Регион

 
Ресурсы для инвестора автор: Андрей Лошаков
Для лучшего понимания механизма взаимодействия между бизнесом и Администрацией Тверской области я хотел бы ответить на три вопроса:
 
В прошлом году в областном бюджете на компенсации процентной ставки по кредитам было запланировано 15 млн. рублей, мы собрали заявок только на 8 млн., т.е. 7 млн. оказались невостребованными
 

Первый – кого Администрация области воспринимает в качестве инвесторов, т.е. существуют ли какие-то объективные количественные критерии для определения инвесторов, кто является, а кто не является инвестором с точки зрения Администрации? Ответ на этот вопрос важен еще и потому, что есть мнение, будто Администрация поддерживает определенную группу инвесторов, отказывая остальным в сотрудничестве.

Второй – что Область может предложить инвесторам?

Третий – какие обязательства она от них ждет?

Ответ на первый вопрос состоит из нескольких аспектов.

Аналитического – кого Область фиксирует в качестве инвесторов. Юридического – с кем Область выстраивает отношения в правовом поле. Оперативного – на каких инвесторах строится практическая работа Администрации.

С точки зрения аналитики, статистических данных о деятельности  субъектов разной принадлежности наиболее значимыми (как и во всем мире) для области являются государственные инвестиции: федеральные, областные, муниципальные. По статистике пик инвестиций в Тверской области пришелся на  2003-й год – 30 млрд. рублей. Из 30 млрд. около18 – это Калининская АЭС и трубопровод. Сейчас строительство 3-го энергоблока завершено, соответственно объем государственных инвестиций значительно сократился.

Вторыми по значимости являются инвестиции крупных компаний (таких, как «Трансмашхолдинг»), решения о которых принимаются на уровне московских штаб-квартир и зависят не от инвестиционного климата в области, а от стратегии компании на российском и мировом рынке.

На третьем месте находятся инвестиции, решения о которых принимаются в Твери.

В прошлом году совокупный объем инвестиций в область составил порядка 22 млрд. рублей.  Рост частных инвестиций, связанный с действиями Администрации области, увеличился на 30%.

Второй аспект – юридический – что за организации могут рассчитывать на становление прямых договорных отношений с Областью для получения содействия в инвестиционной деятельности. Взаимоотношения между Администрацией и инвестором регулируются законами Тверской области «О предоставлении субвенций инвесторам»,  «О государственной поддержке инвестиционной деятельности», а также нормативным правовым актом «О компенсации процентной ставки по инвестиционным кредитам». Закон «О предоставлении субвенций инвесторам»  описывает ситуацию входа в нашу область инвестора либо начало нового проекта компании, существующей в Тверской области в виде нового юридического лица. Закон «О компенсации процентной ставки по инвестиционным кредитам» распространяется на предприятия, которые уже существуют на территории Тверской области и открывают линию за линией, цех за цехом, магазин за магазином, т.е. данный закон рассчитан на предприятия, для которых Тверь является местом постоянного обитания. Согласно критериям, прописанным в законах, Область в качестве инвестора прежде всего рассматривает компании, зарегистрированные в Тверской области, и компании, являющиеся налоговыми резидентами в Твери, т.к. взаимоотношения между Областью и инвестором связаны с возвратом-невозвратом денежных средств. Вторым условием для заключения договорных отношений является отсутствие у инвестора налоговых задолженностей перед бюджетами всех уровней. Третьим – что предлагаемый проект отвечает всем требованиям, прописанным в законе «О предоставлении субвенций инвесторам», т.е. является чем-то новым, имеет законченную форму, бизнес-план и т.д. И наконец, что вложения со стороны инвестора в данный проект в течение трех лет составят сумму не менее 150 млн. рублей. Каких либо ограничений или приоритетов для инвесторов по отраслевой принадлежности не существует.

Теперь об оперативном аспекте – на какого рода инвесторов Область тратит свое время.

Управление регионального развития в основном сосредоточено на работе с внешними инвесторами. Этому есть ряд обоснований. Во-первых, людям, приходящим в область, надо куда-то обращаться, и если это информбюро не обустроить, то им просто не к кому будет идти.

Во-вторых, задача входа, как правило, бывает наиболее сложной, т.к. возникает масса вопросов, связанных с землеотводами, согласованием проектов,  мониторингом процессов, предоставлением информации и т.д. В-третьих, перед нами стоит задача обеспечения устойчивости и сбалансированности экономического роста. Внешние инвесторы – это, как правило, большие игроки, как в стране, так и на мировой арене.  Если они приходят, то обеспечивают стабильность и занятость на своем производстве. У них меньше рисков нереализации проектов.

Область в первоочередном порядке поддерживает те проекты, которые тянут за собой экономику, тех, у кого кривая продаж идет вверх, что служит основным показателем жизнеспособности любого предприятия. Важнейшими критериями при рассмотрении проекта являются количество создаваемых рабочих мест и уровень зарплаты. Если заложенная в бизнес-плане зарплата ниже прожиточного минимума – проект не рассматривается. И наконец, от деятельности предприятия в бюджет области должно поступить налогов больше, чем Область вернет инвестору назад.

Второй вопрос – что Область может предложить инвесторам? На какую поддержку предприятия, входящие в область или уже работающие на ее территории, могут рассчитывать?

Существует 7 видов поддержки:  информационная, административная, по подбору и обучению персонала, финансовая, по развитию инженерной инфраструктуры, PR,  по решению вопросов, связанных с переводом земель.

Информационная: это, к примеру, получение технических условий на реализацию проектов на подготовительной стадии, когда проект еще не согласован и в обычном порядке их не получить.

Административная: у нас создано Управление регионального развития, работающее только с инвестиционными проектами, единственным показателем деятельности которого является количество привлеченных инвестиций. Этот показатель заставляет управление становиться «троянским конем» инвестора в администрации. Его сотрудники являются «ходоками и мытарями», лоббирующими интересы инвестора и ускоряющими процесс согласования проектов с различными ведомствами.

Также у нас существует межведомственная комиссия, которая дает согласование на место размещения объекта – одну из очень важных предварительных процедур для начала строительства. В нее входят руководители всех согласующих ведомств – таких, как Росспотребнадзор, МЧС и т.д. В рамках этой комиссии принято решение в случаях согласования объектов, сумма инвестиций которых превышает 5 млн. рублей, пускать все проекты по зеленому коридору, т.е. вместо положенных полутора-двух месяцев на рассмотрение каких-либо документов, ведомства, руководители которых представлены в комиссии, сократили сроки рассмотрения (как показала практика) в два раза.

Подбор и обучению персонала: финансирование профессионально-технических училищ перешло с прошлого года на уровень субъекта, поэтому мы имеем полное право формировать программу профессиональной подготовки под конкретные предприятия. Соответственно, инвестор может внести предложения с учетом нужд своего предприятия, а мы на их основе готовы набирать курсы, определять сроки их продолжительности и т.д.

Финансовая поддержка: это предоставление субвенций, предоставление компенсаций по процентным ставкам. В прошлом году в областном бюджете на компенсации процентной ставки по кредитам было запланировано 15 млн. рублей, мы собрали заявок только на 8 млн., т.е. 7 млн. оказались невостребованными. Получателями  субсидий являются предприятия разной отраслевой принадлежности.  2 года назад это в основном была «пищевка» – «Мелькомбинат», ЗАО «Хлеб» и т.д.  В прошлом году – «ЖБИ-4», «Компьютерия», старицкий «Техмаш», «Конаковский фаянс», «Торжокский завод полиграфических красок», «Верхневолжская птицефабрика», т.е. предприятия самой разной отраслевой принадлежности. В этом году у нас также в бюджете заложена сумма 15 млн. рублей, которая ждет своих  получателей.  По компенсациям процентной ставки по инвестиционным кредитам в этом году у области существуют обязательства перед четырьмя компаниями, на сумму порядка 2,5 млн. рублей.  Соответственно 12,5 млн. – это свободные средства – заходите, милости просим. Помимо наших возможностей существуют более мощные механизмы, предусмотренные на федеральном уровне, такие, как создание особых экономических зон, либо участие в инвестиционном фонде РФ. Там выделяются суммы, исчисляемые сотнями миллионов рублей, при условии софинансирования проектов из областного бюджета и частного софинансирования. К сожалению, со стороны тверского бизнеса и таких компаний, как «Вагонный завод»,  штаб-квартиры которых находятся в Москве, подобного рода проектов не поступало, и поэтому данный финансовый ресурс еще недоиспользован.

Развитие инженерной инфраструктуры: имеется в виду софинансирование строительства дорог, энергетических, газовых и прочих коммуникаций, которые должны быть подведены к участку. 

PR: о PRя думаю нет смысла говорить – все понятно без объяснений.

Решение вопросов, связанных с переводом земель: т.е. перевод земельных участков из одной категории в другую. В настоящее время этот рычаг находится в руках областной Администрации, и она им активно пользуется для реализации инвестиционных проектов.

Вот коротко о видах поддержки, которые Область готова оказать инвесторам.

Третий вопрос – что мы ожидаем получить от инвестора?

Не так уж много. Соблюдение взятых на себя обязательств: исполнение бизнес-планов, выплаты продекларированной зарплаты, налоговых отчислений. В случае перевода земли – ее целевое использование.

 В рамках различных соглашений предполагаемая сумма инвестиций в область на сегодня составляет порядка 1 млрд. долларов. Помимо внешних инвесторов, здесь заметную роль играют компании Тверской области – такие как: «ДКС», «Зубцовский машиностроительный завод», «Тверской трубный завод», «Тверская керамика», «Ржевский мастер», лихославльские «Лесные технологии» и т.д. Это говорит о том, что действия Администрации, направленные на создание инвестиционного климата в области, не пропали даром, что с администрацией можно и нужно работать, рассматривая ее как союзника, заинтересованного в развитии бизнеса Тверского региона.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий