Налоговый инспектор

 
Об итогах работы налоговых органов Тверской области за 2012 год автор: Андрей Федоров

Налоговые органы Тверской области состоят из восьми межрайонных областных инспекций, двух – по городу Тверь и управления ФНС России по Тверской области.

На учете в налоговых органах Тверской области состоят:

– 33,6 тысячи налогоплательщиков – юридических лиц;

– 34,3 тысячи налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, мы обслуживаем 1 548 тыс. налогоплательщиков – физических лиц. Это несколько больше, чем численность населения Тверской области в 1 335 тыс. человек, так как налогоплательщиками в Тверской области являются также и жители других регионов.

 

Структура налоговых доходов показывает, что основным бюджето-образующим налогом на территории Тверской области является налог на доходы физических лиц.

 

От налогоплательщиков Тверской области в консолидированный бюджет РФ в 2012 году поступило более 45 млрд. рублей.

Уровень поступлений вырос по сравнению с 2011 годом на 19,2 процента (7 299 млн. рублей) и составил 45 307 млн. рублей.

55% всех налогов, собираемых на территории ТО, поступает в областной бюджет. Еще 19% поступает в местные бюджеты. И только 26% от общей суммы собранных налогов достается федеральному бюджету.

За счет каких факторов обеспечен рост налогов в 2012 году?

Наш анализ показывает, что 6 110 млн. рублей обусловлены независящими от работы налоговых органов Тверской области факторами: это инфляция, рост ВРП, изменение законодательства, незапланированный крупный возврат излишне уплаченного налога на имущество организаций по одному налогоплательщику и существенное изменение в возврате НДС другому налогоплательщику, снижение уплаты акцизов крупнейшим заводом алкогольной отрасли в Тверской области в связи с изменениями, проходящими в этой отрасли.

Дополнительное поступление в 1 189 млн. рублей обусловлено работой налоговых органов и качественным и эффективным выполнением ими своей основной обязанности: обеспечения поступления средств в бюджет.

Структура налоговых доходов показывает, что основным бюджетообразующим налогом на территории Тверской области является налог на доходы физических лиц. В 2012 году поступления по этому налогу возросли практически до 15 млрд. рублей и увеличились по сравнению с 2011 годом на 1 млрд. 594 млн. рублей, или на 12,1 процента.

По нашим оценкам, 500 млн. рублей из дополнительно поступившей суммы обеспечено за счет аналитической работы налоговых органов и работы комиссий по легализации налоговой базы, работающих при инспекциях, где было рассмотрено более 1 180 налоговых агентов, имеющих задолженность по перечислению данного налога.

Свой вклад в эту работу внесли и межведомственные комиссии по укреплению налоговой дисциплины на уровне муниципалитетов. Однако нам так и не удалось вывести работу комиссий администраций на должный уровень, когда глава поселения или района действительно отвечал бы за добросовестность налогоплательщиков, пользующихся ресурсами его муниципалитета.

Другим налогом, на котором хотелось бы остановиться, является налог на прибыль организаций. В 2012 году поступления по данному налогу превысили 9 млрд. рублей и выросли на 2,6 млрд. рублей, или на 40 процентов.

Необходимо отметить, что 797 млн. рублей из них обеспечено в результате изменения законодательства и перераспределения (для Тверской области – увеличение) поступлений от налогоплательщиков, вошедших в консолидированную группу налогоплательщиков.

Имущественных налогов в 2012 году в консолидированный бюджет Тверской области поступило 5 млрд. 971 млн. рублей, что на 554 млн. рублей, или на 10%, больше, чем за 2011 год. В условиях стабильной экономической ситуации рост по имущественным налогам обусловлен результатом совместных мероприятий, проводимых налоговыми органами с органами местного самоуправления. В течение 2012 года уточнены сведения более чем о 9 тыс. объектах и субъектах налогообложения.

В целом доходы областного бюджета в 2012 году выросли более чем на 2 млрд. 680 млн. рублей, или на 12,1 процента.

Доходы муниципалитетов в 2012 году увеличились на 1 млрд. 423 млн. рублей, или 19,3%, и достигли уровня в 8 млрд. 797 млн. рублей. В прошлом году мы отмечали, что среднее по Тверской области значение поступлений налоговых доходов в муниципальную казну на душу населения составляло 5 445 рублей. При этом значение более 5 000 рублей имело всего 6 муниципальных образований (в том числе г. Тверь). В 2012 году мы отмечаем, что средняя обеспеченность муниципалитетов собственными налоговыми доходами выросла на 20% и достигла 6 555 рублей на душу населения. При этом значение в 7 000 рублей превысили уже 10 районов (г. Тверь в их число уже не попал).

Остановимся на отраслевом анализе структуры налоговых поступлений.

В целом по Тверской области основными доходообразующими отраслями являются:

– обрабатывающие производства – 30%;

– торговля (оптовая и розничная) – 14%;

– и операции с недвижимым имуществом – 10%,

которые в совокупности обеспечивают более половины объема всех поступлений.

Если мы сюда добавим:

– производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 8%;

– строительство – 7%;

– и транспорт со связью – 9%,

то получим, что эти отрасли в совокупности обеспечивают нам 78% всех налоговых доходов.

Надо отметить, что в доходы по отрасли «Строительство» большую долю в поступления вносит один налогоплательщик, осуществляющий строительство дорожной инфраструктуры на Олимпийских объектах, а состоящий на учете в Кесовой Горе. Исключение фактора одного налогоплательщика, не имеющего отношения к экономике области, снизит значимость этой отрасли в обеспечении бюджета необходимыми денежными средствами сразу на треть. Другой интересный фактор одного налогоплательщика – это Калининская АЭС. Исключая ее из рассмотрения, получаем, что ее значение равносильно значению всех остальных организаций этой отрасли вместе взятых.

Отдельно рассмотрим город Тверь.

Если за Волгой преобладающей отраслью является обрабатывающая промышленность, значимую долю составляют торговля и финансовая деятельность (последнее вызвано тем, что в МРИ № 12 на учете состоят все банки), то с этой стороны Волги наравне с обрабатывающей промышленностью обращают на себя внимание торговля и операции с недвижимостью. Достойное место занимает транспорт и связь. В то же время в целом по городу на удивление незначительную роль в поступлениях играет такая отрасль, как строительство, что, в общем-то, характерно и для всей области, как было сказано выше.

В прошедшем 2012 году мы особое внимание уделяли созданию и становлению отделов предпроверочного анализа и отбора объектов для нашей контрольной работы. На 2013 год мы ставим задачу проведения глубокого, грамотного отраслевого анализа и выявления налогоплательщиков, чьи налоговые поступления не идут ни в какое сравнение со средними показателями по соответствующей отрасли, и не только по самой Тверской области, но и по другим субъектам Российской Федерации, очень похожим на нас.

Рассмотрим контрольную работу налоговых органов Тверской области в 2013 году. Контрольная работа является основной функцией налоговых органов. В показателях оценки эффективности деятельности налоговых органов показатели по контрольной работе занимают 55 баллов из 105 возможных.

В 2012 году нам удалось реформировать контрольную работу и вывести ее из того тупика, в котором мы оказались к 2011 году. В общей сложности было доначислено 2 млрд. 184 млн. рублей, что на 290 млн. рублей, или на 19%, больше показателей 2011 года. Это самый высокий показатель за последние годы, несмотря на значительное сокращение общего количества ВНП; самый низкий показатель по контрольной работе наблюдался в 2010 году и составил тогда 1 563 млн. рублей. Соответствующая работа будет продолжена и в 2013 году и формулируется как приоритетная задача на этот год.

Наиболее показательна работа управления по контрольной работе, если рассматривать доначисления на одну проведенную выездную налоговую проверку организаций. Кстати, они в два раза превысили показатели 2009-го и 2010 года и составили 3 668,5 тыс. рублей на одну ВНП.

В 2012 году мы вплотную приблизились к уровню, который обеспечивают наши коллеги из III группы управлений, куда входит и управление по Тверской области. Для того чтобы управление осталось на завоеванных позициях, нам необходимо обеспечить в 2013 году средние доначисления на одну выездную налоговую проверку на уровне не менее 3,5–4 млн. рублей.

Стоит отметить, что при таком росте доначислений нам удалось не уронить уровень взыскания доначисленных сумм.

Задачей на 2013 год должно стать значительное увеличение взыскания доначисленных в результате контрольной работы сумм. А поскольку взыскание доначисленных сумм на сегодня является одним из основных критериев, по которому оценивается эффективность работы налоговых органов, то можно сказать, что мы ставим перед собой задачу значительно улучшить показатели эффективности деятельности управления и войти в число 20 лучших субъектов РФ.

Говоря о контрольной работе, нельзя не отметить наше взаимодействие и совместную работу с правоохранительными органами. В 2012 году налоговыми органами Тверской области в СУ СК РФ по Тверской области было направлено 79 материалов налоговых проверок для решения вопроса о возбуждении уголовных дел на общую сумму доначисленных налогов в размере 756 861 тыс. рублей. По результатам рассмотрения наших материалов возбуждено четыре уголовных дела на общую сумму в размере 143 538 тыс. рублей. Кроме того, по двум уголовным делам межрайонными судами Тверской области в 2012 году вынесены обвинительные приговоры. Работа в этом направлении продолжается и в 2013 году, я думаю, СК сможет реализовать значительно больше наших материалов.

Другим положительным опытом взаимодействия с правоохранительными органами и выводом его на новую высоту может служить совместная работа с УЭБ и ПК УМВД России по Тверской области в части привлечения к уголовной ответственности по ст. 159 УК РФ (мошенничество). По нашим материалам 2012 года в январе 2013 года УМВД России по Тверской области вынесло постановление о возбуждении уголовного дела по данной статье в отношении директора «фирмы» по признакам незаконного возмещения НДС. «Товарищ» арестован и на сегодня находится в СИЗО. Это «первая ласточка», но очень, на наш взгляд, перспективная с точки зрения отработки направления совместного противостояния попыткам незаконного возврата НДС в Тверской области.

Для добросовестных налогоплательщиков крайне важным направлением нашей работы является институт досудебного урегулирования налоговых споров инспекций с налогоплательщиками. По сути, отдел досудебного урегулирования налоговых споров управления играет роль «суда первой инстанции» в налоговых спорах инспекций с налогоплательщиками.

В 2012 году была рассмотрена 331 жалоба налогоплательщиков на общую сумму 921 млн. рублей. То есть в досудебном порядке оспаривается только каждый второй доначисленный рубль. Из них решение на уровне управления в пользу налогоплательщиков было вынесено по 171 решению (или в 51,7% случаях) на общую сумму 193 млн. рублей, или в 20,1 процента.

Это неплохой результат. С одной стороны, большая часть доначисленных сумм управление оставляет за инспекциями, что в свою очередь показывает, что по основным, значимым проверкам инспекции достаточно качественно проводят сбор доказательственной базы. С другой стороны, надо отметить, что еще в довольно значительном количестве инспекции допускают нарушения и неточности в своей работе.

Насколько качественно управление рассматривает налоговые споры, не подыгрывает ли инспекциям? Проверкой качества работы досудебного урегулирования налоговых споров является рассмотрение наших дел в судах.

В 2012 году судами рассмотрено 5 018 дел, из которых 1 234 дела составляют налоговые споры с юридическими лицами и 128 дел – с индивидуальными предпринимателями. Количество налоговых споров с юридическими лицами по сравнению с 2011 годом уменьшилось на 29,6%, а за последние три года в два раза! Уже это хорошо характеризует нашу работу – от контрольного блока, блока досудебного урегулирования налоговых споров и саму работу в судах.

Неплохими остаются и показатели по количеству выигранных дел. С участием юридических лиц мы выигрываем 91% дел, с участием индивидуальных предпринимателей – 80 процентов. Если говорить о сумме требований, рассмотренных в пользу налоговых органов, то этот показатель в 2012 году составил 73 процента. Этот показатель лучше показателя по ЦФО и лучше среднероссийского показателя в 67,9 процента. Из 1 млрд. 194 млн. рублей, оспариваемых налогоплательщиками в судах в 2012 году, что на 275 млн. рублей больше, чем в 2011-м, в пользу налоговых органов было принято решений на общую сумму 874 млн. рублей.

Задача на 2013 год – сохранить высокое качество работы и оставаться на достигнутом уровне.

Как я уже отмечал выше, нам, несмотря на существенный рост доначислений по контрольной работе, удалось не снизить показатели взыскания доначисленных сумм.

Однако я должен отметить, что этот показатель продолжает оставаться на неудовлетворительно низком уровне, всего 32,9% от доначисленных сумм, или 717,8 млн. рублей за 2012 год. Это на 100 млн. больше, чем в 2011 году, но, повторюсь, это неудовлетворительный результат.

Задачей на 2013 год является увеличение этого показателя как минимум на 10 процентных пунктов.

Не взысканные в ходе контрольной работы доначисления увеличивают задолженность в консолидированный бюджет РФ.

По состоянию на конец 2012 года задолженность по налогам и сборам составила 7 224 млн. рублей, что на 14,7% больше уровня на начало года.

Рост задолженности допущен по федеральным и местным налогам, а также по специальным налоговым режимам. Только по региональным налогам обеспечено снижение задолженности по налогам и сборам.

Другим фактором роста задолженности является неуплата текущих платежей. Налоговыми органами в течение года проводится огромная работа по урегулированию задолженности. Так, усилиями налоговых органов в результате проведенного комплекса мер по урегулированию задолженности во все уровни бюджетов было обеспечено поступление более 3 млрд. 500 млн. рублей.

Однако эффективность этой работы снизилась. В 2012 году она составила всего 55,8%, что на 11,4 процентных пункта ниже показателей эффективности в 2011 году.

На сегодня это наиболее проблемный участок работы, и, я думаю, эту работу необходимо взять на особый контроль и уделить этому направлению в 2013 году особое внимание.

Остановлюсь еще на одном направлении нашей деятельности – работа с налогоплательщиками.

Здесь мы выступаем уже не как орган надзора и контроля. В этом направлении мы выступаем как государственный орган, оказывающий государственные услуги нашим гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

Базисом нашей работы с налогоплательщиками является информационно-разъяснительная работа, нацеленная на дальнейшее повышение качества обслуживания налогоплательщиков. А основу повышения эффективности нашего взаимодействия с налогоплательщиками мы видим в развитии электронных сервисов и взаимодействие с налогоплательщиками по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Надо отметить, что по состоянию на 01.01.2013 удельный вес налогоплательщиков, представляющих налоговую и бухгалтерскую отчетность по ТКС, составил 77% по юридическим лицам и 74% – по индивидуальным предпринимателям. Это хороший результат. Налогоплательщики оценили удобство такого взаимодействия с налоговыми органами. С другой стороны, 62% налогоплательщиков Тверской области пользуются доступом к своей персонифицированной информации по каналам связи и через Интернет. По данному показателю мы занимаем 42-е место среди субъектов РФ.

Касательно электронных сервисов необходимо отметить, что на сегодня их спектр позволяет закрыть практически любую потребность налогоплательщика во взаимоотношениях с налоговыми органами, решить все вопросы, не обращаясь в свою налоговую инспекцию: определить свой ИНН, узнать ставки и льготы по имущественным налогам по каждому МО, узнать свою задолженность по налогам и распечатать платежный документ, получить пошаговую инструкцию по созданию бизнеса и многое-многое другое.

В заключение хочу отметить совместную работу с правительством области и областным Законодательным собранием, поддержку наших инициатив, которые мы реализовали в 2012 году.

А если говорить о перспективах сотрудничества, то хотел бы остановиться только на трех, самых интересных, на мой взгляд, предложениях, которые, хотя и требуют заинтересованной проработки и ответственной последующей реализации целым рядом органов власти, позволят создать фундамент под целыми направлениями системной работы.

1. Создание на уровне Тверской области учета вырубки и вывоза с лесосек всего круглого леса, что позволит максимально легализовать его заготовку и оборот. Это не наше ноу-хау, это предложение перенять опыт других субъектов РФ, развивающих эту тему. Аналогичным путем необходимо продвигаться и в направлении контроля за полнотой и достоверностью информации по разработке карьеров общераспространенных полезных ископаемых. Последнее особенно актуально в условиях начавшегося строительства автомагистрали Москва – Санкт-Петербург.

2. Мы предлагаем в рамках муниципального и государственного земельного контроля провести большую работу с целью выявления земельных участков, предназначенных под промышленные производственные объекты, но не используемых по целевому назначению. На наш взгляд, это обеспечит вовлечение в оборот неиспользуемых земельных участков и расширение на их базе инвестиционного потенциала Тверской области.

3. Необходимо для каждого муниципального образования Тверской области разработать и сформировать социально-экономический паспорт – как основу прогноза социально-экономического развития территории, планирования доходов и эффективности бюджетного планирования. Указанный паспорт может использоваться не только в бюджетном процессе, но и при определении эффективности функционирования органов местного самоуправления.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий

 
ЛУЧШИЕ СТАТЬИ РУБРИК