Налоговый инспектор

 
Итоги работы УФНС России по Тверской области за 2014 год автор: Дмитрий Яковицкий

Подводя итоги прошедшего 2014 года, необходимо констатировать, что непростая политическая ситуация в мире оказала значительное влияние на экономическую ситуацию в России.

Мы живем в новых экономических условиях, и в этой связи наша основная задача – наиболее эффективно встроиться в эти условия, извлечь из них максимум положительных моментов. Негативные веяния, повлиявшие на общую экономическую ситуацию в стране, безусловно, отразились и на нашем регионе. Тем не менее отдельные показатели превысили уровень 2013 года при высоких базовых показателях 2012 года. 

Необходимо всё же реально смотреть на вещи, и, понимая изменяющиеся условия, налоговые органы Тверского региона уже в 2014 году значительно скорректировали свою деятельность с целью минимизировать экономические риски.

Однако, прежде чем говорить о результатах поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, необходимо обрисовать общий фон экономической ситуации в регионе.

На протяжении всего года наблюдалось падение темпов роста промышленного производства, и если в I квартале индекс промышленного производства сложился на уровне 101,3%, то по итогам года он снизился до 96,8%.

Прибыль прибыльных организаций за 11 месяцев 2014 года сократилась на 0,5%, что повлияло на снижение налоговой базы, обусловленное ростом издержек производства, при том, что за полугодие этот показатель имел положительное значение102,3%.

Из положительных факторов можно отметить увеличение на 8% оборота организаций, и это выше уровня 2013 года на 3 процентных пункта.

К сожалению, необходимо понимать, что рост оборотов в значительной степени определен повышением цен.

По итогам 2014 года с территории Тверской области поступило доходов, администрируемых ФНС России, на общую сумму 51,6 млрд. рублей, что почти на 4 млрд. рублей, или на 8,3 процента, превышает уровень 2013 года.

Тем не менее в условиях замедления темпов экономического роста на протяжении всего года в регионе наблюдалось ослабление динамики поступления налогов. Так, если в I квартале темп роста составлял 129,8%, за полугодие – 125%, за 9 месяцев – 115,4%, то уже по итогам года темп роста снизился до показателя 108,3 процента.

Основную долю мобилизованных с территории области поступлений 62%, или 31,8 млрд. рублей, составляют доходы областного бюджета, 21%, или 11,1 млрд. рублей, – доходы федерального бюджета, 17%, или 8,7 млрд. рублей, – местного бюджета. Обратите внимание: почти 80% собираемых налоговыми органами доходов остаются непосредственно в области.

В условиях рыночной экономики флагманом развития государства, его процветания является, конечно, бизнес, причем в равной степени – как крупный, так и микро. Если первый обеспечивает доходы бюджета, то второй – социальную составляющую, так как микро-бизнес – это самозанятость граждан. Следовательно, в изменяющихся условиях задача налоговых органов – точечно использовать инструменты контроля, подвергая ему исключительно тот сегмент бизнеса или налогоплательщиков, в деятельности которых прослеживаются агрессивные схемы налоговой минимизации.

Учитывая изложенное, в истекшем году налоговыми органами Верхневолжья комплексно оценивались все группы факторов на основании объективного понимания социально-экономической ситуации в регионе, оценивалась адекватность поступлений состоянию экономики. Мы старались своевременно уловить изменение сценария развития – как ключевых макроэкономических показателей, так и финансово-экономического состояния отдельных налогоплательщиков. В результате совершенствования аналитических инструментов количество выездных налоговых проверок в 2014 году сократилось к предыдущему году на четверть, при этом суммы доначисленных налогов, наоборот, увеличились. Эффективность выездных налоговых проверок (сумма доначислений в расчете на одну результативную выездную налоговую проверку) за 2014 год составила 11057,3 тыс. рублей, что в 3,8 раза больше показателя 2013 года.

Приведенные цифры как раз и свидетельствуют о том, что в истекшем году внимание налоговиков было приковано к тем налогоплательщикам, которые попали в зону риска (агрессивные схемы налоговой минимизации, низкая налоговая нагрузка, наращивание убытков и т.д.).

При этом необходимо понимать, что результат налоговой проверки – это не одноразовое действие (показатели ради показателей). Целью проверки являются как выявление самого существа нарушения, так и повышение налоговой нагрузки организации вследствие выравнивания финансово-экономических показателей деятельности.

В период малейшего колебания экономической ситуации у налогоплательщиков появляется огромное искушение кредитоваться за счет государства. Заметьте, речь идет не бюджетном субсидировании, а о банальном пользовании средствами, которые должны быть уплачены в виде налоговых платежей, а в отдельных случаях – и о незаконном возмещении из бюджета НДС. В этом случае налогоплательщикам необходимо помнить, что их может ждать не просто отказ в возмещении НДС, а как минимум уголовная ответственность в связи с покушением на мошенничество. Ведь по сути незаконное возмещение НДС – это прямое хищение денежных средств из бюджета страны.

В 2014 году благодаря четкой позиции Управления, направленной на недопущение незаконного возмещения НДС, совместной работе с правоохранительными органами темп роста мобилизации НДС сложился в положительном тренде. В федеральный бюджет перечислено налога на 23,2% больше уровня 2013 года – в основном благодаря снижению суммы возмещения и возврата налога в 1,5 раза – на 1,7 млрд. рублей. Кроме того, в 2014 году положительная динамика данного налога явилась следствием роста налоговой базы и опережения темпа роста оборотов над темпом роста налоговых вычетов на 1,2 процентных пункта. По результатам камерального контроля за 2014 год отказано в возмещении НДС в сумме 240 млн. рублей.

Тем не менее в текущем году мы всё же ожидаем роста возмещения НДС по объективным причинам. Ни для кого не секрет, что Тверская область благодаря удобной логистике является инвестиционно привлекательным регионом. Ряд крупных инвестиционных проектов в текущем году выйдет на новую стадию, что неизбежно приведет к росту возмещения. Но хочу подчеркнуть: налоговым мошенникам нечего делать в Тверском регионе, их деятельность будет жестко пресекаться.

Серьезным индикатором экономической ситуации является налог на прибыль организаций. Малейшие колебания рынка в любую сторону сразу же находят отражения в этом налоге. По результатам 2014 года мы наблюдаем как положительные, так и негативные моменты. Так, нам удалось сохранить сбалансированность динамики доходов и расходов от основной деятельности (рост доходов от реализации – 102%, расходов – 102,6%). Казалось бы, столь негативный фактор, как снижение курса национальной валюты, в ряде случаев положительно отразился на динамике внереализационной деятельности (при наличии валютных депозитов полученный доход от процентов значительно вырос). Безусловно, данный фактор оказал и свое негативное влияние – рост расходов за пользование заемными средствами, полученными в иностранной валюте.

Поступления налога на прибыль организаций с территории области в 2014 году увеличились на 6,2%, или на 512 млн. рублей.

Положительная динамика обеспечена в основном за счет увеличения перечислений налога по консолидированным группам налогоплательщиков на 874 млн. рублей, или на 36,7 процента.

При администрировании налога на прибыль организаций, равно как и других бюджетообразующих налогов, основным инструментом контроля является аналитика. Без понимания ситуации в разрезе видов экономической деятельности наша работа нелогична и непоследовательна.

Благодаря точечному применению аналитических инструментов по итогам 2014 года отмечен рост налоговой нагрузки по налогу на прибыль по таким видам экономической деятельности, как строительство (с 1,05% до 1,11%), производство пищевых продуктов (с 0,51% до 0,78%), операции с недвижимым имуществом (с 1,02% до 1,52%), финансовая деятельность (с 1,13% до 2,54%).

Однако в отношении попавших в зону риска видов деятельности – таких, как оптовая и розничная торговля, производство металлических изделий, обрабатывающие производства, транспорт и связь (демонстрирующие снижение общей налоговой нагрузки), нами будут активизированы контрольно-аналитические мероприятия в 2015 году, то есть в текущем году – это зона нашего особого внимания. Несмотря на положительную динамику, в зоне риска остается и такой вид экономической деятельности, как строительство и деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства и предоставления услуг в этой области.

Вместе с тем мы всегда говорим, что налоговые органы настроены на конструктивный диалог с налогоплательщиками, наша основная функция – не карательная, а контрольная. Поэтому налоговики всегда приветствуют самостоятельные корректировки налоговых обязательств налогоплательщиками. Ведь это свидетельствует в первую очередь о том, что между нами существует диалог, что нас слышат, а значит, мы в состоянии донести свою позицию, в том числе – минуя налоговые проверки.

Эффективным инструментом взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков остаются комиссии по легализации налоговой базы – мы предоставляем возможность налогоплательщику самостоятельно легализовать сокрытую налоговую базу; самостоятельно – это значит сознательно, к тому же без штрафных санкций и пеней.

В настоящее время на территории области работают 11 комиссий по легализации налоговой базы.

За 2014 год проведено 391 заседание комиссий, на которых рассмотрены материалы по более чем 2 тыс. налогоплательщиков.

После заслушивания представлено 379 уточненных налоговых деклараций; уменьшены убытки на сумму 2 млрд. 102 млн. рублей; заявлена прибыль в сумме 366 млн. рублей, увеличены налоговые обязательства по налогу на добавленную стоимость и другим налогам в сумме 36,3 млн. рублей, уменьшена сумма заявленного к возмещению налога на добавленную стоимость на 12,8 млн. рублей.

Еще раз подчеркну: зона нашего пристального внимания – те налогоплательщики, которые предпринимают попытки незаконной (агрессивной) минимизации налогов, наращивающие убытки несоразмерно финансово-хозяйственной деятельности, претендующие на необоснованное возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость, отражающие неадекватно низкую налоговую нагрузку. При этом мы остаемся открыты для конструктивного диалога с добросовестными налогоплательщиками, ведь, по большому счету, у нас и у законопослушных налогоплательщиков одна цель – развитие экономики нашей страны.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий