Торговля

 
Торговля. Всё по-честному! автор: Марина Новожилова
Я, Новожилова Марина Ремовна, 1958 г.р., предприниматель с 15-летним стажем. Хочу рассказать о магазинах «Парфюм». О нас, тверских предпринимателях. Уверена, что проблемы и вопросы у нас похожи, несмотря на разный ассортимент услуг или товаров, количество офисов или магазинов, владелец вы кафе или салона красоты. Просто магазин мне ближе, и эту тему я знаю лучше. Да не ближе – раз сама написала в заголовке «всё по-честному», то по-честному – он мой ребенок.
 
О витающем в воздухе грядущем переходе на общее налогообложение изо всех сил стараюсь не думать – чтобы остаться в своем уме. А еще аттестация рабочих мест, пожарная безопасность, изменения в кадровом и налоговом учете, ну и т.д., и т.п.
 

Говорят, к бизнесу в отличие от человека привязаться нельзя – ну, это, может, к никелевому заводу, на котором ни дня не работал, а просто в собственность получил и нельзя, а к бизнесу, который сам начинал, растил, нянчил, – еще как привяжешься. Я вижу столько у нас в городе малорентабельных магазинов «выживают» за счет энергии и любви к своему делу их владельцев.

Я и пишу сейчас, чтобы попробовать посмотреть самой и показать уважаемым читателям малый бизнес с разных сторон.

На повестке две новости – «плохая и хорошая». С какой начнем? Предпочитаю с плохой, ведь предприниматель по натуре – «крепкий орешек». Порадоваться всегда успеем.

Итак, первое – конкуренция.

Магазинов всё больше, товаров еще больше. Кажется, что весь круговорот денег происходит внутри торговли. Сегодня ты у меня купил, завтра – я у тебя. Если не считать денежного ручейка вагонного завода, ну и, конечно, зарплат бюджетников, – кажется, что всё остальное – одна торговля.

Но магазинов не просто «всё больше» – это была бы здоровая конкуренция. Пришли федеральные сети. А это – совершенно другая сила. Это всё равно что сравнивать свою половину с голливудской звездой, велосипед – с автомобилем, частного репетитора – с МБА и так далее, вы сами можете подобрать примеры удачнее, но суть одна. И отличие идет по всем статьям. Основное у «федералов» (слово-то какое, почти государственное, могучее и непобедимое) – отлаженная организационная система, логистика, высокий профессионализм топ-менеджмента в головных офисах, мощный маркетинг, колоссальные рекламные бюджеты, точный расчет вместо интуиции. И это только видимая «часть айсберга». Далее можно только догадываться, «откуда деньги», их стоимость, какие цены закупки они «отжали» у поставщиков, и вовсе загадочный IPO. Это называется «против лома нет приема».

Второе – кадры (сухо как-то, аж в горле першит), коллеги (уже лучше), единомышленники и просто друзья по работе (вот так хорошо!). Но будем придерживаться все-таки слова «кадры» – для простоты изложения.

«Кадры решают всё» – вроде, лозунг социализма, а именно сегодня мы его воспринимаем особенно остро – при нашем развитом капитализме (или что там у нас сейчас?).

Перемены с рынком труда – налицо. Проблема из проблем. Независимо от уровня предлагаемой зарплаты, «интересности» вашей темы в торговле и вашей личной предпринимательской харизмы.

Мы пробовали брать персонал из тех же сетей – думали: вот оно – счастье, резюме зачитывались, волновались от гордости и ответственности «соответствовать» высокому кандидату. Думали – сейчас эти люди нас научат, систему вокруг себя создадут и поведут нас – «технически отсталых» – к тайнам успеха федеральных сетей и большого бизнеса. Не тут-то было! Пришли, плотно сели в офисе (торговый зал, а тем более покупатели – не их уровень), компьютер попросили помощнее, покритиковали, рассказали, как «там всё было круто», потом заскучали, потом вообще затосковали – и ушли, выбив из нашего бюджета неотработанные деньги. Эх!..

Оказывается, «там» они сами ничего не решали, сидели на своем участке, инструкции исполняли – винтики под вывеской большого и сильного бизнес-бренда. Но чему-то всё же научились – себя ценить, уходить с работы минута в минуту (хоть трава не расти!), социальным гарантиям и желанию получать больше других.

А «старенькие» что? Одни – те, что с нами. Как говориться, наша школа – учились вместе. Работают много, но на большее не способны, при этом всё стараются делать сами, как привыкли, а к новому относятся настороженно и без особого интереса – тоже устали.

 Другие «наши» ушли «за лучшей долей» (чаще – по обоюдному желанию, а не по собственному решению). Есть, наверное, все-таки, срок работы на одном месте. В те же сети и ушли. Ну что ж, горжусь ими. Своим в пример ставлю. Но… это у меня личное, с сотрудниками всегда так. Не поверю, если скажете, что у вас иначе.

Но не будем обижаться – сколько вместе пройдено! Спасибо им огромное – работали на совесть, в идею верили, наш нелегкий предпринимательский характер терпели.

Итак, трудно сейчас с кадрами, каждый человек на счету, все разные. А мы – всё те же.

Третье. Для успеха магазина, как гласят умные маркетинговые исследования (а то мы не знали!), главное – МЕСТО. Ну, с этим еще хуже. Торговые центры предпочитают «федералов» – престиж, грамотно оформленные витрины, внушительные арендуемые площади да и вообще: что с «мелюзгой» связываться? Простой пример. «Карусель» сразу открылась с «Летуалем», ТЦ «Рубин» тоже сходу одобрил их заявку на аренду. А «Летуаль» всегда оговаривает свое эксклюзивное право присутствия в торговом центре, не допуская туда конкурентов – вот и конец истории.

Мы сейчас арендные ставки даже не обсуждаем. Отдельная тема.

Да и риски – сколько уже магазинов открылось-закрылось! Как говорится, вход – рубль, выход – два.

Где же наше «место под солнцем»? Да нигде, разве что «на выселках»!

Перспективы участия в аукционе на право аренды муниципального имущества – мягко говоря, туманны.

Квартир, пригодных для перевода в категорию «нежилые помещения», уже нет. Всех жителей первых этажей, адекватных и не адекватных в потребностях («меняю «двушку» на виллу на Канарах!»), уже расселили. И те, кто расселял, думаю, вспоминают об этом, как о страшном сне.

Купить помещение или взять в аренду в хорошем месте – практически нереально.

Такая ситуация с торговыми площадями, вкупе с действующими арендными ставками, всё чаще рождают у предпринимателя предательскую мысль – «плюнуть на всё и сдать!».

Четвертая ложка дегтя – для одной бочки уже, конечно, многовато, но всё-таки… Государственная поддержка частного предпринимательства: «упрощение» (извините, не помню чего), забота («предприниматель – «наше всё», будущее страны») и прочие «конкретные действия» – просто добивают! Как говорится, резвитесь – только не мешайте работать.

О витающем в воздухе грядущем переходе на общее налогообложение изо всех сил стараюсь не думать – чтобы остаться в своем уме. А еще аттестация рабочих мест, пожарная безопасность, изменения в кадровом и налоговом учете, ну и т.д., и т.п.

Пятое – телевидение и пресса. Триллеры про то, «как вас обманывают в магазинах», как вам подсовывают что-то некачественное, по завышенной цене, как «хитрецы-продавцы» расставляют товар, чтобы вам его «впарить» – на центральных каналах, в самое рейтинговое время, в каком-то уже немыслимом количестве. Как людям нашей профессии после этого относиться к себе с уважением, как «оправдаться» перед покупателем? И за что?!

Шестое. Постоянные разговоры о коррупции разрушают все сферы жизни. Если все «берут», то почему мне нельзя? Торговля всегда была местом искушения: товар, наличные деньги, откаты… Не думаю, что кого-то это миновало. Никто не любит в этом признаваться – стыдно как-то, как будто в семье вор завелся. Да и, конечно, в первую очередь себя коришь – взял на работу, доверял… Ну, то, что «цивилизованный способ решения конфликтов – обращение в суд» – совершенно пустое времяпрепровождение, уверена, всем известно. Предприниматель «должен всем».

Грустно стало? Мне – даже страшно!

А теперь предлагаю начать петь песню «про зайцев», в которой такие хорошие слова: «А нам всё равно! А нам всё равно! Пусть боимся мы волка и сову, дело есть у нас…». И на этом – точка.

У нас с вами есть ДЕЛО. Не бумаги перебирать, не «обналы» делать, не с бюджетом «играть». Настоящее дело – живое, людям нужное. Мы нужны покупателям, мы нужны нашим сотрудникам, нашим партнерам. Эта работа не позволяет нам болеть (некогда), не дает хандрить и кукситься, спасает в минуты личных драм. Она – интересная! Живая, азартная!

Так, взбодрились! Переходим к хорошим новостям.

В конце-концов, на то мы и предприниматели, чтобы что-то предпринимать!

Итак.

Ну и что, что «федералы» – подумаешь! Да, пусть моя половина – не голливудская звезда, зато – моя, родная, близкая и верная. На велосипеде – и здоровее, и веселее, а с репетитором мы вообще крепко подружились: оказалось, что с ним интересно поболтать за жизнь – вот так! Никогда высокотехнологичные магазины-клоны не «победят» любимый ваш магазинчик с интересным товаром, с любимым продавцом, которому не всё равно, что вам посоветовать, со своей «атмосферой» – черт знает, что это такое, но это есть! И что важно: люди научились чувствовать отношение к себе. Это – как любовь, как искренность: кто ее испытал, будет ценить и искать вновь и вновь.

Мы сознательно отказались от «мотивации маржи», когда продавец заинтересован продать вам какой-то определенный товар. Для нас главное – польза покупателя. Мы уверены: будем совершенно честны с ним сегодня – он придет к нам завтра. Мы хотим долгих отношений, доверия и… любви. Это непросто, но – именно то, «ради чего». Я знаю, у многих моих коллег такая же позиция.

А логистика в федеральных сетях дрянная!

Ну, вторая хорошая новость – кадры! Близкие нам люди – по сути, наша семья. Они учат нас – доверять, разбираться в человеческих отношениях, работать, в конце концов. И как бывает щемяще приятна их признательность и благодарность в праздники. И как редко мы их хвалим, и как охотно ругаем. Ну, может, вы, читающие эту статью, другие, конечно… В общем, классные у меня сотрудники! Я про каждого могу искренне сказать массу хороших слов. Они очень стараются, они честные и хорошие.

Недаром их так охотно переманивают в сети. А мы оттуда уже не берем – наелись.

Что там дальше было? Место. Ну и бог с ними, с «Рубином» и «Каруселью». Не очень-то и хотелось. Только на аренду работать года три. А там – неизвестно, что еще откроется, и какими будут арендные ставки. Помещения будем искать – «кто ищет, тот всегда найдет».

Про что я там еще писала? А, ерунда всё это. Пробьемся! И не такое переживали. Главное, что наши покупатели – с нами. А мы – для них и за них.

Мы хотим работать честно, по совести. Я за всех предпринимателей говорю. По-другому лично мне – неинтересно и незачем. Как, например, писать эту статью.

И мы – будем!

Спасибо за доверие! 

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий