Промышленность

 
Конкуренция, или Кому на Руси жить хорошо автор: Харминдер Чхатвал

Сегодня на полках российских магазинов покупатель видит огромное количество импортной продукции. В то же время те, кто бывал за границей, знают, что, к примеру, в продуктовых магазинах Европы совершенно невозможно приобрести нечто, произведенное в России (пожалуй, за исключением «русской водки»). Это странное соотношение экспорта с импортом (тем более – на внутреннем рынке) нельзя объяснить особенностями российского менталитета, хотя многие соотечественники действительно верят, что всё произведенное за пределами бывшего СССР, по определению лучше, качественнее, вкуснее, и готовы платить за импортные товары больше, чем за их отечественные аналоги. На мой взгляд, проблема глубже: очевидно, что в силу ряда причин даже самые продвинутые и качественные российские товары на мировом рынке абсолютно неконкурентоспособны. Устранить причины такого положения вещей – одна из главных стратегических задач отечественной экономики.

Каждый мало-мальски грамотный человек понимает, что, когда мы говорим о конкурентоспособности товара, то прежде всего имеем в виду его привлекательность в рамках соотношения «цена – качество». И если с качеством покупатель в состоянии разобраться без посторонней помощи, то с ценообразованием сложнее: выбирая пакет молока, мало кто станет всерьез размышлять – где, каким образом и при каких обстоятельствах оно было произведено и почему оно стоит на два рубля дороже стоящего рядом на полке, аналогичного по показателям молока другого производителя. Между тем тут есть о чем задуматься. Ведь конечная цена продукта отражает множество факторов и отличным образом характеризует состояние экономики в отдельно взятом регионе или в стране.

Разве не странно, что наши магазины до сих пор торгуют импортной говядиной? Как удается производить, привозить и продавать мясо из Аргентины, Бразилии и Америки дешевле местного? Всё очень просто – дело в себестоимости.

Ни для кого не секрет, что создать новое производство в России сегодня, мягко говоря, непросто. Недавно мы запустили собственный колбасный цех: приобрели землю, построили новые производственные помещения, закупили современное немецкое оборудование и начали производить большую линейку колбасной продукции. И теперь, пройдя весь этот путь и став «производителем», я хочу поделиться своими размышлениями о том, что мешает сделать отечественный товар конкурентоспособным на отечественном и тем более мировом рынке и почему так мало бизнесменов вкладывают деньги в производственную сферу.

Первая и самая большая трудность – найти подходящий участок земли под строительство предприятия, к которому можно подвести коммуникации: воду, газ, электричество, канализацию. В России, быть может – где то в арктической тундре, и можно найти цену за сотку земли, которую следует считать разумной, но в местах, где есть возможность подключения к коммуникациям, есть рабочие руки, – она намного превышает цены на землю на средиземноморском побережье.

Я никогда не интересовался, сколько стоит киловатт электроэнергии, к примеру, в Финляндии, но знаю, что финны покупают электричество в России, и в итоге у них оно стоит дешевле, чем у нас. Еще парадокс: в стране – крупнейшем импортере природного газа – повсеместно не хватает лимитов на его подключение. Вся оставшаяся с советских времен инфраструктура изношена, работает на пределе своих возможностей. Вкладывать деньги в реконструкцию и строительство новой инфраструктуры монополисты, получающие сверхприбыли, не желают. Все расходы на ее создание и эксплуатацию ложатся на предпринимателей.

Вторая проблема – банковский кредит. Если у вас нет достаточного количества собственных средств, вы пойдете в банк. Какая в России процентная ставка? От 12% до 15%. А в Европе и Америке – от 0,2% до 1,5%.

Третья – налогообложение. Полагаю, что очень трудно найти страну, жители которой были бы абсолютно удовлетворены действующей налоговой системой. Но очевидно, что российская – весьма далека от совершенства.

Предположим, вам удалось благополучно решить вопрос с землей, коммуникациями и финансированием. Следующий круг ада – строительство. Около года (в лучшем случае) вам придется потратить на согласование проекта с учетом всех существующих местных особенностей и получить все необходимые по закону разрешения и согласования. Будьте готовы к тому, что, как только вы начнете строить и далее – «на всю оставшуюся жизнь», к вам станут ходить с проверками – ГАИ, пожарные, эпиднадзор, технадзор и Бог знает кто еще.

При строительстве предприятия как минимум половина используемых материалов и задействованной техники будет импортного производства. То есть они будут более дорогими, чем при строительстве аналогичного предприятия в Европе, поскольку их необходимо растаможивать: 18% НДС плюс разные пошлины (от 15% до 30%).

Следующий этап – закупка производственного оборудования. Да, кое-какую технику в России производят, но я не открою тайны, если скажу, что она более низкого качества, потребляет много электроэнергии и предполагает большее количество персонала (которому нужно платить зарплату в соответствии с российскими представлениями о «приличном» уровне жизни). Приобретая импортное оборудование, вы платите более высокую цену плюс таможенные пошлины и попадаете в зависимость от производителя: вам придется осуществлять текущее обслуживание и ремонт закупленного оборудования, а также тратить время и деньги на обучение людей для работы на нем.

Теперь попробуйте ответить на вопрос: каким образом, заплатив самую большую в мире цену за землю, подключение коммуникаций, энергоносители, банковский кредит, строительство и оборудование, можно произвести конкурентоспособный по ценовым параметрам продукт?

Отдельная тема – государственная поддержка отечественного производителя. Все мы знаем, как активно продвигают свои бренды США, Франция и Германия – достаточно вспомнить «Макдональдс», «Ашан», «Метро». Малейшая угроза – и Америка или Евросоюз вмиг принимает меры, чтобы помочь «своим». А у нас каждый выживает в одиночку, кто как может. Что мешает хотя бы временно – на момент запуска производства – освобождать отечественного производителя от таможенных пошлин? А условно – через год прийти и проверить: работает цех, созданы рабочие места – отлично, нет – извольте оплатить «растаможку». Вместо этого мы продолжаем направо и налево раздавать субсидии тем, у кого дела идут из рук вон плохо и кто показывает отрицательный баланс. Куда как разумнее стимулировать производителя, как во Франции: вырастил и продал или произвел и продал – получил субсидию. А у нас всё наоборот: показал положительный результат – тут же лишился поддержки.

Государственная политика в сфере экономики должна быть гибкой. Поспели в Краснодаре помидоры – введите сезонные пошлины на импорт, чтобы поддержать «своих». Появился на рынке действительно хороший аналог какого-то импортного товара – дать ему «зеленый свет», в том числе и таможенной политикой. И наоборот – если в России не растут бананы и ананасы, зачем облагать их таможенной пошлиной?

Бесспорно, каждый производитель должен самостоятельно завоевывать место на рынке. Но государственная (или региональная) поддержка лишней не бывает. Помогите товару попасть в крупную торговую сеть, а дальше пусть покупатели разбираются, нужен он им или нет. Покупателя не обманешь: если что-то не так, продукт останется на полке – люди его не возьмут, ни в Твери, ни в Москве – таков закон рынка. Но, как и ребенку – предпринимателю нужно помочь сделать первые шаги, а научиться бегать он должен сам, без помощи взрослых.

Вообще, отношение нашей власти к развитию отечественного бизнеса, мягко говоря, странное. Неоднократно мне приходилось наблюдать следующую картину. Как только на горизонте появляется иностранный инвестор (даже с минимальными инвестициями), наша власть незамедлительно включает ему «зеленый свет». В то время как наш, местный, предприниматель годами обивает чиновничьи пороги, пытаясь преодолеть так называемые административные барьеры.

Получается, что местный производитель никому не нужен, потому что для имиджа региона полезнее засветиться рядом с мировым брендом. И не важно, что речь идет о банальном сборочном производстве, смысл которого – уйти от таможенной пошлины. Завез в страну запчасти, собрал конечный продукт и продал его с большей для себя выгодой, убив местных производителей. Внешне всё хорошо: люди работают, предприятие платит налоги. Но, на мой взгляд, было бы идеологически правильнее и полезнее для региона и страны поддержать отечественных производителей, создав им на родной земле не менее комфортные условия для развития бизнеса, чем иностранцам.

Все вышеперечисленные проблемы не понаслышке знакомы каждому, кто имеет хоть какое-то отношение к бизнесу. О них твердят не первый год, но воз и ныне там. Лично я убежден, что ситуация не изменится к лучшему до тех пор, пока страна не слезет с пресловутой «нефтегазовой иглы». О необходимости скорейшей перестройки российской экономики говорят и первые лица государства, но я ни разу не слышал, кто, когда и как именно будет это делать. Разве кто-то заявил: господа, вот земля с готовой инфраструктурой, вот вам на пять лет «налоговые каникулы» – срочно запускайте новые производства? Нет. Кстати, а что мешает сделать здесь, в Тверской области, большой технопарк с инфраструктурой и необходимыми мощностями? Отвечу: необъяснимая стоимость тверской земли – в шесть раз дороже новгородской и в три раза – подмосковной.

Так в чем же заключается государственная политика поддержки отечественного производителя? Чем занимаются чиновники в профильных министерствах? Президент сказал, что необходимо слезть с нефтегазовой иглы – а где поэтапный план действий или хоть какие-то подвижки в этом направлении? С президентом согласны все, но никто ничего не предпринимает и ни за что не отвечает.

Верить или нет в качество отечественного продукта (неважно, пищевого или промышленного) – дело покупателя, его свободной воли и вкуса. А создать экономические и политические условия, при которых отечественная продукция может стать конкурентоспособной, – важнейшая государственная задача. Если мы хотим, чтобы российская экономика по-настоящему работала, необходимы решительные действия. Тот, «кто командует парадом», должен хорошо понимать, чего и какими средствами нужно добиться.

Помните, для чего в СССР объявляли «пятилетки»? По сути, это был четкий план – куда, с какой скоростью и к каким конечным результатам должна двигаться экономика страны. Так зачем же изобретать велосипед? Составьте «дорожную карту» и назначьте тех, кто будет отвечать (головой) за результат. Слабые и некомпетентные – тут же сбегут сами, а сильные и ответственные – останутся на местах. Создайте для всех – и иностранных, и местных инвесторов – единые условия для развития бизнеса. И лед тронется. Победы в спорте позволяют испытывать гордость за страну, победы в экономике – заставляют считаться со страной! Второе, на мой взгляд, значительно важнее.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий

 
ЛУЧШИЕ СТАТЬИ РУБРИК