Культура

 
Роман Усачев автор: Роман Усачев

Роман Усачев родился в Твери в 1971 г.

Почти сразу после поступления бросил учебу в художественном училище им. Венецианова, стал писать самостоятельно, подрабатывая дворником и оформителем афиш городских кинотеатров.

Три сезона – с 1999 по 2001 гг. – в составе молодежного потока работал на Академической Даче им. Репина. Спустя пять лет окончил Московский государственный академический художественный институт им. Сурикова (мастерская Павла Федоровича Никонова).

Призер русско-английского конкурса «Музыка в живописи и графике». Провел семь персональных выставок в Твери, две – в Англии (лондонская «Galereya» и г. Арундел, 2005 г.), три – в Москве (галерея «Феникс» 2007 г., выставочный зал МСХ и галерея «Лес» 2011 г.). Работы художника находятся в частных коллекциях и музеях в России, Великобритании, Германии и Франции. 

Принято считать, что чем больше люди знают о художнике – тем лучше, а он, в свою очередь, обязан быть романтической фигурой, и непременно объяснять зрителю свои картины… На мой взгляд, живопись самодостаточна. К чему вам знать что-то обо мне? Я же не себя представляю вам на выставке!

Картины рождаются в голове: допустим, я вижу, как красиво струится дым из пепельницы, и понимаю, что хочу это воплотить. После можно придумать тысячу притянутых за уши объяснений, чтобы картина была понятной зрителю, ею заинтересовались, и, быть может, даже приобрели. Но всё это будет неправдой.

Не знаю, что желали бы сказать миру другие художники, но лично у меня нет никакого «послания». Живопись – это непрерывный внутренний процесс. Она сама диктует, как и о чем писать – как язык диктует стихи поэту.

За последние десять лет ситуация в художественном мире России изменилась кардинально: появилось современное искусство, и все вокруг только и твердят, как это «круто». Мне повезло: я учился у великого мастера – Павла Федоровича Никонова, который дал мне надежду и уверенность, что традиционная живопись все ещё существует.

Работаешь над вещью долго (две недели, как Моцарт), и думаешь, что всё хорошо. Приходит Никонов: только вошел в мастерскую, и еще разговаривает с кем-то другим, а я уже смотрю на свою работу его глазами и понимаю: какой ужас! Он подходит, смотрит, ничего не комментирует, и только спрашивает: «Ну, ты же видишь?» – Вижу.

Я совершенно не умею говорить. С двух лет я стал сильно заикаться, и до совершеннолетия был почти немым. Возможно, желание высказаться другим способом, избавившись от необходимости говорить, и вообще – высказываться явно, определило мою судьбу. Ведь скажешь, а потом будешь жалеть. И что бы ты ни произнес, всё время выходит, что сморозил какую-то глупость, ерунду или неправду.

Художнику требуется мужество, чтобы отказаться от амбиций и прийти к такому состоянию, когда он начинает получать удовольствие от написания самых простых вещей – к примеру, дерева; от самого процесса живописания.

Я никогда не делал картин на продажу. Разве что несколько заказных портретов, по необходимости. Но даже в них не было того, что помогло бы мне их продать.

Думаю, что теперь художники должны быть довольны: они никому не нужны, и им никто не нужен. Сиди спокойно, и делай свое дело – не трогают, и хорошо. И выбор прост: быть самим собой или находиться в услужении у лавочников.

Я – человек очень сомневающийся (без восклицательного знака). Главнее всего для меня – любимые люди, чье мнение имеет значение и не дает поступать неправильно. А в философском плане близок Антон Павлович Чехов, когда он задается вопросами «что важнее – правда или красота?» и «красиво, потому что – правда, или наоборот?».

Возвращаешься из Сибири, насмотревшись на все эти просторы, на кедры, а тут – чахлые березки и болотца… Убожество! Но родное.

С любого человека можно написать гениальный портрет, если быть предельно честным и докопаться до самой сути. Только почему-то одних писать хочется, а других – нет.

Я – художник. Как и всем, мне, конечно, приятно делать вид, что то, чем я занимаюсь, очень сложно и благородно. Но подчас всё дело в том, что ничего другого человек попросту не умеет делать. Вот и всё.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий

 
ЛУЧШИЕ СТАТЬИ РУБРИК