Недвижимость

 
Пора определиться автор: Харминдер Чхатвал

Строительство, бесспорно, является одной из важнейших отраслей экономики страны. Наличие в любом городе большого количества строящихся объектов является лучшим положительным показателем городской экономики и материального благополучия проживающих в нем горожан.

Как и во всяком бизнесе, затраты в строительстве должны быть минимизированы с целью максимального извлечения прибыли из проекта. Строители построили дом – продали, и так до бесконечности. А поскольку они строят не для себя и не несут ответственности за дальнейшую эксплуатацию возводимых ими объектов, то лепят дешевые многоэтажки, как куличи в песочнице. Власть в ситуацию предпочитает не вмешиваться, и, по большому счету, никого не интересует, как в этих новостройках будут жить люди: где они будут ставить машины, появятся ли поблизости магазин, детский сад, школа, поликлиника, будет ли ходить в микрорайон общественный транспорт и т.д.

Строители и чиновники связаны планом сдачи жилья: ежегодно им нужно рапортовать о количестве введенных в эксплуатацию квадратных метров. В конечном счете цифры оказываются важнее качества. А потребитель, мечтающий вырваться из ветхого деревянного брежневского или хрущевского барака, готов закрыть глаза на что угодно, набрать кредитов и самостоятельно делать ремонт, лишь бы у него была собственная новая квартира. В этом и заключается корень зла. Все гоняются за количеством, наплевав при этом на качество. И мы снова строим много дешевого временного жилья, как при Хрущеве.

Ни для кого не секрет, что строить в центре исторического города – долго, сложно и не слишком выгодно, поэтому в последние годы Тверь растет вширь, активно осваивая болота на окраинах. Уже сейчас застройщики испытывают большие сложности с коммунальной инфраструктурой. При этом инвестировать в строительство инженерных сетей, теряя часть прибыли, никто не хочет. И ситуация постепенно загоняется в тупик. На мой взгляд, решение проблемы лежит на поверхности: вместо микрорайонов следует строить автономные города-спутники, как было с Зеленоградом, который возводился как самостоятельный город, а спустя десятилетия оказался столичным районом. Правда, такое возможно лишь при условии, что у муниципальной власти есть четкое понимание, где спустя 20–30 лет будут проходить границы города. А с этим, как известно, у нас тоже не всё гладко.

Другая сторона той же медали – хаотичная точечная застройка. Лично я являюсь большим ее противником. Что такое центр города? Почему мы стараемся любой ценой поселиться как можно ближе к нему? Быть может, подсознательно, просто потому, что испокон веков в центре посада селилась городская знать и на одной площади находились княжеские палаты, главный собор и торговые ряды? Времена изменились, а стереотип остался. Но разве не очевидно, что уплотнять центр Твери до бесконечности нельзя? Абсурдно строить на месте старенькой одноэтажки, в которой проживало три семьи, высотный дом на тысячу человек! Ведь, помимо коммунальных бед, которые, скорее всего, возникнут из-за перегруженности старых сетей, новые жильцы неизбежно столкнутся с дефицитом мест в детских садах, школах, поликлиниках и т.д. Мы просто умножим уже существующие проблемы!

Отдельная больная тема – фантастически нерациональное использование земли и, как следствие, ее нехватка и высокая стоимость. Мне совершенно непонятно, как этот вопрос вообще может быть актуален в России, где земли столько, что освоить всю попросту невозможно! Трудно описать словами, какие круги ада приходится преодолевать инвестору, желающему застроить брошенную промышленную территорию или заросшие борщевиком бывшие колхозные поля. В случае с землями сельхозназначения государство, может быть, и право: рано или поздно они все-таки могут понадобиться. Но со всей остальной землей нужно как-то разбираться: коли нет радивого хозяина, отдайте участок городу или району, быстро и без проволочек.

Наверное, прежде всего следует определиться, чего же мы хотим от собственного города, каким видим его в будущем. Тихим и спокойным, комфортным для проживания пенсионеров? Или крупным научным и студенческим центром? И разобраться с исторической застройкой: что же все-таки следует беречь и охранять как зеницу ока, а от чего пора избавиться, потому что прогресс не остановишь. И тогда всё станет на свои места.

Компания «Ритм 2000» построила более полусотни объектов не только в Тверской области, но и в других регионах ЦФО. Исходя из опыта могу сказать, что у нас самая дорогая земля, самая высокая стоимость подключения к коммуникациям и, соответственно, конечная стоимость возведенного объекта. На самом деле цена – не что иное, как результат некоего условного соглашения между продавцом и покупателем. Она может колебаться только до тех пор, пока эти двое окончательно не договорятся. Что же касается выдачи разрешений на строительство, то при всех имеющихся проблемах конечный результат всегда зависит от одного: насколько твой проект нужен муниципалитету (не задевает ли он каким-нибудь образом личные интересы его руководства). То есть если городу действительно нужен большой торговый центр, местные власти охотно включат «зеленый свет». А если, условно, глава района является владельцем торговых площадей и понимает, что новый ТРЦ лишит его части прибыли от аренды, то о разрешении на строительство в этом населенном пункте остается только мечтать: под тем или иным предлогом его не выдадут никогда.

Большие трудности для инвесторов и застройщиков создает существующая система «принадлежности» земли: одни территории являются муниципальными, другие – региональными, третьи – федеральными. Допустим, человек хочет построить завод, ему не хватает площадей, и он готов приобрести заброшенные участки по соседству. Тут неожиданно может выясниться, что земля принадлежит трем разным федеральным «собственникам», каждый из которых охотно сдаст ее в аренду, но не желает продавать...

На мой взгляд, если на территории региона имеются заброшенные, неиспользуемые федеральные земли, они должны быть переданы местной власти (или, на худой конец, субъекту Федерации). Как можно всерьез обсуждать Генеральный план Твери, если огромные территории в городе принадлежат федеральным структурам, и никто не знает, что с ними будет происходить в будущем? Быть может, тут или там будет построено какое-нибудь вредное производство? То же происходит и в районах области: часть земель является региональной, и о планах в отношении нее местные власти могут лишь догадываться. Этот вопрос необходимо решить как можно скорее: по большому счету, даже не важно, кто и что кому передаст – нужно просто всем договориться.

Само собой, многое следует упростить. Скажем, разрешения на строительство мог бы выдавать не муниципалитет, а органы государственной экспертизы. Любой строитель понимает, что это позволило бы сэкономить массу времени и усилий. Ведь из раза в раз все проделывают двойную работу, гоняя по кругу один и тот же пакет документов, тратя деньги и нервы строителей и инвесторов. Хорошо, если люди работают в Твери – здесь хотя бы всё в шаговой доступности. Но представьте, каково строителю из Вышнего Волочка с каждой бумажкой нестись в областную столицу?

И еще. В последние время в России развивается новый вид бизнеса. Построив многоквартирные дома, некоторые фирмы продолжают самостоятельно их эксплуатировать уже в качестве управляющих компаний. Я считаю, это правильно. Ведь если строитель после сдачи дома будет продолжать нести за него ответственность, он неизбежно начнет радеть за качество. Невыгодно станет строить плохо, чтобы потом самому же латать собственные «дыры». И все проблемы решаются: и парковок хватает, и дворы с дорогами обустроены как положено и т.д. Думаю, что подобную практику нужно ввести повсеместно.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий