Финансовый партнер

 
От "Сберкассы" до "Сбербанка" автор: Ярослав Кутний

– То, что за последние несколько лет в Сбербанке произошли качественные изменения, позволяющие говорить о нем как о лидере не по исторически сложившимся масштабам, а по количеству и качеству предлагаемых продуктов, знает большинство наших читателей. Но когда, как и почему произошли эти изменения – известно далеко не всем. Давайте совершим небольшой исторический экскурс и на примере Тверского отделения опишем происходящие в Сбербанке перемены.

– В 1996-ом г. в Тверской Сбербанк пришло новое руководство, ставящее перед собой задачу сделать из Сбербанка-Сберкассы  универсальный, отвечающий всем требованиям времени банк, имеющий по разным позициям ведущие бизнес-показатели. Новым руководством на должность управляющего Тверским отделением был предложен Дмитрий Евгеньевич Иванов. Именно он начал формировать команду, которой предстояло, исповедуя новые принципы, перестроить внутреннюю работу банка, сделать так, чтобы банк не только выполнял понятные, но очень узкие функции Сберкассы, а работал для клиента, на клиента, вместе с клиентом.

Даже в небольшом коллективе нововведения не всегда проходят гладко. Внедрять новые идеи в организации, где работает 2200 человек, – колоссальная работа. Приведу один пример: в результате реорганизации менеджерский состав Тверского отделения был обновлен на 80%. Увольнять людей, набирать новых, при этом сделать так, чтобы «новые» и «старые» сотрудники сработались, в коллективе сохранялся положительный настрой, а банк продолжал работать, внедрять новые продукты, повышать качество обслуживания и т.д. – очень трудная задача. Скажу честно, если бы я мог представить в момент моего назначения на должность о тех трудностях, с которыми нам предстоит столкнуться, то не знаю, согласился бы я работать или нет.

– У большинства банков с уходом того или иного значимого сотрудника («перетянули» конкуренты) возникает проблема с заменой. Бывает, что вакансия остается свободной несколько месяцев – нет людей соответствующей квалификации, и ничего не сделать. Когда Вы говорите о замене 80% менеджерского состава, невольно возникает вопрос: «Где Вы смогли набрать такое количество сотрудников?»

– Тогда была другая ситуация, и мы ей воспользовались, чего греха таить. В 1996-1997 гг. у многих Тверских банков были проблемы. К нам пришли высококвалифицированные кадры, с хорошим творческим потенциалом из других банков (в частности из Тверьуниверсалбанка, «школу» которого мы оцениваем очень положительно).

Сегодня «днем с огнем» не найти высокопрофессиональных сотрудников, а найдешь – все равно будешь сомневаться, отвечают они необходимым требованиям или нет.

– Давайте вернемся к реорганизации.

– Наш банк – это очень серьезная организация, которая не может позволить себе начать осуществлять операции, не имея уверенности в своем персонале, в системах контроля. Поэтому, как в «Авгиевых конюшнях», было необходимо вначале навести порядок внутри себя. Этот этап, незаметный для других, был чрезвычайно важен для нас, т.к. именно тогда была выстроена система управления, появилось ощущение команды, уверенность, что банковские процедуры производятся правильным образом, что мы готовы к «завоеванию» внешнего мира.

Ощутив эту уверенность, мы перешли ко второму этапу – работе с юридическими лицами.

Сегодня у нас третий этап – розница. 5 лет назад розница серьезно никем не воспринималась, не было никакой агрессивной рекламы. Сегодня потребительские кредиты являются очень серьезным бизнесом, не уступающим работе с юридическими лицами. Это наиболее многомодельное, наиболее затратное и наиболее перспективное направление.

В результате реорганизации, новых подходов к работе наша клиентская база увеличилась в разы, и заданные темпы роста продолжаются и сейчас. В прошлом году наш кредитный портфель по юридическим лицам увеличился на 80%, по физическим – в 2 раза.

– Сегодня (в Твери) десятки банков предлагают различные кредитные продукты (часто трудно различимые). В условиях все более возрастающей конкуренции названные Вами темпы роста  являются впечатляющим показателем недоступным для других. На Ваш взгляд, что является основным преимуществом Сбербанка, позволяющим ему прочно удерживать ведущие позиции в разных видах кредитования?

– Рос рынок, росли его потребности, и не только Сбербанк, но и многие другие банки нашли на нем свое место. На рынке банковских услуг есть масса продуктов, которые отличаются друг от друга по различным параметрам. У одних лучше одно, у других – другое, но в общей массе они похожи, и здесь главное следить, чтоб выпускаемые продукты были конкурентоспособны. Не буду лукавить, имя Сбербанка играет роль по определению.

Но кроме имени важно, какой посыл ты даешь во внешний мир. Мы пытаемся говорить, что Сбербанк – надежный банк, что мы не даем обещаний, которые не исполняем, а это самое главное. Если мы можем решить Вашу проблему – решаем, если не можем – честно скажем об этом клиенту. Это является основой корректного поведения, которую мы поддерживаем.

По сравнению с другими банками Сбербанк обладает рядом бесспорных преимуществ.

Во-первых, это практически неограниченные объемы кредитов на уровне Твери.

Понятно, что крупный клиент не может обслужиться в маленьком банке – он просто завалит его своими движениями. Объемы привлеченения в Тверском отделении составляют около 17 млрд. рублей. До прошлого года мы имели ресурсов больше, чем размещали, потому что мы не можем позволить себе высоко рисковой политики, т.к. должны гарантировать нашим вкладчикам, что их деньги в сохранности. С ростом экономики рос и наш кредитный портфель. Сегодня мы достигли показателей, о которых давно мечтали, – наш кредитный портфель фактически покрывает все привлечения.

Во-вторых, мы выработали систему принятия решений, которая основана на четких процедурах, понятных для окружающих. Т.е. существует стандарты, и если клиент им соответствует, то легко получает кредит без каких-либо вмешательств руководства, что крайне важно, т.к. Сбербанк по своей сути – это система массового обслуживания.

Если продукт является неординарным (к примеру, кредит для «Вагоностроительного завода») и требует переговорного процесса – с клиентом будут работать первые лица. В большинстве остальных случаев получение кредита (включая средний бизнес) происходит по стандартной процедуре. Вы подаете заявку и, если соответствуете определенным параметрам, через 2 недели получаете кредит – и всё.

– Неограниченные объемы кредитования… Это звучит гордо. Вы можете охарактеризовать положение, занимаемое на сегодняшний день Сбербанком на рынке банковских услуг в Твери?

– Ощутимое, если не сказать больше. Исторически сложившееся наследие Сбербанка, его базис обусловили значимое положение банка на рынке – мы лишь старались его усилить.

Что касается долей рынка занимаемых Сбербанком:

 Вклады населения – 65% (которые возрастающая конкуренция у нас, как у самого большого, потихоньку отбирает, что понятно и логично).

Кредитование физических лиц – 45%.

Кредитование юридических лиц – около 50%.

Ресурсы юридических лиц – около 40%.

Все эти доли двигаются туда-сюда – то мы отвоевываем, то у нас отвоевывают – конкуренция!

   – Что собираетесь отвоевывать в ближайшее время?

– Задача Сбербанка – быть номером 1. В сегментах «ипотека», «автокредитование», «кредиты на неотложные нужды» мы хотим играть доминирующую роль и, в-основном, с данной задачей справляемся. Сбербанк принципиально не пошел в тему «быстрые кредиты в торговых сетях», т.к. там очень высокая просроченная задолженность, которую компенсируют за счет процентной ставки. Сбербанк не может вести такой бизнес – сохранность денег, понятный уровень просроченный задолженности (в нашем отделении 0,2% – постучу по дереву) – эта основа нашего бизнеса. Для работы в торговых сетях требуется минимум затрат, для работы на собственной территории требуются значительные вложения – мы можем себе их позволить.

Исторически сложившаяся сеть Сбербанка плохо приспособлена для проводимых сегодня операций. Поэтому в течение 3-х последних лет мы занимаемся выкупом интересных нам помещений. Только в этом году был открыт первый в Твери специализированный ипотечный центр, открыта новая соответствующая требованиям сегодняшнего дня Сберкасса.

Мы запланировали очень серьезные вложения в создании зон самообслуживания, первая уже создана. Она включает в себя автоматический пункт обмена валюты, терминал безналичных платежей, банкомат – все 3 устройства работают круглосуточно.

Своим клиентам Сбербанк предлагает новую услугу: перевод денег с карты на карту в режиме он-лайн. Через банкомат деньги из Твери во Владивосток переводятся за несколько секунд.

Все эти услуги идут в ногу со временем и требуют серьезной работы, т.к. связаны с защитой финансовой информации наших клиентах. Внедрение новых технологий, открытие современных кассовых центров, вся проводимая банком работа служит только одному – оказанию качественных услуг клиентам. Окажем – отвоюем часть рынка, не окажем – отвоюют у нас.

– Удачного сраженья.

­– Спасибо.

 

 

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий

 
ЛУЧШИЕ СТАТЬИ РУБРИК