Город

 
Наивная доктрина автор: Алексей Жоголев

Город – это джаз. Старинная мелодия в новой обработке приобретает современное звучание, пронзительность и актуальность. Старинный город – сюита в исполнении оркестра. В ткань партитуры вплетены древние мотивы, звучащие слаженно и современно в руках дирижера-импровизатора.

Понятие «город» старо как мир, весь мир – театр. Мы каждый день по-новому разыгрываем древнюю пьесу с названием «ЖИЗНЬ». Это наша жизнь, это наш спектакль, это наш город.

 

Дороги и мосты отражают благополучие города. Сегодня он тяжело болен и беден, дорогое стационарное лечение не по карману, санитары предлагают слабительное и уезжают по ухабам бывших дорог. Далеко не уедут – заторы и пробки стали хронической эпидемией.

 

Самый актуальный критерий в мировой практике градостроения - sustainability, что означает «устойчивое развитие». Этот термин в мировом сообществе научились выговаривать и применять все: от чиновников высшего ранга до последнего клерка коммунальных служб. Наука и культура, промышленность, строительство и политика - всё пропускается сквозь рецептор, лакмусовую бумажку принципа устойчивого развития. В отечественной революционной транскрипции - «Ни шагу назад, вперед, и с песней!». Как-то... песни пока другие.
Любой вдумчивый мастер - инженер, политик и полководец - в отличие от гастарбайтера-узбека, в своем деле определяет цель и способы ее достижения. В случае с Тверью это генеральный план и стратегия перспективного развития города с этапами реализации. Каждый шаг, этап и текущая деятельность исполнителей регулируются принципом устойчивости развития.
Разработке генерального плана исторического города сопутствуют разработка схемы зон охраны историко-культурного наследия и «стратегия перспективного развития» - два основных документа, которые могут одновременно и противоречить один другому, и взаимодействовать между собой. Многополярность взаимодействия культурного и экономического аспектов, составляющих будущую устойчивость развития города, позволит добиться резонансного эффекта при реализации генерального плана. Есть только одно условие: возможны компромиссы, паритеты, но невозможно одностороннее доминирование.
Городу всегда не хватает денег, стоит сократить функциональные расходы. Город должен выйти из капкана традиционных схем существования, когда множество служб выполняет узкопрофильные задачи без комплексного взаимодействия. Это не цель, и это не результат. По закону Паркинсона, чем больше работников управления, тем больше у них работы, они не справляются, и их численность увеличивается. Каждый находит занятие, и с задачами уже не справляется никто. Число сотрудников растет. Наступает момент, когда весь бюджет города будет уходить на зарплату чиновников. В Канаде, в министерстве сельского хозяйства, всего три штатных управленца. Требуется сокращение численности городских служб управления. Возникнет их вынужденное взаимодействие, оптимизация необходимых манипуляций, сократится документооборот.
Город должен стать не продавцом земли, а продавцом конечного продукта. Архитектурные конкурсы заменят земельные аукционы. Распоряжение муниципальной землей, опосредованно, вернется в руки города, исчезнет дельта сиюминутных интересов, станут прозрачнее инвестиционные возможности. Сократится процесс согласований.
За счет упрощенных механизмов увеличится спектр предложений для инвестирования, оживится экономика. Ставка на частный бизнес. Чем легче развиваться бизнесу, тем проще управлять городом, а значит, обслуживать его интересы. Командовать или обслуживать? За обслуживание платят, от команд уклоняются.
Теперь пусть доложит начальник транспортного цеха. Дороги и мосты отражают благополучие города. Сегодня он тяжело болен и беден, дорогое стационарное лечение не по карману, санитары предлагают слабительное и уезжают по ухабам бывших дорог. Далеко не уедут - заторы и пробки стали хронической эпидемией.
Увеличение плотности транспортной сети в два раза - за счет коридоров вдоль рек, вдоль железной дороги и пробивка новых направлений - понятный курс лечения, доступный, как и антибиотики, только по специальному рецепту. Программа развития транспортной схемы - региональная задача, она не может привязываться к бюджету города, как и охрана здоровья нации. В противном случае получается, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих в ямах и канавах родного города. А куда идут налоги? Сегодня и forever программа строительства дорог и мостов, как и резервирование территорий под транспортные коммуникации, - главный приоритет города.
Перспективные (до 50, даже 100 лет) транспортные оси:
А) С севера на юг по оси Химбазы, через Волгу за железную дорогу, по Солнечной до Мамулина.
Б) Продолжение скоростной вдоль Лазури за Тьмаку, до пересечения с (А) в районе Головинского вала и Тихвинской.
В) Выход проспекта Чайковского в Залинейный район.
Г) Связь Краснофлотской набережной с Мигаловской.
Д) Промышленный проезд - Новая Константиновка - мост - Старая Константиновка - направление на будущий съезд со скоростной магистрали Москва - Санкт Петербург и Бежецкое шоссе.
Е) Связь Северо-западной промзоны через Петербургское шоссе - север - Черкассы и ДРСУ-2 - мост - Маршала Конева - Мамулино - окружная магистраль.
Перспективные резервы территорий в границах города должны предусматривать: 3 моста через Волгу, 2 через Тверцу, не менее 7 мостов через Тьмаку, 5 связей через Октябрьскую железную дорогу.
Проблемы транспорта начнут решаться, когда качественно заработает вся сетка улиц города. Придется принести в жертву некоторые озелененные территории, часть газонов и ширину тротуаров.
В центре города и в районных субцентрах необходимо разместить многоэтажные паркинги мощностью не менее 40 000 машиномест, и это обязанность властей города. Практика размещения парковок только в границах застраиваемого участка порочна нарушением экологического комфорта проживания граждан, а настойчивость в этих требованиях со стороны согласующих органов - преступна, ну, может быть, как минимум - халатна. Требуется разработка и внедрение паркингов компактного типа в жилых зонах, за счет чего нужно высвободить безумные территории гаражных кооперативов под новое строительство, а это уже не менее 2% площади города.
Инженерная инфраструктура города работает не на город и, уж подавно, не соблюдает закон о защите прав потребителя. Куда только смотрит правительство? Эй, правительство! У Высоцкого есть строчки: «У народа несложная роль - упасть на колени, какая проблема. За все отвечает, конечно, король, а коль не король, ну тогда королева...». В этих вопросах надо быть принципиальнее:
1) Стратегический принцип - город владеет сетями. Городу выгодно продавать энергоресурсы потребителю, выгодно бесплатное подключение.
2) Структурный принцип - коренное сокращение посредников между первой задвижкой и конечным потребителем.
3) Децентрализация ресурсоснабжения, сокращение расстояний от источника до потребителя, внедрение новейших технологий когенерации и тригенерации.
4) Планировочный принцип - развитие компактных коммунальных зон нового типа рядом с активными потребителями.
Еще можно поговорить про жилье и жилую застройку. Знать бы - с кем. Наверное, лучше - с тем, кто все время твердит о «существенном, на двадцать и более процентов снижении стоимости социального жилья». Чтобы при сегодняшней цене - аренде земли под строительство, тарифах на подключение, схемах согласования, экспертизах, регламентах, откатах и прочих заранее известных непредвиденных расходах на содержание ответственных работников трубной промышленности - снизить стоимость квадратного метра на двадцать процентов, эти метры строитель начнет возводить из мусора. Помните, у Райкина был монолог: «Но если меня в темном месте прислонить к теплой стенке, со мной еще очень можно... поговорить». О чем будем разговор вести? О тарифах или о строительстве из мусора, с применением нанотехнологий, то есть в наномасштабах, силами узбекского народа? Давайте лучше о чем-нибудь хорошем - например, о том, что в Италии или Испании, на берегу Средиземного моря, - тех же размеров квадратный метр стоит дешевле, чем в нашей болотистой местности. Видно, спрос невелик, газ дешевле, и чиновник нетребовательный. Шутка. Если серьезно, предложения площадок для строительства должны превышать спрос, сети заведены на площадку, налоги на период строительства снижены, экспертизы заменены страхованием, а согласования декларированием. Жаль, в стране земли мало, а работников трубной промышленности много. Вот и - всё как в трубу...
А что с промышленностью? Для нашего города есть два направления развития промышленности - реновация существующих предприятий и размещение новых наукоемких и экологически безвредных предприятий.
Главные условия для всех:
- сокращение санитарных зон до предыдущего класса вредности в ближайшие 10 лет и еще на класс - за последующие 5 лет;
- благоустройство и обслуживание санитарных зон на половину радиуса за счет предприятий, ее создающих;
- исключительно тверская регистрация предприятий;
- административное вытеснение предприятий за счет аренды, налогов и стимулов из зон социальных интересов (все набережные, коридоры магистралей, Новая Константиновка с вектором на площадь Гагарина и др.);
- административное стимулирование льготами реновации прома в сложившихся зонах и выноса во вновь создаваемые промзоны (расширение границы города на юго-восток).

Звучит всё вышесказанное как-то наивно, даже, я бы сказал, невнятно. Зря только время ваше потратил. Может, хоть развлек малость, может, улыбку снисходительную вызвал. Но, граждане судьи, посудите сами: принятие таких мер и законов на федеральном или региональном уровне - непосредственная работа законодателей. Или, может, вы думаете, что повышать в сотни раз штрафы за коллективные гуляния по городу - их главная задача? Ошибочка! Конституция декларирует, как охрану здоровья, право на достойное существование и свободу собраний.
- Насмотрелись рекламы...
- А помните, в рекламе: «Надо чаще встречаться». Правда, в вашей инструкции другие указания: «Не судите, и не судимы будете».
- Начитались предисловий...
- А как же город? Ведь он - как джаз: старинные мелодии и все такое... Слушаем каждый день. Колокола в семь утра, трамваи в пыльной дымке, сирена гражданской обороны... И жизнь, как театр, и абсурд - родной до боли...
- Это ваша жизнь, это ваш спектакль.
- А город чей?
- Судьба такая.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий