тверские вузы предлагают вполне конкурентоспособный образовательный продукт. Поскольку из наших выпускников сразу после окончания университета из Твери уезжает около 20%, важно, чтобы приток как минимум не уступал оттоку, а лучше – превышал его по интенсивности.

Утверждаю, что способ привлечения молодежи с помощью первоклассной системы образования потребует существенно меньших инвестиций, чем любые другие, но предполагает принятие комплексной программы по повышению привлекательности города для молодежи. Эта программа должна включать в себя как шаги по повышению качества самой системы образования, так и меры по повышению потенциала конкурентоспособности города как всероссийского образовательного центра.

Почему именно образование? Высшее образование у нас в стране в течение длительного времени выполняло функцию социального лифта, давая возможность менять жизненные траектории тем 15–20 процентам населения, которые поступали в вузы. Существовавшая в советское время система обязательного распределения молодых специалистов позволяла не беспокоиться об отсутствии вузов в каких-то городах. Образовательные центры, которые были способны принять те самые 15–20 процентов населения, осуществляли подготовку специалистов, которые могли быть направлены туда, где в них нуждались, по крайней мере, на три года. Эти три года, с одной стороны, обеспечивали кадрами нуждающиеся отрасли и регионы, с другой стороны – являлись базой для хорошей практической стажировки будущих специалистов. Сегодняшняя ситуация кардинальным образом изменилась.

Во-первых, высшее образование перестало быть социальным лифтом, а стало насущной необходимостью для любого молодого человека, выходящего на рынок труда, причем происходит это во всем мире. Так же, как в начале XX века для успешной работы при тогдашнем технологическом укладе требовались умение читать, считать и писать, а затем и всеобщее среднее образование, в XXI веке для соответствия новому технологическому укладу требуется всеобщее высшее или среднее профессиональное образование. Вместо 15–20 процентов сегодня в вузы устремляется втрое больше – более 60 процентов выпускников.

Я считаю массовое стремление к образованию молодежи абсолютно положительным трендом, если рост количества происходит не за счет качества (что, как мы знаем, иногда имеет место). Известно, что каждый рубль, вложенный в образование, экономит 2 рубля на правоохранительную деятельность. Высокий образовательный ценз повышает среднюю продолжительность жизни, доходы, снижает количество болезней и в целом благоприятно действует на общество. Вот только такое резкое повышение контингента обучающихся потребовало и существенного увеличения количества образовательных центров, в том числе – привело к появлению откровенно халтурных.

Вторым обстоятельством, повлиявшим на географическое расположение образовательных центров, явилась отмена распределения выпускников. Города, не имеющие образовательных организаций высшего образования, оказались под угрозой постепенного вымирания в связи с почти полным отъездом молодежи на обучение с последующим невозвращением. Резкое повышение спроса на диплом о высшем образовании породило массовое предложение, далеко не всегда качественное (впрочем, вполне соответствующее спросу), повсеместно открылось много небольших негосударственных вузов и филиалов государственных и негосударственных вузов. Сегодня Министерство образования и науки РФ объявило войну некачественному образованию, и значительное число филиалов и негосударственных вузов закрывается или будет закрыто в ближайшем будущем.

Третьим обстоятельством стало введение ЕГЭ, которое кардинальным образом сказалось на повышении мобильности выпускников школ по всей стране. Если раньше выпускники школ в отдаленных местах просто не рисковали пытаться поступать в крупные образовательные центры, то сейчас, при наличии единой шкалы измерений уровня знаний и возможности подавать документы сразу в несколько вузов, страна сдвинулась с места, и количество поступающих из самых разных регионов резко возросло.

Таким образом, одной из движущих сил, стимулирующих перемещение лучшей молодежи внутри страны, является желание получить хорошее образование. Образовательный потенциал географической точки выполняет такую же функцию, как низкое атмосферное давление, вызывающее движение масс воздуха в его направлении в атмосфере, или низкая плотность воды, вызывающая морские течения. Очевидно, что и ребята из Тверской области движимы теми же силами, и некоторые уезжают учиться в столицы. После этого очень мало кто возвращается. Из тех же, кто заканчивает, например, наш университет, в Твери остается около 80 процентов. Что, впрочем, может и не удержать их от отъезда в будущем. Поэтому задача привлечения молодежи должна состоять из трех элементов: 1) стимулировать поступление в вузы Твери лучших выпускников Тверской области, 2) стимулировать поступление в вузы Твери выпускников из других субъектов Федерации и стран, 3) стимулировать создание комфортных условий для проживания и работы в Твери выпускников вузов, оставшихся в городе. Очевидно, что каждая из задач требует своего подхода.

Что может стимулировать лучших выпускников тверских школ к поступлению в местные вузы, при том, что они с легкостью могли бы попасть и в лучшие столичные? Во-первых, качественное образование. Во-вторых, моральная и материальная поддержка в виде именных стипендий. Например, стипендия города для выпускников школ Твери с баллом ЕГЭ выше 250, выбравших для поступления тверской вуз на все время обучения. Или аналогичная областная стипендия для выпускников школ области. Для этого, например, под патронажем Городской думы и Законодательного собрания области могут быть созданы и управляться специальные фонды поддержки талантливой молодежи. Средств эта мера потребует немного, но эффект – даже для нескольких сохраненных талантов – будет значительным. Именная стипендия, кроме своего прямого назначения материальной поддержки, является важным элементом резюме на всю профессиональную жизнь будущего выпускника.

Задача массового привлечения студентов из других регионов нашей страны и других стран – более сложная и затратная, но, на мой взгляд, именно ее решение в долгосрочном плане может оказаться определяющим фактором в развитии города. Важнейшим, безусловно, является качество образования, и над его повышением вузам необходимо постоянно работать. Лозунг «лучшее московское качество по тверской цене» понятен для многих. В то же время есть несколько принципиальных ограничений, которые не позволяют реализовать эту возможность в полной мере.

Первый сдерживающий фактор увеличения количества иногородних студентов – недостаток комфортабельных общежитий. Я уже как-то рассказывал, что несколько лет назад пребывал в заблуждении, что, если нашему университету удастся построить и ввести в эксплуатацию два новых девятиэтажных корпуса общежитий, мы навсегда снимем проблему размещения иногородних студентов и аспирантов. Удалось войти в федеральную адресную инвестиционную программу, построить и ввести в эксплуатацию общежития, но темп прироста койко-мест оказался существенно ниже темпов роста популярности университета, и количество неудовлетворенных заявок на проживание в общежитии не уменьшилось, а даже несколько возросло. Возможности вузов в этом смысле ограничены, и я бы хотел еще раз напомнить об идее строительства межвузовского студенческого городка, состоящего из современных общежитий квартирного типа. Здания должны принадлежать городу и эксплуатироваться на условиях самоокупаемости, но предназначаться для проживания студентов и аспирантов тверских вузов.

Здесь много вопросов по созданию соответствующей инфраструктуры, однако многие аспекты бытового обслуживания могли бы быть решены малыми инновационными предприятиями, создаваемыми самими студентами. Появление такого городка было бы серьезным шагом в программе «Тверь – город студентов». Не менее важным для вузов являются сохранение собственных молодых кадров. Желание оставить в университете наиболее способных и склонных к научно-педагогической деятельности выпускников часто упирается в отсутствие служебного жилья.

С той же проблемой приходится сталкиваться и при рассмотрении заявок от иногородних ученых, желающих перейти на работу или работать по совместительству. Отсутствие жилья соответствующего уровня приводит к тому, что потенциальные соискатели выбирают другие регионы, которые реализуют программы поддержки своих образовательных организаций. Здесь также было бы целесообразно предусмотреть служебный наем хотя бы нескольких квартир для выпускников, остающихся работать в тверских вузах (возможно, в рамках межвузовского студенческого городка), и жилья более высокого уровня комфортности для приезжей профессуры. Даже если нам удастся реализовать эти элементы программы и создать самые привлекательные условия, без соответствующей рекламно-информационной программы в стране об этом никто не узнает. Такую кампанию необходимо организовать, рассказывая о Твери как об отличном месте для получения высшего образования лучшего московского качества, но без московской суеты и стоимости жизни.

Что касается создания комфортных условий для проживания и работы в Твери, то здесь задача уже начала решаться. В самое последнее время в городе наметилась положительная тенденция, и производится очень много работ для повышения комфортности и привлекательности городской среды. Делается это вполне профессионально, и хочется, пользуясь случаем, высказать комплимент действиям городских властей.

Я бы отметил лишь несколько особенностей городской среды, связанных с идеей привлекательности для молодежи. Студенческим город делает не только большое количество студентов, но и возможность пешеходной, велосипедной и роликовой доступности центра. Это очень непростая задача, в том числе – с учетом нашего климата, но ее можно постепенно решать. Для этого нужно привести в порядок тротуары, сделать весь центр, а не отдельные улицы или участки, зоной платной парковки (недорогой, но платной), за счет этих средств привести в порядок фасады, газоны, подвесить цветы. Там, где это возможно, выделить велодорожки. В парках (в частности, в Парке Победы) предусмотреть аллеи для катания на роликовых коньках и лыжероллерах (с гладким асфальтовым покрытием), которые в зимнее время могут заливаться льдом для катания на коньках. Стимулировать открытие маленьких, недорогих (а недорогими они будут, если их будет много) кофеен, чайных и кондитерских с безалкогольным ассортиментом.

Очень важным аспектом для привлечения молодежи являются условия для молодых семей и детей. Это не только детские площадки, это качество детских садов, школьного образования и медицинского обслуживания. Тверь может быть идеальным местом, чтобы растить и воспитывать детей, экологически чистым городом с доступной средой и первоклассными образованием и медициной, не идущими ни в какое сравнение с условиями в крупных – переполненных и загазованных – мегаполисах.

Безусловно, если в городе после окончания вуза будет негде работать, то какими бы привлекательными ни были условия проживания в нем, наиболее активные и образованные специалисты уедут туда, где их квалификация востребована и может быть достойно оплачена. Поэтому важной задачей является создание благоприятных условий для работы рентабельных предприятий и ведения бизнеса в городе. Это большая отдельная тема.

Я только добавлю, что и здесь вклад образовательного кластера может быть значительным. Во-первых, наличие образовательных организаций с широким спектром имеющихся образовательных программ и гибкой политикой их адаптации к запросам потенциальных работодателей является важным фактором инвестиционной привлекательности региона. Во-вторых, современный университет является центром трансфера технологий и обычно окружает себя поясом малых инновационных предприятий, создающих рабочие места и целые отрасли высокотехнологичного бизнеса. В программе стратегического развития нашего университета, например, написано, что мы ориентируемся не только на подготовку специалистов, востребованных рынком труда, но на специалистов, формирующих эти запросы, т.е. не только тех, кто ищет работу, а тех, кто ее создает для других.

Я уже несколько раз упоминал, что программа развития города как научно-образовательного центра всероссийского значения в качестве необходимого условия предполагает первоклассное по российским и международным меркам образование. Если наш университет, в принципе, сейчас соответствует этим требованиям по ряду образовательных программ, это вовсе не значит, что мы и дальше будем сохранять эти позиции.

Конкурировать приходится с другими сильными региональными вузами, действующими в связке с регионами своего базирования. Остановиться в чем-то в образовательном соревновании – значит сразу же отстать. Поэтому ни в коем случае нельзя довольствоваться достигнутым и необходимо постоянно повышать конкурентоспособность университета. Это включает в себя постоянное развитие образовательных технологий, активную научно-инновационную деятельность, совершенствование материально-технической базы и, самое главное, повышение кадрового потенциала.

Образование должно соответствовать запросам общества и экономики. Сегодня от выпускников кроме профессиональных знаний и умений требуются лидерские качества и умение руководить коллективами, способности к командной работе, коммуникационные навыки, продвинутое владение ИКТ, способность адаптации к новым ситуациям, хорошие навыки устной и письменной речи, критическое мышление и способности к решению нетиповых задач. Концепция «обучение в течение жизни» смещает ответственность за образование на личность, фокусируясь на индивидуальной способности к обучению, более ориентированному на результат.

Если у молодежи тяга к образованию и высокому образовательному цензу явно выражена, то более старшие поколения, которые тоже должны бы постоянно учиться, повышая свою квалификацию или проходя переподготовку, в этот тренд не укладываются. Сейчас у нас в стране не более 20% взрослых чему-то учатся, в то время как этот процент в развитых странах составляет около 50%. Здесь тоже должны быть созданы стимулы, подталкивающие представителей старших поколений к постоянному повышению своей квалификации и обновлению компетентностного портрета. В этом смысле контингент студентов должен расширяться, в том числе и по возрастной шкале.

Таким образом, постоянное повышение качества образования в сочетании с реализацией программы повышения привлекательности города для студентов и молодых специалистов может стать переломным моментом в наращивании человеческого капитала города, способствуя его постепенному оздоровлению и благополучию.

Всем встать! Шапки долой. Идет студент. Будем относиться к нему с максимальным вниманием и уважением, стараясь создать для него наилучшие условия. Именно с ним связаны надежды на лучшее будущее в нашем городе.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий