Налоговый инспектор

 
Итоги работы управления Федеральной налоговой службы по Тверской области за 2011 год автор: Андрей Федоров
 
В 2011 году налоговыми органами области проведена 591 выездная налоговая проверка, по результатам которых в 2011 году дополнительно начислено платежей более 1,4 млрд. рублей. Сумма доначислений на одну результативную выездную налоговую проверку составила 2,4 млн. рублей.
 

Налоги и экономика

Первый вопрос, который скорее всего придет в голову простому жителю области: сколько собрали в прошлом году налоговики, и все ли собрали? На этот вопрос ответить, с одной стороны, просто, с другой стороны, придется порассуждать о превратности «глобальной» экономики.

Дело в том, что именно 2011 год не является в прямом смысле показательным с точки зрения соответствия роста налоговых поступлений росту экономики области.

Действительно, индекс промышленного производства в Тверской области в 2011 году вырос на 9,6%. Выручка организаций увеличилась на 13% к уровню 2010 года. Прибыль прибыльных организаций увеличилась на 17,6%. Фонд начисленной заработной платы вырос на 11,3%.

При этом «доходы» федерального» бюджета, наоборот, упали на 8,5%. Налоговые поступления областного бюджета выросли всего на 7,3%, а муниципалитеты получили всего на 4,7% больше поступлений прошлого (2010-го) года.

В чем тут дело?

Что касается федерального и областного бюджетов, то это, если так можно выразиться, результат единого экономического пространства на территории Российской Федерации и не имеет никакого отношения к экономики Тверской области. По федеральному бюджету на «падение» поступлений сказались очень крупные возмещения одному-единственному налогоплательщику, осуществляющему строительство в Сочи олимпийских объектов. Никто не говорит, что это плохо. Наоборот. Нам, нашей стране, нужна эта Олимпиада и нужны эти объекты. Просто налоговое законодательство устроено так, что, вне зависимости где на территории нашей огромной и великой страны налогоплательщик осуществляет деятельность, платить и (или) возмещать НДС он должен там, где зарегистрирован по месту своего нахождения (нахождения своего исполнительного органа). Так и тут: строит там, а возмещает у нас, но не из областного, а из федерального бюджета.

Если бы не этот возврат, мы бы наблюдали не менее 8% роста поступлений по федеральному бюджету.

Более показательными для сравнения с экономическими показателями области выглядят данные о налоговой базе по НДС. В частности, начисления как таковые по НДС в 2011 году по Тверской области выросли более чем на 22% и составили без малого 92 млрд. рублей. (Замечу в скобках, что чистый возврат НДС из бюджета составил порядка 3 млрд. рублей.)

Областной бюджет также «пострадал» от трансрегиональных компаний, осуществляющих свою деятельность далеко не в одном субъекте Российской Федерации и вынужденных распределять уплачиваемые ими региональные и местные налоги «всем сестрам по серьгам». При этом Налоговый кодекс содержит однозначные положения о порядке такого распределения. И так получилось, что именно в 2011 году сразу два  крупнейших налогоплательщика федерального уровня (в соответствии с нормами закона) уменьшили свои отчисления в бюджет Тверской области более чем на 1,5 млрд. рублей.

Если учесть этот фактор, то мы бы наблюдали рост поступлений в региональный бюджет, соответствующий росту прибыли прибыльных организаций и фонда начисленной заработной платы. Поэтому можно сделать вывод о том, что «тверские» организации вносят адекватный вклад в уплату налога на прибыль организаций.

А вот что касается местных бюджетов, то тут другая ситуация. Дело в том, что с 2011 года вступили в силу изменения налогового законодательства, изменяющие сроки уплаты налога на имущество физических лиц и земельного налога для физических лиц. В результате в 2011 году не оказалось сроков уплаты по данным видам налогов. Эти налоги физическим лицам в полном объеме будут выставлены только в 2012 году.

Налоги и муниципалитеты

Среднее значение по области поступлений в бюджеты муниципальных образований по налогам и сборам на душу населения составляет 5 448 рублей. Максимальный уровень поступлений в 2011 году достигнут в Удомельском и Конаковском районах, где он составил 7 664 и 7 049 рублей на душу населения соответственно.

Минимальный показатель сложился в восьми муниципальных образованиях области, где он не достиг даже уровня в 4 000 рублей на душу населения – это Оленинский, Спировский, Бежецкий районы, город Вышний Волочек, город Кимры, Бельский, Рамешковский и Фировский районы.

Понятно, что низкий уровень – это следствие влияния объективных причин – таких, как сокращение производства и трудоспособного населения. С другой стороны, это показатель текущего состояния имущественной базы налогообложения в конкретном муниципальном образовании. Налоги ведь начисляются только на те объекты налогообложения, которые известны налоговым органам, а деньги в бюджет поступают только от тех физических лиц, информация о которых находится в базах данных налоговых органов. Если того или другого нет, то и собственных доходов у муниципалитета нет. Инвентаризация и идентификация – тяжелая и кропотливая работа, и только в тех муниципалитетах, где глава работает, где проводится работа вплоть до подворового обхода, там и результат есть.

На коллегии управления ФНС России это не просто отмечалось, а указывалось инспекциям на необходимость активизировать работу комиссий по легализации объектов налогообложения во взаимодействии с администрациями муниципальных образований и обеспечить инвентаризацию всех имущественных объектов на территории муниципальных образований с использованием автомобилей МОНС, полное включение полученных данных в базу данных налоговых органов. Чтобы каждый не изобретал велосипед, было решено разработать методику проведения инвентаризации. Но главное, на что необходимо обратить внимание, это на то, что первая скрипка в этой работе отводится администрациям, не налоговым органам, не Росреестру, а именно администрациям.

Как говорится, цыплят по осени считают, там и посмотрим, кто как работает.

Контрольная работа

О камеральном контроле

Если говорить о камеральном контроле, то есть о контроле, сопровождающем текущие поступления в бюджет, то необходимо отметить, что поставленные задачи соответствуют основным «проблемным» зонам: НДС, налог на прибыль организаций и взимание имущественных налогов с физических лиц.

 НДС остается одним из важнейших направлений контрольной работы налоговых органов области. А в ее рамках особое внимание уделяется возвратам НДС из бюджета как операции, несущей наибольшие налоговые и коррупционные риски. В начале этого года был обновлен приказ о контроле за полнотой и качеством проведения мероприятий налогового контроля при проведении проверок возврата НДС из бюджета. Данное обновление и взаимодействие с правоохранительными органами позволит в полной мере обеспечить достоверность заявляемых к возврату сумм.

А всего в 2012 году в федеральный бюджет от налогоплательщиков Тверской области должно поступить не менее 10 млрд. рублей налогов и сборов.

По налогу на прибыль организаций необходимо учитывать сложность контроля за правильностью исчисления данного налога. В том числе и поэтому он остается под пристальным вниманием налоговых органов. И основной инструмент в этой работе – тщательный анализ поступлений по каждому конкретному налогоплательщику, уплачивающему данный налог. Анализ на предмет его адекватности другим показателям деятельности налогоплательщиков, а также анализ динамики уплаты налога по годам.

Такого же рода задачи ставятся и по НДФЛ.

В целом в 2012 году в областной бюджет от налогоплательщиков, осуществляющих деятельность на территории Тверской области, должно поступить не менее 24 млрд. рублей налогов и сборов.

Кроме того, муниципалитеты должны получить порядка 8 млрд. рублей, по самым скромным расчетам.

Выездные налоговые проверки

Налоговыми органами Тверской области по результатам контрольной работы в 2011 году дополнительно начислено платежей в бюджеты всех уровней с учетом налоговых санкций и пени на сумму 1 млрд. 889,5 млн. рублей.

В 2011 году налоговыми органами области проведена 591 выездная налоговая проверка, по результатам которых в 2011 году дополнительно начислено платежей более 1,4 млрд. рублей. Сумма доначислений на одну результативную выездную налоговую проверку составила 2,4 млн. рублей.

Это неплохой результат. Но требования законодательства, правоприменительная практика и суды требуют от нас не просто констатации факта правонарушения налогового законодательства, факта неуплаты налога или схемы по уклонению от налогообложения, а всестороннего доказательства всех обстоятельств дела, включая совершенные правонарушителем действия, доказывающие его вину и причастность к непоступлению налога в бюджет.

Это сложно. И не всегда наши сотрудники, непосредственно проводящие проверки, отвечают необходимым профессиональным требованиям, имеют необходимые навыки и знания. Поэтому особое внимание контрольного блока в 2012 году планируется уделить обучению и повышению квалификации сотрудников инспекций.

Особые требования – и к качеству доказательственной базы. Мы будем внимательно следить за соблюдением Рекомендаций по осуществлению мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщиков, получающих необоснованную налоговую выгоду с использованием подставных организаций, доведенных до налоговых органов еще в прошлом году.

Одним из важнейших критериев качества проводимой нами контрольной работы при этом является показатель поступления в бюджет доначисленных сумм. К сожалению, в 2011 году сумма взысканных средств по результатам проведенных проверок составила всего 617,4 млн. рублей, или 32,7% от доначисленных сумм.

Надо отметить, что уровень взысканных платежей по результатам камерального контроля составил почти 88%. В бюджет поступило более 108 млн. рублей. А вот по результатам ВНП взыскана всего треть доначисленных сумм, в бюджет поступило 409 млн. рублей.

Рассмотрена и работа конкретных инспекций. В частности, отмечено неудовлетворительное качество доказательственной базы проводимых инспекциями №№ 2, 8, 3, 12 выездных налоговых проверок.

Так, из 36 материалов МРИ № 2, рассмотренных управлением, отменено 21 решение, или 44% от доначисленных в ходе контрольной работы сумм. В МРИ № 3 из 29 материалов отменено 14 (48,3%), или 34,2% от суммы доначислений.

В МРИ № 8 из 27 материалов отменено 15 (или 55,6%, более половины) или 36,6% от доначисленных сумм. В результате именно в этой инспекции уже в 2011 году не был продлен контракт с заместителем начальника МРИ, курировавшим направление контрольной работы.

И по МРИ № 12 из 83 материалов отменено 42 (или половина всех материалов), или 33,3% от суммы доначислений.

Работа налогового аудита на уровне управления – это не только досудебное урегулирование споров инспекций и налогоплательщиков по вопросам доначисленных сумм, это еще и «госприемка» материалов, выходящих из инспекции. Качественные, с хорошей доказательственной базой материалы инспекций дают возможность выигрывать до 73% всех судебных разбирательств с налогоплательщиками.

Задолженность

За последние два года налоговым органам Тверской области удалось снизить совокупную задолженность более чем на четверть.

Только за 2011 год совокупная сумма задолженности снизилась на 16,5% и на начало 2012 года составила 7,4 млрд. рублей. При этом темпы снижения значительно выше среднероссийского показателя (минус 11,8%) и показателя по ЦФО (минус 12,5%).

Однако надо отдавать себе отчет, что снижение задолженности идет в первую очередь за счет списания безнадежной ко взысканию задолженности.

В 2010 году налоговые органы проводили списание безнадежной ко взысканию задолженности недействующих юридических лиц, а, например, 15 февраля 2012 года завершили списание «плохих» долгов физических лиц. В общей сложности с физических лиц списано 445 млн. рублей.

«Расчистка» реестра задолженности – крайне важная работа, т.к. позволяет в рамках бюджетного процесса принимать правильные решения при планировании доходов бюджета. 

Налоговые органы как «сервисная компания» 

И последней по счету, но далеко не последней по значимости, темой, которую я хотел бы осветить сегодня, – это работа с налогоплательщиками.

На территории Тверской области работают восемь областных межрайонных инспекций и две городские инспекции ФНС России. Вместе с аппаратом управления общая численность налоговых органов в Тверской области установлена в количестве 1 518 штатных единиц. Указанной численностью налоговые органы области обслуживают 28 тыс. юридических лиц и 28 тыс. ИП, осуществляющих деятельность и сдающих налоговую и бухгалтерскую отчетность.

Последние восемь лет налоговые органы страны ставят перед собой задачу повышения качества обслуживания налогоплательщиков. Особенно активно эта работа продвигается в последние два года. Высшее руководство Федеральной налоговой службы говорит о позиционировании налоговых органов как «сервисной компании», оказывающей услуги гражданам и организациям на территории Российской Федерации.

И надо отметить, что нам удалось добиться определенных результатов на этом пути. Сегодня на портале налоговых органов функционирует более 20 электронных сервисов – от постановки на учет в налоговом органе и подачи налоговой декларации до уплаты налогов и ведения своего лицевого счета.

Налогоплательщики уже не воспринимают налоговые органы как карательный институт. Соответственно, и к налоговой системе складывается позитивное отношение.

Вопросам вежливого и внимательного общения с налогоплательщиками будет и в дальнейшем уделено самое пристальное внимание. Инспекции чувствуют, насколько резко управление реагирует на малейшие обращения налогоплательщиков по поводу сбоев в работе МРИ в этой части.

Основным руководящим документом для сотрудников в данном вопросе являются Кодекс этики и служебного поведения гражданского государственного служащего Федеральной налоговой службы.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий

 
ЛУЧШИЕ СТАТЬИ РУБРИК