Финансовый партнер
ВТБ: точки взаимодействия | автор: Николай Кудрявцев |
Прошедший год стал новой вехой в истории развития «Внешторгбанка». В результате кропотливой подготовительной работы, начатой в предшествующие годы, «Внешторгбанк» сформировал под брендом «ВТБ» единую международную финансовую группу со стопроцентным российским капиталом (в данное время 99,9% акций «Внешторгбанка» принадлежит Правительству РФ), включающую широкую сеть дочерних банков на территории России, странах СНГ и Западной Европы. Подобная структура не имеет аналогов в российской банковской системе и открывает возможности для создания новых банковских продуктов и услуг, позволяющих повысить качество и эффективность работы с клиентами. Новый бренд «ВТБ» призван характеризовать группу как международную, при этом ассоциировать с понятиями «российский», «надежный», «открытый».
Правительством РФ одобрено проведение в мае 2007 года дополнительной эмиссии банка на сумму до 120 млрд. рублей. Размещение акций предположительно будет производиться в России и на Лондонской фондовой бирже. В результате IPO доля государства в капитале банка составит 75% плюс 1 акция. Уставный капитал ВТБ в настоящее время составляет 52 млрд. руб., собственный капитал – 91 млрд. руб., валюта баланса – 998 млрд. руб.
Сегодня все больше интересы российских предприятий выходят за границы не только России, но и СНГ. Новая структура создана, чтобы обеспечить российское присутствие на международных рынках и дать возможность российскому бизнесу произвести любые расчеты со своими зарубежными партнерами через российский финансовый институт. Произошедшие перемены открыли дополнительные возможности для клиентов банка и положительно отразились на работе его структурных подразделений.
С момента открытия (май
Основной акцент в работе с клиентами делается на комплексном обслуживании предприятий регионального бизнеса, имеющих годовую выручку более 3 млн. долларов США, а также предприятий федерального уровня, входящих в вертикально интегрированные российские холдинги. Подобное позиционирование филиала позволяет сосредоточить внимание на удовлетворении растущих потребностей указанной группы клиентов и получить максимальный экономический эффект. В первый год работы банка более 90% кредитного портфеля и привлеченных ресурсов обеспечивались предприятиями федерального уровня, что было обусловлено необходимостью активного и быстрого вхождения на тверской рынок. В Тверской области к клиентам федерального уровня относится около 20-30 компаний, основная часть которых является клиентами тверского филиала «ВГБ». Данное сотрудничество можно назвать исторически сложившимся. К примеру, в рамках генерального соглашения, заключенного между «Внешторгбанком» и ФГУП «Росэнергоатом», филиалами «Внешторгбанка» обслуживаются структурные подразделения концерна, в связи с чем одним из первых клиентов нашего банка стала Калининская АЭС. В настоящее время, реализуя стратегию по обслуживанию указанного предприятия, нами проводится работа по открытию дополнительного офиса в г. Удомля.
Анализ сегодняшней ситуации, проведенный экспертами банка, показал, что во многих отраслях и сегментах рынка предприятия регионального бизнеса демонстрируют наиболее высокие темпы роста (до 30-40% в год), и в их развитии заложен потенциал роста российской экономики в целом. На основе данного анализа около 2-х лет назад были внесены коррективы в приоритеты региональной работы «ВТВ». Банком была разработана и внедрена программа по развитию отношений с региональными предприятиями. Суть данной программы заключается в проактивном подходе банка в работе с указанными клиентами, возможности «настройки» продуктов банка под индивидуальные потребности клиента. Одним из направлений внедрения данной программы является закрепление за каждым клиентом персонального менеджера, в обязанности которого входит предложение банковских продуктов и максимально полное содействие клиенту в решении актуальных для его предприятия задач.
Данная программа позволила заметно сократить сроки рассмотрения различных заявок и значительно увеличить долю региональных клиентов в бизнесе филиала до 30%.
Все наши услуги имеют адекватные ценовые параметры, которые в сочетании с высокой степенью надежности и стабильности банка являются конкурентоспособными продуктами на рынке банковских услуг. Сегодня понятие «надежность» означает не то, что банк не «утонет», а то, что банк предоставит своему клиенту в любой момент нужный ему объем денежных средств по адекватной стоимости, исходя из установленного для него объема заимствований. Подобной степенью надежности обладают далеко не все банки, в том числе по причине недостаточности капитала.
Корпоративным клиентам филиалом предоставляется полный набор кредитных продуктов как на текущие цели (овердрафтное кредитование, кредитование на пополнение оборотных средств), так и кредитование на срок до 3-5 лет на приобретение основных фондов, модернизацию и расширение производства.
Желание предприятий выпускать конкурентоспособную продукцию заставляет их обновлять парк оборудования, производить модернизацию производства. Мы учли растущий спрос и смогли предложить предприятиям долгосрочное (до 3-5 лет) финансирование внешнеэкономических операций, связанных с приобретением нового оборудования и технологии. Среди финансовых инструментов и продуктов, которые мы предлагаем нашим клиентам для решения данных задач, есть как традиционные и хорошо известные (например, кредитование, лизинговое финансирование), так и новые. К новым услугам, не получившим еще широкого использования, но уже востребованным, мы относим импортные непокрытые аккредитивы с рассрочкой платежа. По сути, мы предоставляем нашим клиентам возможность совершения данных операций за счет использования финансовых услуг зарубежных банков.
Ценовые параметры данной операции для нашего клиента значительно ниже, чем при кредитовании. Мы предлагаем данную услугу без формирования покрытия, принимая на себя дополнительные риски и таким образом сокращая расходы наших клиентов, с целью создания для них более благоприятных условий. Высокий международный рейтинг «Внешторгбанка», присвоенный ему зарубежными рейтинговыми агентствами, также оказывает влияние на ценовые параметры данных услуг в сторону снижения.
Конечно, отнюдь не факт, что с любым из обратившихся к нам предприятий мы найдем те или иные точки взаимодействия. Однако фактом является то, что ни один из начавших с нами работать клиентов не ушел по той причине, что банк не смог найти пути решения поставленных им задач. Мы всегда готовы к партнерскому диалогу. Основной принцип, который мы проповедуем в нашей работе, звучит так «Расскажите нам о Ваших задачах и потребностях, а мы расскажем Вам о наших возможностях». После этого мы будем думать, что мы можем сделать для Вас, а Вы в случае необходимости всегда вспомните о наших возможностях.