Искусство управления

 
Обратной дороги нет автор: Константин Забродин
Чем больше умных голов, заинтересованных в материальном успехе проекта, но не влияющих на его оперативное управление являются вашими партнерами, тем больше шансов на успех вы имеете.

Все пути начинались от наших дверей,
Но мы только вышли, чтобы стрельнуть сигарет...
Б. Гребенщиков

 

Если вы хотите построить, к примеру, университет, лучше обратиться не в банк, а к людям, которым по-настоящему небезразлично будущее образования и нации, имеющим собственных подрастающих детей, – они дадут денег совсем на других условиях.

 

Проект

В кристаллизованном виде прецеденты «правильного» сотрудничества бизнеса и государства представлены в классических бизнес-инкубаторах, где люди с идеями, утвержденные в собственной правоте и перспективах задуманного, получают, по сути, всего две вещи – освобождаются от каких-либо организационных и административных забот и снимают для работы помещение за смешные деньги.

Очевидно, что для того, чтобы реализовать некий проект, нужно не просто сформулировать какую-то идею и ухватиться за нее, а внутренне убедившись в готовности сделать первый шаг, тщательно продумать детали, оценить возможные риски и противодействия, разработать планы «А», «В» и «С».

Когда проект детально продуман, следующий важный шаг – оценить его критически, желательно – со стороны. Любой проект прежде всего оценивается чисто финансовыми показателями, поэтому банк или какой-то другой финансово-кредитный институт, имеющий инвестиционное отделение, могут помочь человеку (группе людей, компании) взглянуть на себя критически. При этом хороший банкир вовсе не заинтересован в том, чтобы загубить любую инициативу на корню, не в его интересах отбить у вас желание начать бизнес.

Новый проект можно рассматривать по аналогии с рождением ребенка в семье. Банкир понимает, что вы уже знаете, что дети болеют, кричат по ночам и хотят есть, и будет спрашивать не об этом. Его заинтересует, в какой школе вы планируете обучать ребенка, готовы ли вы тратить четыре часа в день, чтобы возить его туда на автомобиле, или есть ли у вас деньги, чтобы купить или снять жилье по соседству. Банк системно зарабатывает на вас деньги, и ему по определению чужды какие-либо эмоции и человеческие ценности. Он легко поможет опуститься с небес на землю.

Что же касается ростовщической составляющей, то, по моему глубокому убеждению, в банках деньги на запуски проектов лучше не брать, потому что банковский кредит – самый дорогой способ их финансирования. Если вы хотите построить, к примеру, университет, лучше обратиться к людям, которым по-настоящему небезразлично будущее образования и нации, имеющим собственных подрастающих детей, – они дадут денег совсем на других условиях.

Предположим, что у предпринимателя уже имеется достаточно подробный бизнес-план и найден источник финансирования. Не стоит расслабляться – как известно, лишних денег не бывает, каждый шаг в реализации проекта имеет себестоимость. Если продолжить аналогию с рождением ребенка, то мы подошли к моменту, когда ваш проект вступает непосредственно в фазу «деторождения».

Когда ребенок появляется на свет, ему требуются предметы первой необходимости – памперсы, кроватка, набор постельного белья, ползунки и распашонки, коляска для прогулок и еще сотни различных предметов и услуг различных специалистов. И именно на это – и в жизни, и в бизнесе – обычно всегда не хватает денег и времени. Хорошо, если у молодой семьи много богатых родственников, готовых чем-то поделиться или взять на себя часть родительских обязанностей. Но очень часто помощи ждать попросту неоткуда.

Поэтому, прежде чем строить новую фабрику, условно, по производству лампочек, стоит попробовать найти ту, которая уже выпускает что-то похожее, договориться о технологическом сотрудничестве, взять часть помещений в аренду на понятных и приличных условиях, изготовить прототип продукта и представить его всем заинтересованным лицам. На это потребуются время и средства. Но затраты составят одну сотую часть от стоимости строительства новой фабрики. А у вас появится возможность опробовать себя, команду и идею в практическом русле. Конечно, далеко не всем подойдет такая схема – инновационные бизнес-проекты вообще не могут развиваться по подобному сценарию, но традиционные все-таки лучше сперва «обкатать».

Еще один важный аспект любого бизнес-проекта – ваша убежденность и пассионарность. Все сумасшедшие идеи, кардинально, раз и навсегда изменившие окружающую действительность (завоевание мира Александром Македонским), были воплощены благодаря уникальной харизме, энергетике и инициативе конкретных людей. То же самое происходит и в бизнесе. Здесь важно серьезно проанализировать собственные личностные возможности. Вы должны понимать, что, кроме вас, ваш проект никому не нужен. Эта внутренняя убежденность очень сильно и позитивно действует на всех, включая банкиров и инвесторов.

Формируя команду, следует набирать людей с различным опытом работы, непохожими характерами и склонностями, чтобы, дополняя друг друга, они создавали цельный и многополярный взгляд на мир. Что же касается отношений с партнерами, на вопрос «с кем и как работать», вероятно, нет однозначного ответа. Идеальная и стабильная модель – когда не два человека сбрасываются по миллиону, а двадцать – по сто тысяч. И если эти двадцать партнеров будут с головой, связями, большим жизненным опытом и т.д., то каждый из них сможет что-то подкорректировать, пролоббировать, подтолкнуть. С уверенностью можно утверждать: чем больше умных голов, заинтересованных в материальном успехе проекта, но не влияющих на его оперативное управление являются вашими партнерами, тем больше шансов на успех вы имеете.

Если проект получается компактным и вы выполняете установки по плану-графику, то сверяться с потенциальными потребителями нет смысла – только зря потеряете время. А вот если график срывается, есть риск упустить момент: то, что было актуальным три-пять лет назад, сегодня может оказаться не востребованным. В таком случае необходимо постоянно обращать свой взор, мысли, а главное – слух, к потенциальным потребителям вашего продукта.

Время реализации проекта до выхода продукта на рынок – самая важная составляющая. И если вы не успеваете, то лучше остановиться и хорошенько поразмышлять на тему: а туда ли я вообще бегу? Идея может увлечь человека чрезмерно, до фанатизма. Важно не потерять связь с окружающей действительностью. Даже если всё идет хорошо, время от времени следует делать паузу – выдох: уехать, заняться здоровьем, полежать, поплавать или побегать – дистанцироваться любым удобным способом. Это очень помогает собраться с мыслями и сделать следующий виток вверх по спирали.

Информация к размышлению

Представьте себе Аррle 80-х годов: молодая, самовлюбленная, полная инноваций и профессионалов, реально перпендикулярная всему происходящему компания, напоминающая очень одаренного, быстрого и ловкого 15–16-летнего юнца, готового радикально изменить мир. Амбициозная команда не учитывает главного: мир похож на многотонный трансатлантический лайнер, которому требуется 20 морских миль только для того, чтобы остановиться, и еще столько же, чтобы сменить курс.

А в Microsoft это отлично понимают и убеждены, что людям нужны не революции, а решение конкретных проблем. Спустя десять лет Microsoft со своей операционной системой доминирует, у Apple 2% рынка. Компания в глубокой депрессии, один продакт-менеджер сменяет другого, но толку от этого нет, потому что все думают об одном и том же – как отвоевать долю рынка, заработать больше денег, увеличить капитализацию и удовлетворить потребности акционеров. Люди окончательно потерялись и перестали понимать, для чего и для кого работает компания.

И тут Apple улыбается судьба: возвращается Стив Джобс, которого совершенно не интересует проблема увеличения продаж. Вместо того чтобы двигать вперед тему акций (которые на тот момент стоили менее трех долларов), он принимает решение делать принципиально новый продукт. Рассчитывая жизненный цикл таким образом, чтобы к тому моменту, когда компания закончит создавать этот продукт, настало время его потребления. А если этого не случится, то Apple сама сформирует у человечества соответствующую потребность.

Nokia. Компания, которая на самом раннем этапе (когда сотовые телефоны были размером с маленькие холодильники) понимает, что за сотовыми телефонами будущее, и начинает делать трубки с чисто финской практичностью – удобные, аккуратные, надежные, с долгой жизнью батареек и т.д. И в какой-то момент попросту забывает о том, что звонить – это только часть человеческой потребности: люди хотят еще и смотреть, слушать, искать, фотографировать, понимать, где они находятся в данный момент и т.д. И эта забывчивость обернулась катастрофическими последствиями.

Ключевую роль в судьбе всех трех компаний сыграла личность продакт-менеджера – человека, который определяет лицо, потребительские качества и параметры продукта. Я вовсе не уверен в том, что Стив Джобс был абсолютным гением: все технологии, которые так успешно реализовывает Apple в последние годы, – не более чем удачный синтез хороших идей малоизвестных талантливых людей. Но задаться целью продать телефоны 83% населения – однозначная утопия, а создать по-настоящему интересный людям продукт – совсем другая история.

Бизнес и государство

Как и человек, государство проходит некие фазы развития: от юности и молодости через зрелость к угасанию и старости. Комфортнее всего жить в государстве, вступившем в фазу «осени»: оно еще не настолько старо, чтобы страдать от утраты физических способностей и в то же время успело накопить достаточно опыта и мудрости, чтобы с легкостью решать проблемы, на которые некоторое время назад требовалось много напора и энергии.

Чтобы развиваться, человеку (или государству) нужна энергия. Понятно, что больше всего ее в людях молодых, от 15 до 30 лет. Но активная молодость часто вызывает раздражение и непонимание у людей состоявшихся. И вот тут я вижу неразрешимый конфликт. Ведь, чтобы совершить рывок в своем развитии, государство должно дать полную свободу молодежи – всем этим хиппи, панкам, байкерам и рэперам, которые с виду совершенно ортогональны тому, что считается приемлемым и правильным. Но парадокс в том, что государство как институт на такие шаги не способно в принципе. А в России и подавно: если власти и взбредет в голову дать свободу предпринимателям, то обязательно получится «Селигер» или «Сколково» с тщательно отобранными людьми и темами, и заранее известным результатом.

Государственная машина не способна создать Apple или Microsoft. Единственное, что она может сделать полезного – не обращать на бизнес никакого внимания и не мешать. Одно это было бы огромным шагом навстречу развитию предпринимательской системы.

Мы часто жалуемся на наше государство, сующее палки в колеса бизнесу, совершенно не понимая, как на самом деле строятся аналогичные взаимоотношения в развитых странах, не имея собственного опыта реализации проектов за рубежом. Сейчас мы готовим интересный, многообразный (и, надеюсь, полезный) проект по строительству крупного туристического комплекса. Для реализации подобной идеи в Великобритании потребовалось бы... от пяти до десяти лет, в Америке – чуть меньше, нам грех жаловаться.

Если говорить о реальных проблемах, мешающих развитию бизнеса, я бы назвал только две.

Первая – политика естественных монополий.

Казалось бы, любая структура заинтересована в количестве потребителей, но... попробуйте построить обычную подстанцию стоимостью три миллиона рублей – вы всё поймете.

Многие предприниматели стараются стать участниками федеральных программ и получить государственное софинансирование. На мой взгляд, это бесперспективно. К тому же на месте государства я никогда бы не вошел в проект, в который еще реально не вложены деньги. Гораздо полезнее дать возможность инвестору – за деньги, но без особых проблем – возможность присоединиться к сетям. Об этом говорят абсолютно все, но позитивных изменений не происходит.

Вторая, вовсе не мифическая, проблема – развал системы образования. Нужно ли объяснять, насколько тесно это связано с низкими темпами развития экономики?

Я уже говорил, что государство по определению не может дать полной свободы пассионариям. Но ему вполне по силам (и тут точно нет никакого конфликта интересов) наладить систему образования таким образом, чтобы она была в состоянии выделять и поощрять неординарных в своих стремлениях и установках людей, как это делалось при советской власти.

Для того чтобы в стране появилась особенная порода людей – предпринимателей (или просто инициативных граждан), их нужно отбирать, культивировать и воспитывать. И лучше государства с этой задачей никто не справится.

В России должен появиться новый класс – дворянство, не в смысле имущественно-феодальных отношений, а в значении «дворянства духа». Стране как воздух необходимы люди, ставящие общественные интересы выше собственных, главная мотивация которых – приносить пользу Отечеству. Это гораздо важнее каких-либо государственных программ поддержки малого предпринимательства, сельского хозяйства и прочих абсолютно бессмысленных утопий.

Можно досыта накормить, одеть и обуть бездомных и беспризорных подростков, но это не поможет им стать лучше и образованнее: да, они станут выглядеть приличнее, но их жизненные установки не поменяются. Детей нужно воспитывать с младенчества, тогда к 16 годам из них вырастут офицеры, готовые поднять знамя и положить жизнь за Отечество. Это и есть главная задача государства.

Все нынешние попытки переписать законы и придумать какие-то новые правила – от лукавого. Существующий набор муниципальных законов не вызывает никаких вопросов: прописанные правила позволяют реализовывать полномочия местного самоуправления в полной мере, более того – они адекватны тому, что происходит в Европе, на которую мы все так любим оглядываться. Имущественный и земельный налоги в полном объеме остаются в местных бюджетах. Проблема в том, что у поселений нет ни имущества, ни, соответственно, налогов. А для того чтобы они появились, необходимо сперва создать некую ценность и стоимость, затащив к себе людей с деньгами.

Все проблемы муниципалитетов (и России в целом) происходят не от плохих законов и вечной нехватки денег, а от отсутствия толковых людей. Воспроизводство и воспитание которых становится самым важным фактором дальнейшего существования и развития нации.

Вообще, людей заводных и профессиональных не должно быть слишком много: ни к чему, чтобы каждый второй был исполином духа. Вспомним историю: Октябрьская революция, гражданская война, Вторая мировая, диссидентство, массовый отток «мозгов» в 90-е годы – на каждом 25-летнем участке развития страны мы системно вымывали наиболее образованных и активных людей (и продолжаем это делать). Выходит, что в среднем количество умных и профессиональных людей в России в десятки, если не в сотни раз меньше, чем в Европе или Америке. А для развития общества нужен хотя бы один человек из тысячи, способный на большее, чем остальные.

Существует несколько теорий, объясняющих появление в обществе пассионарных личностей удачным стечением никак не зависящих от государства и нации обстоятельств. Я придерживаюсь другого мнения: это прямое следствие возбуждения электронов, которые могут возбудиться. Возьмем для примера отечественное фигурное катание или хоккей: стоило нашим спортсменам добиться первых успехов, появилась надежда достигнуть значимых результатов, как тут же мальчики и девчонки бросились заниматься этими видами спорта.

Нам всем нужны победы и примеры. Только так из десятков и сотен миллионов относительно пассивных людей удастся выделить тех, кому действительно небезразлично будущее страны, кто хочет что-то делать, вокруг кого можно создавать проекты. И не имеет значения, будет ли такой человек руководить огромным контейнерным терминалом или создавать новый веб-сайт – в любом случае он справится со своей работой хорошо.

Эпилог:

Да, российская государственная машина бюрократизирована и коррумпирована. Любая коррупционная схема рассчитана на ловлю мелкой рыбешки, не знающей, куда плыть и где кормиться. И если вы понимаете, как устроены чиновники, и знаете их методы расставления ловушек, то ничто не мешает вам их беспрепятственно обойти (или выйти из сложной ситуации с минимальными потерями). Поэтому я не стал бы демонизировать наше государство, тем более что современные российские законы практически полностью отвечают чаяниям предпринимателей.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий