Регион

 
Государственная поддержка отдельных категорий граждан автор: Виктор Кулаков

Социальная поддержка граждан является прерогативой государства и представляет собой систему мер, обеспечивающих социальные гарантии отдельным категориям граждан, являясь дополнительной формой их социальной защиты.

Обязанность осуществлять социальную защиту граждан лежит на федеральных органах государственной власти РФ и органах власти субъектов Федерации.

Категории граждан – получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В настоящее время полномочия по оказанию социальной помощи всё больше переходят на региональный уровень, и финансирование производится из региональных бюджетов. Размер социальной помощи устанавливается в данном случае в зависимости от состояния бюджета субъекта Федерации. Однако отдельные виды социальной помощи остаются в ведении РФ и финансируются из федерального бюджета.

Федеральными законами от 22.08.2004 г. №122-ФЗ, от 23.07.2005 г. №122-ФЗ, от 9.05.2006 г. №67-ФЗ были внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации, предусматривающие переход от предоставления ряда натуральных льгот отдельным категориям граждан к денежным компенсациям, а также разграничение расходных обязательств по предоставлению мер социальной поддержки граждан по уровням бюджетной системы.

По данным Пенсионного фонда РФ, на 1 января 2015 года 140,7 тыс. человек, или 11% населения Тверской области, являлись получателями ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) за счет средств федерального бюджета, из них 24% проживали в сельской местности.

На протяжении ряда лет сохраняется тенденция к сокращению численности получателей ЕДВ. По сравнению с 1 января 2012 года количество граждан, которым назначена ежемесячная денежная выплата, уменьшилось на 11,0 тыс. человек, или на 7%. Сокращение численности наблюдается практически по всем льготным категориям. За период с 2011-го по 2014 год в силу объективных причин численность получателей ЕДВ среди инвалидов войны и ветеранов Великой Отечественной войны сократилась на 41% и на 28% соответственно. На 1 января 2015 года численность детей-инвалидов составляла 99,2% к уровню 1 января 2012 года и 100,5% к началу предыдущего года. Численность получателей ЕДВ в категории «ветераны боевых действий» на 1 января 2015 года увеличилась на 0,2% по сравнению с 1 января 2012 года.

Основными получателями ежемесячной денежной выплаты являются инвалиды. Их доля в общей численности получателей ЕДВ с 2011 года увеличилась на 2 п.п. и на 1 января 2015 года составила 77%. Доли численности инвалидов войны и ветеранов Великой Отечественной войны ежегодно снижались и на 1 января 2015 года составили по 2% от общей численности получателей ежемесячной денежной выплаты. Доли получателей ЕДВ категорий «дети-инвалиды» и «лица, подвергшиеся воздействию радиации» на протяжении последних четырех лет оставались практически неизменными (3% и 2% соответственно).

Объем назначенных денежных выплат ежегодно увеличивается. Рост объема назначенных ЕДВ на 1 января 2015 года по сравнению с 1 января 2012 года составил 106%, а по сравнению с 1 января 2014 года – 100,9%. Средний размер ЕДВ на одного получателя за четыре года вырос на 14% и на 1 января 2015 года составил 1943 рубля.

Все граждане, являющиеся получателями ежемесячной денежной выплаты (кроме Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы; Героев Социалистического Труда, Героев труда РФ и полных кавалеров ордена Трудовой Славы), имеют право на получение набора социальных услуг.

По данным отделения Пенсионного фонда РФ по Тверской области, в 2014 году 141,3 тыс. человек имели право на получение социальной поддержки в виде набора социальных услуг. Из них 17,3 тыс. человек воспользовались правом на обеспечение лекарственными средствами (по данным Министерства здравоохранения Тверской области), 2,7 тыс. человек получили санаторно-курортное лечение, около 1,6 тыс. человек воспользовались бесплатным проездом к месту лечения и обратно (по данным Тверского регионального отделения Фонда социального страхования РФ).

Наибольшая доля среди получивших набор социальных услуг приходится на инвалидов. Эта льготная категория составляла 91% всех лиц, получивших лекарственные средства, 76% – получивших санаторно-курортное лечение, 82% – воспользовавшихся проездом к месту лечения и обратно. Дети-инвалиды составляют, соответственно, 6%, 16% и 8% граждан, воспользовавшихся видами социальной поддержки в рамках набора социальных услуг.

К расходным обязательствам, финансируемым из бюджета Тверской области, относятся меры социальной поддержки, предоставляемые в виде регулярной денежной выплаты следующим категориям граждан, отнесенным к компетенции Тверской области: ветеранам труда, включая ветеранов военной службы; труженикам тыла; реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.

По данным Министерства социальной защиты населения Тверской области, на конец 2014 года 134,1 тыс. человек являлись получателями регулярной денежной выплаты, из них 88% (117,5 тыс. человек) – ветераны труда, включая ветеранов военной службы.

За период с 2011 года, вследствие ежегодного снижения, численность получателей регулярной денежной выплаты, отнесенных к компетенции Тверской области, уменьшилась на 13,8 тыс. человек, или на 9%, в том числе тружеников тыла – на 38%, ветеранов труда, включая ветеранов военной службы, – на 4%, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий – на 16%.

В 2011–2013 годах размер регулярной денежной выплаты ежегодно индексировался. В 2014 году размер регулярной денежной выплаты остался на уровне предыдущего года и составил для тружеников тыла – 675 рублей в месяц на одного получателя, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 12%; ветеранов труда, включая ветеранов военной службы, – 562 рубля (прирост 12%); реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий – 1020 рублей (прирост 73%).

Кроме того, в соответствии с нормативно-правовыми актами и региональными программами Тверской области в 2014 году регулярную денежную выплату получили 6,5 тыс. человек, что на 9% больше, чем в 2011 году. Большую часть из них (61%) составляют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, средний размер регулярной денежной выплаты которым составил 10467 рублей в месяц на одного человека. Также гражданам, удостоенным региональных почетных званий, имеющим особые заслуги, в среднем в месяц на одного получателя было выплачено 1450 рублей, участникам вооруженных конфликтов в мирное время – 2430 рублей, членам семей погибших – 1587 рублей. Также в 2014 году регулярную денежную выплату, средний размер которой составлял 1151 рубль на одного получателя в месяц, получили 8,7 тыс. семей с детьми; 12,1 тыс. человек, отнесенных к категории «малоимущие граждане», получили единовременную денежную выплату, средний размер которой составил 3569 рублей на одного получателя.

С 2013 года на территории Тверской области выплачивается региональный материнский капитал. В том же году 0,5 тыс. человек получили единовременную денежную выплату в размере 50000 рублей на одного получателя; в 2014 году единовременная денежная выплата, размер которой составил 52750 рублей на одного получателя, была выплачена 0,9 тыс. человек.

Отдельным категориям граждан (инвалидам войны, включая ветеранов Великой Отечественной войны, кроме тружеников тыла; Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам ордена Трудовой Славы), меры социальной поддержки которым в соответствии с федеральным законодательством предоставляются за счет средств федерального бюджета, установлены дополнительные меры социальной поддержки, оказываемые за счет средств бюджета Тверской области. В 2014 году 2,8 тыс. инвалидов войны и 20 человек, относящихся к категории «Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы» получали регулярные денежные выплаты, средний размер которых составлял, соответственно, 282 рубля и 3128 рублей в месяц на одного получателя.

Ежегодно из бюджета области, в соответствии с законом о бюджете Тверской области, выделяются ассигнования на социальное обеспечение населения – как в виде денежных выплат, так и на компенсацию льгот в натуральной форме (обеспечение проезда городским и пригородным общественным транспортом).

В 2014 году из средств бюджета Тверской области на оказание социальной поддержки гражданам было направлено 1996 млн. рублей, или 95% от запланированных бюджетных ассигнований.

Расходы на социальную поддержку граждан по сравнению с 2011 годом увеличились на 9%, в том числе на денежные выплаты – на 10%, на обеспечение проезда городским и пригородным общественным транспортом – на 1%. В 2014 году, как и в 2011 году, на компенсацию льгот в натуральной форме приходилось 9%, на денежные выплаты – 91% от общей суммы расходов. 

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий