Налоговый инспектор

 
Налоги. Контроль, риск-анализ, конструктивный диалог автор: Дмитрий Яковицкий

Российская Федерация уже давно является частью глобальной мировой экономики. Вполне естественно, что волатильность на мировых рынках оказывает непосредственное влияние на снижение темпов экономического роста Российской Федерации. Как следствие – результаты финансово-хозяйственной деятельности российских компаний находятся в прямой зависимости от ряда факторов: изменение спроса на отечественную продукцию, объемов экспорта, цены, а также курса национальной валюты. Как только срабатывает один из перечисленных факторов, возникает цепная реакция других. ь

Все перечисленные факторы нашли свое отражение в истекшем году и в результатах финансово-хозяйственной деятельности тверских налогоплательщиков. Верхневолжье не является нефте- и газодобывающим регионом, однако интегрировано в мировую экономику в не меньшей степени.

На фоне наблюдающейся стагнации российской экономики Тверская область, вполне естественно, не стала исключением. По сравнению с 2012 годом значительно снижены темпы роста основных экономических показателей.

Только начиная со второго квартала в регионе наблюдалось некоторое оживление производства, и если в 1-м квартале индекс промышленного производства сложился на уровне 94,5%, то по итогам года он составил 103,4% к уровню 2012 года и превысил показатель в целом по России, который имеет величину 100,3%.

Оборот организаций по сравнению с 2012 годом увеличился на 5%, но темпы его роста значительно ниже, чем в 2012 году.

Демонстрирует отрицательную динамику по итогам 11 месяцев 2013 года такой важнейший для экономики показатель, как прибыль прибыльных организаций – на 1,9%, что повлияло на снижение налоговой базы, обусловленное ростом издержек производства.

Во втором полугодии прошедшего года вектор темпа роста поступлений в консолидированный бюджет сменился на положительный. После «провала» в 1-м полугодии, когда он составлял «минус» 0,9%, за 9 месяцев – уже «плюс» 3,7%, а по итогам 2013 года темп роста составил 105,2% и превысил показатель как по ЦФО – 101,2%, так и среднероссийский – 103,4 процента.

Однако темп роста инфляции пока еще продолжает опережать темп роста поступлений. Реальные поступления платежей, скорректированные на индекс потребительских цен, составили 98,2% к уровню 2012 года.

В целом Тверская область в 2013 году обеспечила поступление доходов, администрируемых ФНС России, на общую сумму 47 млрд. 678 млн. рублей с ростом в 5,2 процента к 2012 году.

Немалую роль в сложившемся тренде поступлений сыграли высокие показатели базового периода – 2012 года. И если темп роста в консолидированный бюджет по итогам 2011 года составлял 102,1%, то темп роста 2012 года имел величину 119,2%. Вполне естественно, что рост на уровне 20 процентов не может обеспечиваться ежегодно.

Не стоит забывать, что низкие темпы роста обусловлены в первую очередь и рядом объективных экономических факторов: активной инвестиционной деятельностью и изменением законодательства.

Тверская область является инвестиционно привлекательным регионом благодаря географическому положению, доступности ресурсов и т.д. В 2013 году рост объема инвестиций в экономику Тверской области оценивается в 111 процентов. Данный фактор оказывает значительную роль в поступлении основных налогов, отрицательно влияя на их динамику на первоначальном этапе. В то же время главная роль инвестиций – развитие территории в будущем: это и дополнительные рабочие места, и возможность реализовать новые социальные программы, и, наконец, рост налоговых поступлений в бюджет.

В нашем регионе за 2013 год участникам инвестиционных проектов возмещено НДС на 798 млн. рублей, или в 2,4 раза больше, чем за 2012 год.

В целом за 2013 год сумма возмещенного (возвращенного) НДС выросла на 2,8 млрд. рублей по сравнению с 2012 годом.

Конечно, резкий рост объема возмещения на территории Тверской области заставил нас сосредоточить внимание на данной проблеме и предпринять ряд мер, направленных прежде всего на усиление камерального контроля в рамках администрирования налога. В Управлении вновь был выделен отдел, в функции которого непосредственно входит осуществление администрирования НДС. Приняты кадровые решения, пересмотрен регламент работы Комиссии по возмещению НДС.

Почему так важен контроль за возмещением НДС?

В настоящее время у отдельных налогоплательщиков возникает огромный соблазн минимизировать сумму к уплате за счет новых так называемых закупок, избежав уплаты налога, а мошенники стараются возместить из бюджета даже то, что вообще никому не платили. В результате – вместо того чтобы получать в бюджет налог, государство теряет, и теряет не только в финансовом плане, но и в стратегическом. Определенная группа налогоплательщиков получает незаконные преференции, подрывая институт и имидж государства.

В такой ситуации наша задача, задача налоговых органов, – пресечь желание отдельных налогоплательщиков получить сиюминутные выгоды за счет бюджета. Верхневолжье никогда не было и не будет территорией НДС-го Эльдорадо.

 Комплекс мероприятий, предпринятых нами для исключения фактов незаконного возмещения НДС из бюджета, уже во втором полугодии 2013 года дал свои результаты.

В ходе камерального контроля за 2013 год отказано в возмещении НДС в сумме 325,6 млн. рублей, что на 89,9% больше, чем за 2012 год.

В 2013 году процент отказов в возмещении НДС (еще раз подчеркну – необоснованного возмещения НДС) является самым высоким за последние пять лет на территории Тверской области, и если за первый квартал процент отказов составлял 3,6%, то за четвертый уже более 27%.

В то же время, пресекая незаконное возмещение НДС, мы особое внимание уделяем качеству контрольных мероприятий. Ведь пресечение незаконного возмещения НДС ни в коем случае не должно стать помехой развития цивилизованного бизнеса, оттолкнуть потенциальных инвесторов, которые готовы вкладывать средства в процветание Тверского региона.

Негативные тенденции в мировой экономике не могли не сказаться на динамике поступлений налога на прибыль. По итогам 2013 года налог на прибыль организаций демонстрирует отрицательную динамику: в целом по Российской Федерации темп – минус 12%, по Центральному федеральному округу – минус 9,6%.

Вектор снижения поступлений налога на прибыль организаций отразился и на Тверской области и составил 93,7% (8 462 млн. руб. за 2013 год против 9 026 млн. руб. за 2012-й). Однако в сравнении с полугодием 2013 года темпы снижения поступлений по налогу на территории нашей области значительно замедлились. Так, темп роста поступлений на 01.07.2013 по налогу на прибыль организаций составлял только 82,4%.

Снижение поступлений налога на прибыль в 2013 году в Тверской области имеет ряд причин:

– снижение прибыли основных и крупнейших налогоплательщиков;

– увеличение расходов по амортизационной премии;

– снижение налоговой базы по операциям с ценными бумагами, обращающимися/необращающимися на организованном рынке, на 122,3 млн. руб., или 77,5 процента.

Перечисленные причины снижения поступлений характерны и для Российской Федерации в целом.

В сложившихся условиях налоговым органам важен детальный мониторинг развития отраслей, тенденций в экономике, чтобы более качественно анализировать налоговые поступления. При этом необходимо понимать, что анализировать поступления при росте экономики, особенно стремительном, проще, чем при ее спаде.

В итогах финансово-экономической деятельности тверских налогоплательщиков прослеживается ряд положительных моментов. Во-первых, сбалансированность процессов снижения поступления налога на прибыль организаций (расходы снижаются пропорционально доходам), во-вторых, снижение суммы убытка, уменьшающего налоговую базу, на 32,1 процента (рост количества прибыльных организаций), в-третьих, как бы странно это ни звучало, рост прямых расходов за счет роста амортизационной премии.

Поясню: рост амортизационной премии – это результат того, что свободные или заемные средства налогоплательщики вкладывают в модернизацию производства, строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства. При этом расходы на амортизационную премию можно заявить только после ввода основных средств в эксплуатацию. Таким образом, мы наблюдаем рост расходов по объектам, реально участвующим в производстве.

Безусловно, лакмусовой бумажкой состояния администрирования налога на прибыль организаций является налоговая нагрузка.

В целом по Российской Федерации данный показатель сложился в размере 0,89%, по Центральному федеральному округу – 0,64%, на территории Тверского региона – 0,74 процента, т.е. значительно выше показателя ЦФО. Тем не менее уровень налоговой нагрузки тверских налогоплательщиков к показателю 2012 года снизился на 0,01 процента.

В этой связи мы поставили перед собой задачу: выявление сокрытой налоговой базы и недостоверной информации при расчете налога с использованием имеющихся у нас аналитических инструментов. То есть мы определяем образовавшийся при низкой налоговой нагрузке «налоговый разрыв», идентифицируем зоны риска совершения налоговых правонарушений и на их основе выбираем соответствующий объект контроля.

В Тверском регионе основную долю налоговых поступлений обеспечивают такие виды деятельности, как обрабатывающие производства, операции с недвижимым имуществом, оптовая и розничная торговля. Если первые два вида экономической деятельности демонстрируют некоторую стабильность (по виду деятельности «Операции с недвижимым имуществом» наблюдается значительный рост налоговой нагрузки), то торговля (даже по смыслу имеющая большую доходность) демонстрирует не только недопустимо низкую налоговую нагрузку (0,38% при установленном нормативе в 1%), но и имеет тенденцию к снижению.

Основываясь на имеющейся аналитике, в 2014 году объектом детального налогового контроля, безусловно, будут те виды экономической деятельности и налогоплательщики, которые попали в зону риска. И такой зоной риска является не только необоснованно низкая налоговая нагрузка, но и ежегодное наращивание убытков от финансово-хозяйственной деятельности, необоснованное возмещение НДС.

Кстати, в 2013 году тверские налоговики наработали неплохую практику диалога с налогоплательщиками в целях самостоятельной корректировки ими своих налоговых обязательств. Только в рамках комиссий по легализации налоговой базы налогоплательщиками самостоятельно уменьшены убытки на сумму, превышающую 1 млрд. 151 млн. рублей, заявлена налогооблагаемая прибыль в сумме 13,7 млн. рублей.

Вдумайтесь, само название «Комиссия по легализации налоговой базы» говорит о том, что фактически, выстраивая конструктивный диалог с налогоплательщиками, мы стимулируем их к выводу налоговой базы из тени, сокращая тем самым объем теневой экономики, формируя цивилизованную практику ведения бизнеса. Ну и конечно налогоплательщики на порядок снижают свои налоговые риски, самостоятельно корректируя обязательства.

Федеральная налоговая служба целенаправленно ушла от низкоэффективного тотального контроля налогоплательщиков и строит контрольную работу, основываясь на инструментах риск-анализа, точечно выбирая объекты для налоговых проверок. То есть в современных условиях наше внимание сосредоточено на тех, кто по доброй воле уходит в тень. Эффект от данного подхода – это снижение административной нагрузки на бизнес при одновременном повышении эффективности контрольной функции налоговых органов. Такой подход отвечает интересам как государства, так и юридически прозрачного бизнеса, которому недобросовестный бизнес мешает работать, выигрывая исключительно на недобросовестной конкуренции.

Безусловно, многое нам пришлось пересмотреть в истекшем году с точки зрения организации контрольной работы налоговых органов и с учетом реалий сегодняшнего дня. Результат нашей контрольной работы – дополнительные начисления налогов (пени и санкций) более 1 млрд. 735 млн. рублей, и в 2014 году мы делаем ставку непосредственно на повышение качества контрольных мероприятий на основе качественного, точечного риск-анализа.

Еще раз подчеркну – мы намерены активизировать мероприятия налогового контроля в отношении налогоплательщиков, предпринимающих попытки незаконной минимизации налогов, налогоплательщиков, попадающих в зону риска ввиду наращивания убытков, отражающих необоснованно низкую налоговую нагрузку, заявляющих необоснованное возмещения налога на добавленную стоимость.

Вместе с тем мы настроены на конструктивный диалог и плодотворную совместную работу с добросовестными налогоплательщиками.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:

Любой человек бизнеса настолько занят, что порой совсем нет времени на анализ налоговой ситуации. Только когда тебе придет предложение о возможности законного снижения налогов, ты вдруг понимаешь, что это действительно необходимо, тем более с учетом повышения (с 2015 г.). Я владею земельной собственностью и плачу достаточно, чтобы задуматься об экономии. В компанию largo.ru я обратился после получения как раз того самого коммерческого предложения о снижении кадастровой стоимости. Организация работы, деловая культура, общее отношение ко мне, как к клиенту, понравились. Ну и результат тоже - снижение налоговой ставки в 10 раз.

Виктор

22.01.2016

Оставить свой комментарий