Промышленность

 
"Тверьстроймаш" автор: Анатолий Боченков

Сейчас у нас на предприятии сложный период: в одно и то же время мы увеличиваем объемы производства, переходим на новые модели, на принципиально новые технологии изготовления полуприцепов, расширяем производственные площади, стелим новые полы, устанавливаем новую сборочную линию...

 

Если поделить сумму оборота на количество работающих людей, то выяснится, что подобной выработки на одного человека нет ни у одного машиностроитель-
ного предприятия в области

 

Вчера.

 К моменту моего назначения директором завод потерял государственные заказы. Объем производства падал, люди не получали заработную плату, наиболее инициативные уходили. Ничего не ремонтировалось, не развивалось. Бывшее руководство по старинке ездило в министерство, пытаясь «выцарапать» госзаказ. Менять надо было все: от мышления до заказчиков и выпускаемой продукции. Проблема была в том, что вокруг огромное количество подобных пустующих производственных площадок с лучшим оборудованием, технологиями, ноу-хау, отсутствующими на нашем предприятии.

Первое, что нужно было сделать, – это сохранить остатки коллектива (к тому времени из 630 работающих ранее на заводе человек – осталось 94). Если бы разбежались и эти, можно было бы повесить амбарный замок на ворота, – и все. Я был вынужден «цацкаться» со всеми пьяницами, заманивать людей рассказами о светлом будущем и параллельно искать заказы, чтобы хоть как-то загрузить производство. Мы брались за любую работу: ремонтировали пескоразбрасывающие машины, сделали 36 километров забора вдоль железной дороги Москва – Петербург, пускали арендаторов и т. д. Раз в месяц я проводил собрание и рассказывал рабочим, что у нас происходит. «Смотрите, мы получили заказ, выплатили зарплату, дали тепло…» Задача была выжить. Период выживания длился примерно два с половиной года. Глобальной задачей завода была необходимость найти заказ на продукцию, которая станет типовой, серийной, массовой. В итоге мы вышли на тяжелые краны-полуприцепы. Заказчиками и одновременно дилерами были компании, которым все равно, что продавать – хлеб, водку, часы, машины. За весь 1998 год мы сделали 6 полуприцепов (сейчас мы за неделю делаем больше). Полуприцепы мы начали делать от отчаяния, вступив в конкуренцию с Челябинским заводом, имеющим 100 тысяч м.кв. производственных площадей и специализирующимся на полуприцепной и прицепной тематике. Появился один прицеп, второй, третий… Мы начали создавать свою конструкцию, покупать комплектующие, что-то внаглую «слизали» у других. Получилось неплохо. Челябинский завод, у которого мы покупали оси, отказал нам в поставках, поняв, что мы становимся его конкурентом. В итоге мы перешли на импортные комплектующие. Потихоньку мы отказались от арендаторов и от выпуска любой другой продукции кроме полуприцепов.

Сегодня.

За 9 лет работы мы стали самым крупным производителем низкорамных тяжелых полуприцепов в России (выпуском полуприцепов в стране занимаются около 30 компаний). В своем сегменте рынка наша продукция занимает порядка 50-55%. Сегодня 50% выпускаемой продукции мы продаем через дилеров, оставшиеся 50% поступают нашим прямым заказчикам. У нас есть собственное КБ, которое разрабатывает конструкцию прицепов. Мы используем комплектующие только лучших зарубежных производителей. Помимо России наша продукция продается на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Азербайджане (сегодня рассматривается вопрос о поставках нашей продукции в Восточную Европу). Чтобы быть конкурентоспособным, мы стараемся отслеживать все дорожное строительство и строительство вообще. Мы узнаем, какие дороги строят, сколько километров, сколько денег отпущено на строительство, какая техника в строительстве участвует, уместится ли эта техника на нашем полуприцепе по ширине, высоте и т. д. Соответственно, мы отслеживаем тенденции на рынке строительной техники, чтобы быть готовыми к ее обслуживанию. Мы участвуем во всех выставках, где представлен строительный или коммерческий транспорт.

Задача – делать все быстрее и лучше за те же деньги, что клиент собирается платить и платит другим заводам. Мы хотим создать лучший полуприцеп в России – для этого нужно знать – чем наш сегодняшний прицеп хорош и чем он плох. У нас есть книга пожеланий клиента. Мы просим: «Что тебе не нравится – запиши, что нравится – писать не надо». Любая жалоба – это бесплатное маркетинговое исследование и руководство к действию для сотрудников. Мы не монополисты на рынке, и чтобы в нем остаться, а тем более завоевать новые позиции, нужно постоянно работать.

Кадры решают все.

В прошлом году на предприятии работало 274 человека, сейчас 330, в ближайшее время возьмем еще человек 40-60. Зарплата на предприятии одна из самых высоких в области. В машиностроении – самая высокая. Мы предлагаем людям не «шабашку», а стабильную работу на 10 лет вперед. Ни в городе, ни в области нет нормальной политики по подготовке кадров. Нам часто приходится (к сожалению) перетягивать людей с других предприятий. Любой ответственный человек, имеющий профессионально-техническое образование, может легко освоить специфику нашего производства. Мы продекларировали самим себе и своим сотрудникам, что заработная плата работников по категориям будет выше на 5-7% аналогичной зарплаты в городе. Сварщик – выше, слесарь – выше, инженер – выше. И зарплата будет официальной. Мы разработали соцпакет, при котором каждый сотрудник, уходя в отпуск, помимо отпускных получает от 1 800 до 15 000 рублей в зависимости от стажа работы и занимаемой должности. Если человек женится или у него рождается ребенок, он получает единовременную выплату в размере заработной платы (средняя зарплата – 18 000 рублей). Мы даем беспроцентную ссуду до 50 000 рублей, если у человека трудные жизненные обстоятельства. Любая круглая дата работы на заводе – премия от 4 000 рублей. День машиностроителя: грамота – 600 рублей, благодарность – 600 рублей (в общей сложности 150 000 рублей).

Для специалистов начали покупать квартиры. Человек устраивается на работу – мы смотрим на него, он на нас. Если он с нами «одной крови», то наша задача его задержать,  квартира – это то, что может привязать человека к заводу надолго, а дальше надо найти работу его жене, детей устроить в детский сад. Поэтому начали работать по детским садикам – хотим взять в аренду или выкупить для детей сотрудников.

Купили землю (13,5 га на Селигере), задача – за 2,5 года сделать приличную, всесезонную базу отдыха, чтоб люди могли нормально отдыхать. Уже заключили договор с подрядной организацией. Сейчас делается проект, в сентябре должно начаться строительство.

В 4-ой больнице для сотрудников завода идет ремонт двухместной палаты со всеми удобствами. Если работник, не дай Бог, заболеет, то ему будет оказана лучшая в городе помощь. Параллельно на инфекционном отделении (как спонсор) ремонтируем палату для детей.

Мы строим межличностные отношения на производстве, т.е. находим человека, воспитываем в нем патриотизм к фирме, к делу, которым он занимается. Делаем все, чтобы он гордился своей работой, считал, что ему повезло, что он работает на этом заводе.

Завтра.

Что касается планов – задача сделать наш завод лучшим машиностроительным предприятием в области по всем показателям: по философии ведения бизнеса, по культуре производства, по технологии производства, по техническому перевооружению, по качеству продукции, по качеству работы с клиентом, по месту, которое занимает наша продукция. Что для этого делается? Мы создали предприятие с немецкой фирмой «Meusberger», чтобы делать теплоприцепы по их технологии и конструкции. Внедрили новую технологию окраски, используем новые комплектующие. Создаем с лучшим производителем автовозов в Европе – австрийской фирмой «Kassbohrer» – производство по выпуску автовозов. В этом году будем строить новый производственный комплекс (5 000 м.кв. (подыскиваем на конкурсной основе строительную организацию)) для того, чтобы выйти на выпуск 120 полуприцепов в месяц. Причем это будут 4 вида полуприцепов. Сокращаем сроки изготовления продукции – у наших конкурентов срок изготовления полуприцепа от 40 до 60 дней, у нас максимум 30. Помимо этого, мы начали обеспечивать гарантийное и послегарантийное обслуживание (в том числе челябинских прицепов – Челябинск это не делает).

План 120 полуприцепов в месяц – выполним к концу года. Соответственно увеличим сумму оборота. А если поделить эту сумму на количество работающих на предприятии людей, то выяснится, что такой выработки на одного человека нет ни у одного предприятия в области.

P.S.

90% развалившихся производств погибли из-за того, что их руководители пытались в новом экономическом пространстве выжить старыми методами. Они ждали, что изменится налоговое бремя, Ельцин поможет, потом Путин, и не смогли принципиально по-новому отнестись к себе и к работе. Мне стыдно, если что-то сделано плохо. Если ты в здравом уме принимаешь весь объем ответственности за людей, за завод, то ты обязан справиться. Надо просто много работать и многому учиться. Не бояться окружать себя умными и более компетентными, чем ты, в своем деле людьми. И все получится.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий