Образование

 
Напутствие созидателям будущего автор: Андрей Белоцерковский

Выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а собственным трудом и его результатами.

Альберт Эйнштейн

В вузах страны только что закончилась приемная кампания, и очередная когорта первокурсников, полная надежд, ожиданий и вопросов заполняет аудитории, готовясь к новому этапу своей жизни. К этапу важнейшему, многое определяющему в будущем. Каким ему быть – нашему общему будущему, которое в скором времени начнут активно строить нынешние студенты? Каким это будущее обернется для каждого из молодых людей и девушек? Что может сделать отдельный человек, чтобы его будущее, его жизнь сложились наилучшим образом, с самой полной реализацией заложенного потенциала?

Мне кажется, что для общества в целом нет более важной задачи, чем создание условий для наиболее полной реализации потенциала каждой личности. Именно это и является ключом к построению лучшего будущего для нашей страны. Если каждый человек сможет в наибольшей степени раскрывать все свои таланты и способности и получать от этого удовлетворение и общественное признание, потенциал общества в целом будет возрастать за счет самого ценного ресурса современности – человеческого капитала.

Жизненный успех и счастье каждого отдельного человека, таким образом, есть необходимое условие для благоприятного развития общества. А если речь идет не об абстрактном молодом человеке или девушке, а, скажем, о вашем сыне, внуке или дочери? Что нужно сделать, чтобы именное его/ее жизнь складывалась успешно и счастливо? Я думаю, что у каждого родителя есть свой ответ на этот вопрос, поскольку все хотят самого лучшего для своих детей. У меня же есть несколько рекомендаций лишь в одном, профессионально наиболее близком мне, аспекте, а именно – образовательном. Что-то вроде краткого напутствия вступающим в самостоятельную жизнь созидателям нашего будущего.

У каждого из нас жизнь складывается по-разному. Даже при одних и тех же стартовых и внешних условиях на бесчисленных жизненных развилках каждый принимает свои собственные решения. С определенной степенью обобщения можно сказать, что та текущая ситуация, в которой каждый из нас находится в любой заданный момент времени, есть результат совокупности принятых нами до этого момента решений. 

Количество развилок в жизни очень велико, их спектр и значение для последующей жизни самые широкие – начиная с чисто бытовых и вплоть до определяющих. В каждой из развилок мы делали свой выбор из имеющихся вариантов. Цепочка принятых решений на развилках – длинная и извилистая – и есть наша судьба. С этой точки зрения наша способность к принятию наилучших решений при заданной информации является критически важной, судьбоносной. А как эту способность можно развить?

В наибольшей степени способности анализировать и оценивать ситуацию, принимать решения развиваются образованием и духовно-нравственным воспитанием. Недостатки в первом или втором приводят к систематически неверным решениям, повышают количество ошибок. И наоборот – повышение уровня и того и другого количество ошибок сокращает.

Оставив в стороне исключительно важный духовно-нравственный аспект, сосредоточусь на том, что может и должно дать образование в обеспечении жизненного успеха молодого человека. Понимание абсолютной необходимости высшего образования как условия выхода на современный рынок труда есть сейчас у всех. Именно поэтому в вузы сегодня устремляются до 80 процентов выпускников школ. При этом мы знаем, что качество этого массового высшего образования очень неоднородно: от халтуры и имитации до настоящей и глубокой подготовки. Я уже неоднократно выступал в печати с рекомендациями о том, ГДЕ и ЧЕМУ лучше УЧИТЬСЯ – с тем, чтобы закладывать условия для успеха в будущем. Не буду повторяться. Сегодня хочу остановиться на другом, а именно – ЧЕМУ в университетских стенах обязательно надо НАУЧИТЬСЯ каждому, вне зависимости от приобретаемой специальности, чтобы подготовить себя к самостоятельному плаванию в быстро (а иногда непредсказуемо) меняющемся море профессиональной жизни.

 Сегодня основные базовые технологии меняются с беспрецедентной в человеческой истории скоростью. Произошла информационно-коммуникационная и цифровая революции, влекущая за собой коренную технологическую перестройку всех областей деятельности. В результате массово возникают не существовавшие ранее профессии и исчезают старые. В рамках традиционных профессиональных областей кардинально меняются требования к компетенциям и квалификациям. Жизненный цикл технологий становится меньше нормативных сроков обучения.

В этих условиях любые знания, кроме самых фундаментальных, заведомо устаревают к концу срока обучения. Ключевым фактором жизненного успеха становится способность к постоянному самообучению и самосовершенствованию, чтобы не отставать от убегающего поезда научно-технического прогресса. У нас, взрослых, что-то менять в себе с возрастом становится все труднее. Дело в том, что любое новое знание противопоставляется огромной массе уже накопленных нами знаний и опыту. Чем дольше шло накопление, тем больше накоплено, тем относительно меньшим является вклад новой информации.

Я не хочу сказать, что взрослый человек является «отрезанным ломтем» в смысле обучения, определенная степень обучаемости сохраняется (и крайне желательна). Я только хочу подчеркнуть, что серьезно повлиять на обучаемость можно только у наших детей. Иначе говоря, на вопрос «Что же можно сделать, чтобы входящий в жизнь человек, имеющий свои врожденные уникальные таланты, склонности и слабости, смог в максимальной степени самореализоваться в жизни?» есть короткий ответ: нужно как можно глубже развивать способность к обучению.

Разница между обучением и самообучением состоит в присутствии или отсутствии рядом наставника. Наставник является проводником в бескрайнем море информации, помогая выбирать самое нужное и отбрасывать лишнее, отделять «зерна от плевел». При отсутствии такого проводника, т.е. при самообучении, всё это делать приходится самостоятельно. А это очень непросто. Я бы сказал, исключительно сложно в ряде случаев. Именно поэтому, провозгласив правильный лозунг: «Обучение в течение всей жизни», мы ни на йоту не приблизимся к его выполнению, не освоив базовых технологий самостоятельного получения знаний из огромных и постоянно растущих массивов информации. Главным здесь оказывается развитие критического мышления. Критический подход к информации, оценка ее надежности, источников погрешностей, наконец, критическое отношение к самому себе, позволяют просеивать и отбраковывать ненадежную, непроверенную, логически противоречивую информацию.

Очень важно развить в себе исследовательские и проектные компетенции, даже не имея никаких планов по участию в научной деятельности в будущем. Исследовательский подход приводит к тому, что в науке никогда не бывает стопроцентного «да» и стопроцентным может быть только «нет». Стопроцентное «нет» возникает, когда принятая научная гипотеза опровергается экспериментом, практикой. Такая гипотеза отбрасывается и формулируется новая, не противоречащая имеющимся экспериментальным данным. Эта новая гипотеза принята до тех пор, пока в будущем не появятся новые экспериментальные данные, с ней не согласующиеся.

В науке доминирующим является принцип максимума правдоподобия: если есть несколько внутренне непротиворечивых гипотез, не опровергаемых известными экспериментальными данными, принимается та из них, которая наиболее вероятна при данных условиях. Этот принцип очень полезен при просеивании информации. Важно развивать способность не только получения знаний, но и оценивания границ их применимости, степени их надежности.

Важно уметь учиться на ошибках. В целом ошибки и стоит рассматривать как наиболее эффективный инструмент самообучения. Обучение на ошибках возможно, правда, при условии, что они считаются своими. Совершившим ошибку считаешься сам и не ищешь других виноватых, будь это люди или внешние обстоятельства. С образовательной точки зрения самым правильным является следующий подход к ошибке: это мой просчет, надо делать вывод на будущее. Если я в чем-то или в ком-то разочаровался или что-то пошло не по моему плану, это означает, что мои ожидания не совпали с действительностью. Кто в этом виноват: ожидания или действительность? Конечно, неверны были мои ожидания, они были основаны на неправильных моделях или расчетах. Еще раз повторяю, только такой подход имеет образовательный потенциал.

И все-таки самое главное качество, обеспечивающее профессиональный успех, – это умение мотивировать себя на долгий и упорный труд. Я бы вообще сказал, что главный талант человека – это его способность концентрироваться и терпеть. Великие спортсмены, музыканты и ученые – это те люди, которые смогли заставить себя проводить на порядки больше времени, чем другие, тренируясь, обучаясь, совершенствуясь, решая задачи. Именно поэтому и говорится, что талантливый человек талантлив во всем. Он просто «пахарь», который может заставить себя «тренироваться» или «совершенствоваться» больше, чем кто-либо. За что бы такой человек ни брался, он в этом достигает высот. Здесь очень полезно научиться получать удовольствие от упорного труда.

Способность к обучению, умение упорно трудиться, уровень и качество образования, социальные навыки общения и сотрудничества – это все понятные и безусловные плюсы, повышающие шансы на успех отдельного человека в профессиональной жизни. Есть еще один аспект, который ценится всеми работодателями, – опыт. Приобретение самого разнообразного опыта и квалификаций, наряду с обучением, также повышает шансы и потенциал. Опыт профессиональной деятельности приобретается только в ходе работы по выбранной профессии, и он всегда отличен от любого учебного. Вот только приобретать его можно и во время обучения.

Речь идет не только о производственной практике или работе параллельно с учебой. Есть еще один способ существенно расширить спектр своих умений и навыков, приобрести компетенции межличностного общения, развить лидерские качества. Этот способ – участие в волонтерских программах. Давно и широко известный в мире факт состоит в том, что польза от волонтерской деятельности для самих волонтеров может намного превышать пользу для тех, кому они оказывают добровольную помощь.

Очень важными с точки зрения жизненного успеха качествами являются находчивость и изобретательность. Способность решать проблемы также поддается развитию, главным образом – путем моделирования сложных ситуаций в учебных и игровых условиях. Наша жизнь пестрит подобными ситуациями, возникающими отнюдь не с учебными целями. Находчивые и изобретательные люди, скорее, не будут искать работу по окончании вуза на рынке труда, а будут сами создавать рабочие места.

Продолжать список того, что может способствовать жизненному успеху сегодняшнего первокурсника, наверное, можно и дальше, и каждый, уверен, добавит что-нибудь свое. Я только хочу напомнить, что все мы кровно заинтересованы в успехе этого первокурсника. Пожелаем ему успеха. Лучшее, что мы можем сделать, это всячески ему помогать. 

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:

Определение: ЧудовищЕ (Еxponent ), – угроза информационной «атомизации» социума вследствие разрыва между экспоненциальным ростом объема информации, обрушивающейся на отдельного индивида и, в лучшем случае, линейной скоростью увеличения способности эту информацию переваривать…



Единственным спасением Человека от этой жуткой Улитки (Tarcus), медленно, но неизбежно надвигающейся на Человечество, может быть «логарифмизация» этого ЧудовищЕ путем обработки изрыгаемого им потока «инфы» с помощью компьютера, сортировки её, отсеивания инфошума (в том числе и отбрасывания так называемого «белого шума» - пустой информации), выделение из огромного количества «событий» нужного количества СОДЕРЖАТЕЛЬНОЙ информации – огибающей (тренда, матожидания, т.е. Характеристик 1-го порядка), разброса, скорости изменения матожидания ( дисперсии, среднеквадратичного отклонения, или Характеристик 2-го порядка) и характеристик более высокого порядка….
Именно эти характеристики и имеют значение, они несут ВСЮ информацию об этом стохастическом процессе, на обработку ЭТИХ характеристик у Человека должно хватить времени ( по крайней мере – в настоящий момент), в дальнейшем эту же Процедуру «логарифмизации» информационного потока и обработки «быстрых» процессов надо будет повторить на НОВОМ уровне, взвалив на плечи нового поколения компьютеров то, что раньше делал Человек, оставив Человеку только Право принимать решения на САМОМ высшем информационном уровне…

Именно ЭТОМУ и нужно учить студентов в Высшей Школе (освоение материальной базы – компьютеров и методов работы с ними должна давать уже Средняя Школа), Начальная Школа должна закладывать Представление об Устройстве Мира – КОНЦЕПТУАЛЬНО, на качественном уровне, подробности же, как говаривал Эйнштейн, «можно узнать в железнодорожном расписании»
Само же «железнодорожное расписание», включая вопросы: КУДА, КОГДА, НА ЧЁМ и СТОИТ ли вообще ЕХАТЬ, пусть ребята изучают САМИ, в соответствии со своими желаниями, мечтами, возможностями и способностями, а также темпераментом и другими личными особенностями !!

Савиковский Виктор, физик

27.03.2017

Оставить свой комментарий

 
ЛУЧШИЕ СТАТЬИ РУБРИК