Образование

 
Алгоритмы индивидуальности автор: Андрей Белоцерковский

Мы все учились понемногу,
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть.
А.С. Пушкин

 

Важно, чтобы каждый преуспевший член общества понимал, что его безопасность и благополучие в огромной степени зависят от того, если ли у окружающих равные возможности для честной конкуренции.

 

В наше непростое время многие теряются, стараясь найти ответы на вечные вопросы: как правильно воспитывать, чему и где именно следует учить своих детей? На мой взгляд, обучение и воспитание – вещи, безусловно, связанные, но все-таки очень разные, и смешивать эти понятия ни в коем случае нельзя.

В английском языке есть два понятия дома: «house» – в значении «дом, постройка» и «home» – дом как «гнездо». Разница очевидна: house может превратиться в home только в том случае, если в нем поселится и будет жить – поколение за поколением – конкретная семья. А основным воспитательным средством в семье является личный пример. Таким образом, главная формула воспитания очень проста: поощряй в ребенке всё, что считаешь правильным, и указывай на то, что таковым, с твоей точки зрения, не является.

Следует признать, что приведенный алгоритм не универсален, поскольку жизнь – штука сложная, полная неожиданных ситуаций и разнообразных обстоятельств. Так или иначе, любой воспитатель – осознанно или интуитивно – пытается воспроизвести в ребенке самого себя. Наверное, это правильно, если речь идет о самых базовых вещах и понятиях. Но разве справедливо требовать от человека, чтобы он неукоснительно, независимо от обстоятельств, всегда и везде вел себя так же, как ты?

К счастью, человечество выработало несколько базовых установок, которые остаются неоспоримыми и неизменными в течение тысячелетий – собственно, именно их формулирует большинство мировых религий. По большому счету, все они сводятся к одному: не делай другому того, чего бы ты не желал самому себе. Но я добавил бы от себя еще две, на мой взгляд, очень важные воспитательные мысли. Во-первых, если тебе не нравится то, что с тобой происходит, ищи собственную вину или ошибку, исправляй себя, а не окружающих – это намного конструктивнее. И во-вторых, относись ко всему с чувством юмора, потому что без улыбки (особенно в нынешних обстоятельствах) выжить попросту невозможно.

Десятилетиями ученые ведут споры о том, какие качества и характеристики человека являются генетически обусловленными, а какие – привнесены после его рождения окружающей средой. Не знаю, каково это соотношение на самом деле, но на примере своих трех разновозрастных детей могу сказать, что все они – абсолютно разные люди. Большинство родителей согласится, что менять в ребенке то, что заложено природой, бессмысленно и бесполезно – только зря потратишь нервы и время. Но при этом ничто не мешает взрослым формировать правильные (в их представлении) окружение и среду.

Есть небольшое количество очень счастливых детей, у которых таланты проявляются со всей очевидностью с самого раннего возраста. В этом случае всё понятно: нужно только создать им необходимые условия – вовремя дать кисти и краски, посадить за фортепиано, незаметно подложить на полку книжку по астрономии и т.д. С подавляющим большинством дело обстоит намного сложнее. Но, так или иначе, даже если талант не очевиден, определенные склонности имеются у каждого. Каждый из нас охотнее всего занимается тем, что по-настоящему нравится и получается. К слову, это тесно связанные вещи. Я бы сказал, что именно они являются гарантией достижения успеха в любом виде деятельности. Ведь совершенно не важно, чем именно по жизни занимается человек – имеет значение лишь то, является ли он лучшим в своей области.

Чтобы найти то, что действительно интересно и нравится вашему ребенку, необходимо предоставить ему максимально возможный выбор; не заставлять, а дать попробовать – одно, другое, третье. Да, родителям придется туго: надо будет поломать голову, потратить много времени и, возможно, денег. Но самый простой способ определиться с увлечениями, которые со временем могут перерасти в любимое дело и профессию, – с раннего детства посещать как можно больше разных кружков.

Так как же все-таки следует учить наших детей? Лично для меня ответ очевиден: сообразно времени, в котором им посчастливилось родиться и жить.

Моя младшая дочь – типичный представитель нового поколения детей, осваивающих цифровые технологии раньше разговорной речи. Ей всего два года, но она уже давно с удовольствием играет на «айпаде» старшего брата. Недавно мы с удивлением обнаружили, что ребенок, которого никто специально этому не обучал, знает цифры, буквы и цвета. Вывод: мы очень сильно недооцениваем потенциал игровой формы в обучении малышей! Я убежден, что именно таким будет образование будущего.

Кстати, игровой метод обучения отлично работает и со старшими детьми. В прошлом учебном году мы активно экспериментировали по части так называемых «мета-игр», в которых студентам предлагалось в той или иной форме смоделировать их будущую профессиональную деятельность (к примеру, первокурсники с отделения «международные отношения» разыгрывали заседание ООН 1947 году). Поначалу наши преподаватели отнеслись к затее весьма скептически, но потом сами рассказывали, как вчерашние школьники, с головой уходя в игру, за несколько суток самостоятельно продвигались до уровня второго курса.

Современные родители должны понимать несколько принципиально важных вещей. Рано или поздно их ребенку придется научиться жить в условиях социальной неоднородности и быть представителем той или иной социальной группы. При этом ему нужно будет самоидентифицироваться в отношении таких понятий, как национальность, религия, культура, система ценностей и т.д. Очевидно, что и там и тут – сплошные «минные поля» и потенциальные конфликты. Однако и их, на мой взгляд, можно обойти.

Во все времена человеческому обществу в той или иной степени было присуще стремление к расслоению – созданию малых субкультур, в рамках которых поиск собственного места происходит проще («я здесь, потому что здесь все такие же, как я»). И, как ни парадоксально, одновременно действует не менее сильная, но прямо противоположная тенденция к всеобщему «перемешиванию».

Чем образованнее человек, тем лучше он понимает и принимает разнообразие как таковое, с легкостью переходя из одной субкультуры в другую (на самом деле находясь над этим разделением). И наоборот: чем глубже невежество, тем сильнее стремление человека стать частью некоего анклава. Гражданин с низким уровнем образования всегда предпочтет свободе и индивидуальности «волчью стаю», потому что невежество порождает страх перед неизвестным, а страх, в свою очередь, приводит к возникновению агрессии. Иными словами, нет лучшего лекарства от всякой нетерпимости, чем образованность – конкретного человека или целого общества. Только познакомившись с многообразием культур, традиций и религий можно прийти к выводу о неочевидности собственного превосходства. (В этом смысле очень полезно найти способ отправить ребенка поучиться в другую страну – хотя бы семестр или два.)

Любое развитие – и развитие общества вовсе не исключение – возможно лишь в условиях честной конкуренции, естественного отбора. При каких условиях конкуренция становится возможной? Только если на ее пути нет никаких барьеров. Поэтому очень важно, чтобы каждый преуспевший член общества понимал, что его безопасность и благополучие в огромной степени зависят от того, если ли у окружающих равные возможности для честной конкуренции.

Необходимо объяснить ребенку, что чем больше и эффективнее он будет трудиться, тем благополучнее сложится его жизнь. Только усвоив эту простую истину, он не станет искать врага в каждом богатом и успешном, а придет к мысли о том, что ему самому следует прилагать больше усилий в учебе и работе. Да, зачастую мы видим обратное: успех и богатство частенько выпадают человеку незаслуженно, в результате нечестной игры. Но и тут есть ответ: негативный отбор неизбежно ведет к краху системы, рано или поздно жизнь расставляет всё на свои места.

Если задуматься об уровне просвещенности населения современной России, следует признать, что в этом отношении мы, конечно, еще не относимся к списку стран третьего мира, но уже начинаем потихоньку скатываться в эту сторону. И вовсе не от того, что стали меньше читать (на что сегодня не сетует разве ленивый), а по причине полного отсутствия миграционной политики. Задумайтесь на минутку: из страны по-прежнему «утекают мозги» – туда, где созданы хорошие условия для занятий фундаментальной наукой, уезжают самые умные и образованные граждане; в то же время в Россию нескончаемым потоком прибывает огромное количество низко квалифицированных «рабочих рук». Опасность тенденции, на мой взгляд, очевидна. Эту проблему необходимо решать кардинально, в первую очередь, создавая условия для ассимиляции и повышения образования мигрантов и их детей.

Сегодня нет однозначного ответа на вопрос, куда следует отправлять на обучение своих детей, потому что на самом деле никто ничем не ограничен. Да, финансовые условия в семьях могут быть разными. Но везде – и в России, и за рубежом – есть «бюджетные» вакансии, гранты и т.д., и получить их может каждый, приложив требуемое количество усилий.

Моя старшая дочь в этом году заканчивает школу. Я всячески уговаривал ее поступать в Тверской государственный университет, так как у нас очень хорошее образование вообще и в области интересующей ее лингвистики – в частности. Да и маме было бы спокойнее – все-таки рядом, «под крылом». Но дочь отказалась, исключительно потому, что не хочет быть студенткой – «дочкой ректора». Готова учиться где трудно, но только не в Твери, где многие знают отца. И я с уважением отношусь к ее решению, потому что молодежь не должна строить свою жизнь на достижениях своих родителей.

Наша роль – дать детям максимум образования и, желательно, культуры. Но каждый должен начинать жить самостоятельно, ведь каковы бы ни были финансовые или административные возможности родителей, рано или поздно они всё равно закончатся, и тогда ребенок останется один на один с действительностью, не готовый ни к чему. Хороший пример в этом плане подают западные страны, особенно Америка и Великобритания: вне зависимости от того, кто твои родители, в 18 лет ты получаешь «пинок под зад»: иди и учись, за университет мы заплатим, а на квартиру, удовольствия и еду зарабатывай сам. И дети миллиардеров в свободное от учебы время, как и все прочие студенты, развозят пиццу, подрабатывают официантами, чтобы заплатить за одну на четверых квартиру в какой-нибудь дыре. Жестко, но лучшего способа воспитания, пожалуй, никто еще не придумал. Помните, что стало с нашей «золотой молодежью» начала 80-х? Те, кому завидовало огромное количество простых смертных, в одночасье лишились привычных условий существования, потерялись в новых реалиях, и некоторые стали по-настоящему несчастными людьми.

Таким образом, рецепт будущего благополучия детей прост: необходимо дать им максимум образования – чем больше и труднее, тем лучше и полезнее. У невежд шансов выжить в современной технологической гонке не остается. 

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий

 
ЛУЧШИЕ СТАТЬИ РУБРИК