Туризм

 
Туристы и альтруисты автор: Николай Иванов
Все знают такую поговорку: «Сколько бы не повторяли слово «халва», сладко во рту от этого не становится». Примерно то же самое происходит с развитием туризма в Тверской области.
 
Крупные инвесторы придут в регион тогда, когда на примере малого бизнеса наглядно увидят, что здесь есть возможность зарабатывать деньги
 

Зафиксированный статистикой ежегодный рост туристов не дает адекватного увеличения поступлений в бюджеты всех уровней. Почему? Ответ простой – и туристы «не те», и в Тверской области не умеют зарабатывать деньги.

Сегодня нет другой такой сферы деятельности, которая была бы столь «опутана» всевозможными препонами в законодательной, экономической и организационной сферах, как туризм, что неоднократно отмечалось специалистами. По сути дела, на современном этапе развития туризм в России оказался в «замкнутом круге». И если это не так заметно в Москве, то бросается в глаза, когда мы пересекаем границу Московской области. В регионах крайне мало хороших, то есть адекватных требованиям рынка по качеству и цене гостиниц. Нет денег на развитие туристических объектов и, как следствие, нет туристов, потому что им нечего делать и не на что смотреть.

У этих проблем могло бы быть очень простое решение, если бы имелись крупные инвесторы, которые взяли бы на себя строительство гостиничной сети. Но, к сожалению, регионам пока это «не грозит». Даже таким привлекательным для туристов, как Тверская область. Ожидание «богатого дяди» здесь длится уже второе десятилетие, а желающих построить хотя бы одну сетевую гостиницу до сих пор так и не нашлось.

Власть, которая определила туризм как один из приоритетов развития области, не может не осознавать проблем, связанных с созданием современной туристской инфраструктуры, в первую очередь придорожной, т.к. именно по двум федеральным трассам – Москва – Санкт-Петербург и Москва – Рига проходит основной турпоток. По разным оценкам, через Тверскую область по вектору Москва-Петербург транзит организованных туристических групп составляет 180-250 тысяч человек в год. Оптимисты увеличивают эту цифру до 1,5 млн. транзитных туристов. Однако без развития инфраструктуры привлечения и обслуживания туристов этот поток и в дальнейшем не будет приносить ощутимой выгоды бюджету области, конкретным территориям и бизнесу.

Сегодня назрела необходимость кардинального изменения ситуации с целью не только решительной корректировки региональной политики в туристской сфере, но и создания качественно новой стратегии, которая должна в полном объеме учитывать все имеющиеся нюансы сложившегося в данном сегменте рынка положения.

Мы не имеем права по-прежнему занимать выжидательную позицию, которая никогда не найдет поддержки ни у профессионалов турбизнеса, ни у инвесторов, ни у жителей области. Пришло время выработки долгосрочной региональной стратегии развития туризма.

При формировании стратегии мы четко понимаем, что на текущем этапе значительную роль должен сыграть малый и средний бизнес, причем бизнес региональный. Крупные инвесторы придут в регион тогда, когда на примере малого бизнеса наглядно увидят, что здесь есть возможность зарабатывать деньги. Причем малый бизнес лишь выиграет от прихода крупных инвесторов. Не будет конкурентной борьбы (у малого и крупного бизнеса слишком разные ниши на рынке), зато возникнет синергия совместной работы. Хорошим примером здесь может служить Турция, где за последние 20 лет именно по такой схеме коренным образом перестроилась вся туристическая отрасль, а каждый ее участник нашел свою нишу.

Но готов ли к этому местный бизнес? Сегодня в Тверской области львиная доля вновь построенных мест размещения и притяжения туристов является результатом работы предпринимателей из других регионов. В первую очередь – москвичей. А где же участие местного бизнеса, который работает в своем родном регионе? Приведу пример Алтайского края, где на 11 туристических проектов, реализованных местным бизнес-сообществом, приходится только один проект, финансируемый «москвичами». Да, можно, конечно, сослаться на удаленность от Москвы, но всегда проще найти объяснение бездействию, чем задумать и реализовать проект.

В то же самое время существующий на рынке Тверской области спрос на туристические и сервисные услуги колоссален. Предложите в аренду лодку или виндсерфинг на Селигере или Иваньковском водохранилище, и они окупят себя за один сезон. Предложите экскурсионный маршрут на лошадях или организуйте сплавной маршрут по любой из великолепных рек Тверской области, и вложения в проект окупятся за один-два года. Свежему, неординарному взгляду бизнесмена открывается масса возможностей для зарабатывания денег. И главное, есть неудовлетворенный спрос. Но, к сожалению, пользуются этими возможностями лишь немногие предприниматели и, как правило, в стандартной форме «гостиница = кровать + завтрак».

Современный туризм – явление многоплановое и многоотраслевое. Новые подходы и новые технологии не должны обходить стороной туристическую сферу нашей области. Нельзя упорно твердить о культурно-познавательном туризме как о единственной панацее, не учитывая современных альтернативных форм туризма. Да, он является ключевым фактором, но в долгосрочной перспективе. Следует адекватно понимать, что для его развития как раз необходим крупный инвестор, который создаст и сетевые отели, и систему конкурентоспособных объектов привлечения.

Помимо развития инфраструктуры сегодня перед регионом стоит задача создать мотивацию для жителей столичных регионов (в перспективе и зарубежных гостей) рассматривать Тверскую область как место отдыха, где можно провести несколько дней или недель. Транзитом через область могут проезжать и десятки миллионов туристов, но, кроме мусора, они ничего не оставят.

Я не стану преуменьшать туристические ресурсы, которыми обладает наша земля, но когда говорят о храмах, лесах, старинных городах и реках Тверской области, я не перестаю задавать один и тот же «встречный» вопрос: «А что, разве в соседних областях всего этого нет?». Как правило, наступает затяжная пауза. А ведь и правда, есть же Суздаль, который значительнее ухоженнее Торжка, есть Ярославская область с красивейшими лесами, реками и озерами. И вот тут всегда возникает то самое слово, которое, к сожалению, из участников туристического рынка Тверской области сегодня мало кто употребляет, тем более в его полном, «глобальном» смысле. Это ключевое для бизнеса слово – «конкуренция».

Между тем, конкурентная борьба на туристическом рынке уже давно идет полным ходом, и решается она отнюдь не в пользу тверских компаний. Простой пример. Еще четыре года тому назад, когда в Подмосковье не хватало загородных отелей хорошего уровня, именно москвичи обеспечивали значительный поток корпоративных туристов и туристов выходного дня в Тверскую область (особенно зимой). За несколько лет в Подмосковье выросла целая сеть новых отелей на любой вкус и кошелек, которая, при одинаковом качестве и цене, в силу транспортной доступности оказалась для отдыхающих предпочтительнее. В результате в Тверской области гостиницы стоят полупустые даже в выходные дни, средняя загрузка по году составляет 30-35%. Исходя из экономики гостиничного бизнеса, это, фактически, работа на нулевом уровне рентабельности. О каких налогах, инвестициях и развитии можно говорить в этом случае?

В целях повышения конкурентоспособности отрасли сегодня в основу туристической стратегии закладывается мощная событийная составляющая с самым широким спектром наполнения – от поиска ископаемых рептилий и ушедших цивилизаций, фестивалей и форумов до таких видов туризма как джиппинг, рафтинг, каякинг, экологический и реконструкционный туризм, агротуризм. У нас есть многое, в том числе и практический опыт, чтобы сделать Тверскую область столицей событийного туризма России, при условии, что мы сумеем выиграть конкурентную борьбу в этом направлении.

Для этого мы все должны ясно понимать, что каждый бюджетный рубль, затраченный на проведение того или иного мероприятия, должен приносить, как минимум, два рубля прибыли. Это возможно только при одном условии – любое мероприятие должно иметь значение для такой сферы рынка, как туризм, и при его проведении должен быть совершенно очевиден ответ на ключевой вопрос – как, кто и сколько в результате заработает. И здесь вновь необходимо подчеркнуть как важную роль малого и среднего бизнеса, так и возникающие для них широчайшие возможности.

В сложившейся ситуации мы просто обязаны рационально, системно и максимально продуктивно использовать имеющийся в области потенциал для привлечения туристов. Альтернативными формами туризма, сложившимся в Тверской области и ставшими рентабельными, могли бы быть: ралли для внедорожников, организация сплавов по рекам, конные маршруты, аренда яхт и лодок, создание сетей кемпинговых площадок.

Здесь открываются огромные возможности для малого и среднего бизнеса. Отойдя от привычного «купи-продай», задумаемся: а что еще необходимо потребителю? Простой факт для размышления. Каждую пятницу из Москвы в сторону Твери выезжает от 700 до 1000 джипов, в которых сидят отнюдь не бедные люди, ищущие приключений и увлеченные off-road гонками. Чаще всего, они предоставлены сами себе. Вот целевая аудитория для создания трасс, кафе, гостиниц и массы сопутствующих сервисов. Причем этот поток круглогодичный!!! То есть гарантирующий загрузку по году на уровне 60%. В Тверской области лишь единицы работают в таком направлении как сельский туризм. Как это ни парадоксально, но современный турист готов платить деньги за простую, с минимальными требованиями к комфорту, деревенскую жизнь. И еще более парадоксально, что в Тверской области лишь единицы зарабатывают на этом реальные деньги, получая как бонус еще и рабочую силу.

Факт остается фактом, но большая часть подобных проектов и идей, реально востребованных современным туррынком, лежит на поверхности и не требует значительных инвестиций. Но они не только никем не реализуются, но даже серьезно не обсуждаются, несмотря на свою высокую рентабельность. А ведь именно из рентабельных проектов и должна складываться региональная стратегия развития туризма.

Сегодня затрачиваются внушительные средства на продвижение Тверской области как региона, благоприятного для туризма и отдыха: участие в выставках, издание рекламной литературы и т.д. Закладывается формирование зон приоритетного развития туризма, ориентированных на транзитные потоки, как по федеральным трассам, так и по дорогам примыкающего к Тверской области «Золотого кольца» России. В этих зонах будут реализовываться программы развития придорожной инфраструктуры и конкурентоспособных объектов привлечения туристов. В стратегию включены многие интересные и востребованные туррынком концепции и  идеи. В будущем влияние власти на туризм будет только усиливаться, смещая акцент в сторону выработки стратегии развития туризма на территории Тверской области и смежных областей, а также на решение инфраструктурных проектов.

Но все эти усилия будут бесполезны, если бизнес и, в первую очередь, местный, не начнет проявлять большую активность в реализации новой стратегии.

Работа по выработке стратегии ведется открыто, и в этом отношении очень важной является обратная связь с представителями бизнеса, инвесторами, со всеми, кто будет принимать участие в реализации этой стратегии. Пока такая обратная связь недостаточно налажена.

Любая стратегия, даже самая правильная и хорошо финансируемая, обречена на провал, если не будет людей, готовых ее реализовывать. И здесь мы ориентируемся на малый бизнес. Администрация области готова оказать самую широкую поддержку бизнесу в виде различных Областных целевых программ, в форме фантов, помощи в разработке концепций конкретных проектов и бизнес-идей для их воплощения, чтобы туризм действительно успешно развивался и приносил доход жителям области, предпринимателям и бюджету.

 

 

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий