Культура

 
Дольче вита автор: Алексей Жоголев

Предвкушение
В 1960 году Федерико Феллини снял культовый фильм «La Dolce Vita». Картина вызвала небывалый скандал и гонения со стороны церкви. В сюжете фильма герой погружен в сладкую, развратную жизнь. Это современный Данте, проходящий круги ада и наблюдающий «божественную комедию» Рима конца 50-х. Женщины меняются, как тени, не задевая его чувств. Внезапное самоубийство друга, уставшего от бессмысленности их жизни, ненадолго приводит к катарсису.
Сегодня, спустя полвека после выхода на экраны «Сладкой жизни», в эпоху торжества гламура, попсы и актуального искусства, Феллини со своим фильмом выглядит невинным пастушком, сосущим «Чупа Чупс». Неужели Тверская областная картинная галерея обреченно бросилась в современный мейнстрим с неприступной скалы академического искусства – высокого и почти забытого? Как провинциальная галерея ответит на дерзкие вызовы контемпорального акционизма «Винзавода» и «Гаража», как удержит строй в жесткой полемике с Салаховой и Маратом Гельманом, не сконфузится от одного упоминания про Олега Кулика? А заголовок «Сладкая жизнь» в этих кругах затерт до дыр, точнее – до неприличия.

Наслаждение
Не все так просто, и тверская «Сладкая жизнь» по сути оказалась ловушкой для Кулика и ему подобных (ну не люблю я амебный нарциссизм). Галерея оказалась способной удивить и даже растрогать своими многослойными философскими и антологическими построениями, предлагающими зрителю новое прочтение времени, памяти и темы. Ее секретным оружием стала бесподобная, снайперски точная подборка работ замечательных советских художников середины прошлого столетия – звучит по-академически, а помнится – как вчера. Найден красивый ход, диалектически точный и очень тонкий. Эстетика противопоставления реальности и грез. Это чаёк «в приглядку», коллекция фантиков, этикеток, романтика советских праздников, день получки, конец недели, поход в баню…
Всё советское искусство XX века было антитезой реальности, на фоне которой «мечты о чём-то большем» и без кнута становились грандиозной мистификацией «сладкой жизни». Антитеза – главная идея выставки, контрапост праздников и будней, желаний и действительности, кнута и пряника. Устроители выставки преподносят возможность заглянуть за занавес ушедшего времени, а художники, заботясь о чести советского мундира, предлагают только розовые очки.

Послевкусие
Как правило, сладкое надо красиво подавать. Подача блюда – мощнейший усилитель вкуса. В области кулинарной эстетики выставка слегка разочарует гурманов. Никаких современных изысков – в виде инсталляций, мультимедийных шоу и даже просто чаепитий с самоваром, плюшками и сладостями – рамки академических устоев не предусматривают. К слову, даже подсветка экспонатов оставляет желать лучшего. Но мы же знаем, что всё это – для актуальщиков, а нам – и «в приглядку» чаек сладок.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий