Образование

 
«Парус» надежды автор: Андрей Белоцерковский
 
Любая власть по определению вызывают к себе отрицательное отношение, поскольку выступают в роли распорядителя ограниченного ресурса. Эволюция в природе построена на конкуренции и борьбе за ограниченный ресурс. Не было бы ограничений – не было бы борьбы, не было бы развития.
 

У меня есть один давний приятель, профессор, с которым мы дружим много лет на профессиональной почве. Его зовут Густаво Некко, он аргентинец, в течение многих лет возглавлявший департамент образования и подготовки кадров Всемирной метеорологической организации в Женеве. Прекрасно образованный человек, свободно говорящий на четырех языках, закончивший университет в Аргентине, занимавшийся наукой в Европе и США, защитивший диссертацию в Сорбонне, очень опытный и всеми уважаемый крупный международный чиновник, постоянно колесивший по всему миру. 

Я как-то ему сказал: «Гас, ты – очень позитивная реклама Аргентины, ты по роду своей службы встречаешься в разных странах со многими людьми, которые в Аргентине никогда не бывали. Они судят об Аргентине по тебе, т.е. очень хорошо. Неужели на твоей родине еще есть такие, как ты?». Его ответ мне запомнился: «Если взять наугад любого аргентинца, он всегда будет во многих отношениях на голову выше любого, так же наугад взятого, американца из США. Здесь наше превосходство очевидно. Вот только если взять трех прекрасных аргентинцев и что-то им поручить, то между ними начнется спор и свара, а если взять трех уступающих им в индивидуальном первенстве американцев, они организуются в команду и начнут спокойно работать».

Я не стал говорить Гасу, что часто то же самое можно сказать и о наших соотечественниках – талантливых, умных и сильных в отдельности, но не умеющих просуммировать свои таланты, собравшись вместе для решения какой-то задачи. Как говорится, у нас и сила есть, и воля есть, а силы воли часто нет. Мы знаем из истории, что способность мобилизовать все силы нашего народа проявлялась только перед лицом большой и всеми понимаемой беды. Михаил Жванецкий формулировал это так: «В драке не помогут, в войне победят».

Вот в политике у нас конкурирующие партии не поддерживают друг друга в тех вопросах, где может наблюдаться консенсус, усиливая тем самым политическую систему, а ведут дискуссию до полного уничтожения. В науке аналогия политическим партиям – различные научные школы, которые предлагают разные пути решения одной и той же научной проблемы. Академическая дискуссия различных научных школ ведется по определенным правилам и, конечно, серьезно отличается по накалу страстей и выбору средств от политической, но у нас она всегда острее, чем в научных сообществах других стран, часто с большим элементом перехода на личности. Стремление к монополии на истину, нетерпимость к иному мнению, презумпция наихудшего варианта и намерений оппонента, потеря здравого смысла и полное отсутствие прагматизма в дискуссии – черты, которые мы нередко можем наблюдать на разных дискуссионных площадках и в практической деятельности. Для себя я называю это «эффектом Некко».

Из школьной физики мы знаем, что если две равные по величине силы действуют в противоположных направлениях, то результатом будет их полная взаимная компенсация, так, как если бы вообще никакие силы не прикладывались, вне зависимости от их величины. В народе это называется «пшик». Если же те же силы направить в одну сторону, результатом будет их удвоение. Согласованность в действиях приводит к поразительным результатам. Разница, например, между «согласованным» (когерентным, как говорят физики) и несогласованным пучком света – это разница между лучом лазера и лучом фонарика при одинаковых затратах энергии. Лучом фонарика не пытались дырку прожечь? Никогда не получится, а вот лазерным лучом – можно.

Очень часто дискуссии порождаются просто недостаточным знанием предмета или объективных закономерностей. Иначе говоря, недостаточной образованностью участников. Я уже почти готов скатиться на тему, которую не раз поднимал на страницах этого журнала, – об исключительной важности образования и исключительной вредности любого невежества. Если на левую крайнюю часть шкалы нанести «невежество», а на крайнюю правую – «образованность», то расположение человека и общества в целом на этой шкале говорит о многом. Заранее ясно, что чем ближе к правому краю, тем меньше агрессии, больше терпимости к мнению оппонентов, большая устойчивость системы к изменениям внешней среды. И наоборот. При этом вполне может быть так, что человек, хорошо образованный в какой-то одной области, совсем несведущ в другой. 

В этом смысле главный рецепт от «эффекта Некко» – это двигаться каждому, всем регионом и всей страной по шкале вправо, т.е. повышать количественные и качественные показатели образованности. Вряд ли кто-то возьмется оспаривать пользу образования для общества, мнения могут различаться по поводу того, какую цену общество готово за это заплатить. Я же хочу в преддверии Нового года привести пример явно положительный, пример того, как согласованные действия разных организаций и людей в отдельно взятом случае привели к хорошему и быстрому результату. Это совсем недавнее событие, может быть, незаметное по своей значимости на фоне крупных региональных, национальных и тем более – глобальных событий. А именно – строительство бассейна ТвГУ «Парус».

В 2010 году стартовал федеральный проект партии «Единая Россия» «500 бассейнов», целью которого является создание условий для занятий массовым общедоступным спортом в высших учебных заведениях России. В конце 2010 года Тверской государственный университет стал участником проекта, победив в серьезном конкурсном отборе и войдя в число 17 вузов, в которых началось строительство бассейна в 2011 году. Сам по себе проект содержит алгоритм взаимодействия федерального и регионального бюджетов и собственных средств участника проекта. По действующему бюджетному кодексу, из регионального бюджета нельзя финансировать объекты федерального подчинения, и наоборот. Алгоритм – это способ суммировать усилия, складывать силы, превращать луч фонарика в лазерный луч. 

Например, практически каждый университет мечтал бы о бассейне для своих студентов, но практически никто не располагает достаточными внебюджетными средствами даже для его проектирования, не говоря уже о строительстве. В лучшем случае имеющихся средств может хватить на четверть-треть стоимости. За такую долю ничего не построишь, и если целой части нет, то о собственном бассейне нужно забыть. Министерство образования и науки также не может полностью финансировать строительство бассейнов из собственного бюджета, поскольку в силу его ограниченности (бюджета, не министерства) в адресных инвестиционных программах главным образом фигурируют учебные корпуса и общежития, т.е. то, что является основой для организации образовательного процесса. Потребности в строительстве общежитий и корпусов не удовлетворяются, поэтому о чем-то дополнительном вопрос ставить сложно. Региональные бюджеты, даже при наличии достаточных средств, не могут строить бассейны на территории или для федеральных образовательных учреждений. Абсолютное же большинство субъектов Федерации также имеет ограниченные бюджеты и полностью за свой счет строить бассейны не может, а спрос среди жителей регионов (как студентов, так и всех остальных) в нашей северной стране очень велик. Вот и получается: желание и часть средств у всех заинтересованных есть, а их просуммировать, построить вскладчину не получается. 

Разработанный алгоритм позволил преодолеть эти препятствия и создал условия суммирования усилий и средств. Кроме алгоритма, позволяющего за четверть стоимости, из средств, заработанных университетом, получить желанный бассейн, в рамках программы «500 бассейнов» был предложен и проект быстровозводимого ультрасовременного бассейна. При его строительстве используется самое современное спортивное оборудование. Во-первых, это цельнометаллическая чаша, изготавливаемая из высоколегированной нержавеющей стали, она обладает высоким ресурсом по срокам эксплуатации и экономична в обслуживании. Во-вторых, система водоподготовки, оптимальная по соотношению «цена-качество», обеспечивает минимальный расход электроэнергии на регенерацию воды, позволяет сократить расход химреагентов, обеспечивает более комфортную и безопасную среду для занимающихся спортом. Условия проекта следующие: 60 миллионов рублей (чуть меньше половины) выделяет Министерство образования и науки для вуза, доказавшего свою готовность к реализации подобных проектов (наличие успешного опыта капитального строительства последних лет, высокий рейтинг, наличие потребности, наличие внебюджетных средств), около 40 миллионов путем закупки оборудования и цельнометаллической ванны вкладывает регион, остальное – внебюджетные средства вуза. Одно дело – придумать хороший алгоритм, движителем реализации которого является интерес всех участников, другое – воплотить его в жизнь. А сложностей в строительстве такого объекта, необходимости согласований между различными ведомостями и ветвями власти очень много. 

Если идти обычным путем, где все операции растягиваются до максимально разрешенных нормативов, то только на получение необходимых согласований уйдет года два. В нашем случае, благодаря, с одной стороны, хорошему алгоритму, с другой стороны, использованию принципа ассоциирования, координации проекта и передаче накопленного участниками проекта опыта и решений и, самое главное, благодаря пониманию важности и благородства задачи, пошла на удивление согласованная работа. Сегодня принято ругать чиновников, бюрократов да и вообще власть за волокиту и нерешительность, бездушие и перестраховку. В течение года я наблюдал за тем, как в отдельно взятом регионе на отдельно взятом объекте всё происходило наоборот. Благодаря активному желанию максимально идти навстречу федеральных, региональных и городских органов, хорошей работе генерального подрядчика, за восемь месяцев в чистом поле появился первоклассный объект – за минимальные средства, в шаговой доступности от четырех (скоро будет пять) корпусов общежитий университета, вблизи активно строящегося микрорайона. Известно, что тот, кто хочет добиться чего-то, ищет пути, а кто не хочет, ищет оправдания. Когда все начинают искать пути преодоления барьеров, они преодолеваются. Не в кино, не в книге, а в кампусе на Соминке.

Политика меня интересует ровно настолько, насколько она помогает (или мешает) решению задач в моей основной области – в образовании и науке. Моя цель – повышение их роли в жизни нашего региона (поскольку я в их исключительной важности и созидательной силе глубоко убежден) и вывод нашего университета в элиту современного российского и международного высшего образования. Я верю, что главным градообразующим фактором у нас должны стать образование, наука и инновации. У нас для этого есть многое: прекрасные специалисты и студенты, богатая история и хорошая география; но еще большего не хватает, особенно с точки зрения материально-технической и финансовой базы. 

Политические партии, как я уже говорил, больше рассматриваю как научные школы, предлагающие различные пути решения одних и тех же проблем. Себя отношу к «научной школе», которая, на мой взгляд, позволяет наиболее эффективно содействовать упомянутой мною цели, к другим «научным школам» отношусь с уважением. Как представитель научного сообщества я считаю, что ни у кого нет монополии на истину. Но когда я слышу или читаю различные соображения представителей других «научных школ», гляжу на бассейн «Парус», без лишних слов построенный на пустом поле за восемь месяцев, и думаю, что вот кто-то говорит, а кто-то делает. Делать труднее хотя бы потому, что сделанное можно пощупать, посмотреть и покритиковать за то, что что-то «сделано не так». К словесным конструкциям это не применишь, они эфемерны. Конечно, во всём можно увидеть «ложку дегтя». Кто-то, глядя на половину стакана, скажет, что он наполовину полный, а кто-то, что он наполовину пустой.

Любая власть и любое «начальство» по определению вызывают к себе отрицательное отношение, поскольку выступают в роли распорядителя ограниченного ресурса. Не было бы ограничений на ресурсы – не нужно было бы никакого «начальства», в широком смысле. Поскольку мы живем на конечной по размерам и запасам планете, ограничения будут всегда. Более того, эволюция в природе построена на конкуренции и борьбе за ограниченный ресурс. Не было бы ограничений – не было бы борьбы, не было бы развития. Так что на «власть» вообще следует смотреть как на неизбежное и необходимое зло. Конечно, власть, персонифицированная людьми, допускает ошибки и просчеты. Так было, есть и будет в любой цивилизованной стране. Вопрос в том, кто и что предлагается взамен. 

В науке перспективность научных школ измеряется наукометрическими индексами по признанным коллегами предыдущим достижениям. Именно по этим критериям распределяются гранты на научные исследования в мировой практике. Предлагаю способность к преодолению «эффекта Некко», т.е. способность к конструктивной организации, считать одним из важных наукометрических параметров. Наша с вами готовность к сотрудничеству со всеми ведомствами, организациями, органами власти и «научными школами» также является необходимым условием реализации очевидно полезных проектов. Если думаете, что у нас это невозможно, поезжайте на Соминку и взгляните на наш бассейн «Парус». А еще лучше – приходите поплавать. После Нового года планируется принимать всех желающих. Сразу брошу «ложку дегтя»: не бесплатно. Бассейн будет находиться на балансе университета, и его содержание должно окупаться на хозрасчетной основе. Уверен, если искупаетесь один раз в этой чудесной воде, то захотите вернуться, бассейнов с такой системой водоподготовки в нашем регионе еще не было. А может быть, он послужит парусом на пути к снижению «эффекта Некко», хотя бы в отдельно взятом регионе.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий