Малый бизнес

 
Ода предпринимателям! автор: Александра Парфенова
С недавних пор я уважаю, нет, даже не уважаю, а пребываю в восхищении перед людьми, которые решаются «пуститься в свободное плавание», а точнее – заняться бизнесом в нашей стране, в частности – в нашем городе. Ни для кого не секрет, что НИКАКИХ условий для создания и развития малого бизнеса у нас нет. Скорее наоборот. Молодой предприниматель, еще не успев начать работать, испытает на себе всю «прелесть» общения с налоговой инспекцией и различными согласующими органами. От данного общения в «молодого предпринимателя» должен вселиться ужас, а желание что-то сделать – угаснуть навсегда.
 
В нашей стране малый бизнес находится между молотом и наковальней: с одной стороны – Власть, которая не только не помогает, а мешает, с другой – окружающие люди, которые почему-то решили, что если ты занялся бизнесом, то у тебя по определению больше денег, чем у них, а посему ты их сердцу не люб.
 

Под словосочетанием «молодой предприниматель» я не имею в виду жен, детей, любовниц, друзей детства и прочих близких к представителям власти или крупного бизнеса людей, под которых делается бизнес и создаются благоприятные условия для работы. При такой (не только моральной) поддержке их будущее выглядит вполне оптимистичным. Я также не имею в виду тех, кто, получив большой жизненный опыт и накопив достаточное количество средств, осознанно идет на этот шаг. Я говорю о молодых выпускниках университетов, об амбициозных фермерах, о 100%-ных  оптимистах, которые, зная весь расклад, все-таки решаются реализовать себя в бизнесе.

Но разговор не только о них. Разговор о всей братии предпринимательствующих (малом бизнесе) и об отношении к ней власти и народа. В нашей стране данная прослойка находится между молотом и наковальней: с одной стороны – Власть, которая не только не помогает, а мешает, с другой – окружающие люди, которые почему-то решили, что если ты занялся бизнесом, то у тебя по определению больше денег, чем у них, а посему ты их сердцу не люб.

Желание другого человека достичь большего, не довольствоваться фиксированной заработной платой, проявить себя, осуществить мечту, жить лучше вызывает у них только злобу, раздражение и зависть. И никто не задумывается, что для начала своей деятельности многие предприниматели берут кредиты под процент, величина которого немыслима, продают квартиры и т.п. Но в чем парадокс, – предприниматели приспосабливаются к данной ситуации, более того – считают ее нормальной, штатной.

Для примера могу привести забавные случаи, которые иллюстрируют все вышесказанное. Я часто рассказываю их моим знакомым, как анекдот.

История №1. Космическая.

В пору получения необходимых согласований при открытии предприятия сферы услуг мой родственник столкнулся с неразрешимой проблемой. При запросе в органах архитектуры схемы прохождения подземных коммуникаций к жилому зданию для согласования нормативов потребления воды, электричества и т.д. сотрудник отдела поведал о способе получения данной информации. А именно: для выдачи такого документа необходим снимок со спутника, который поможет определить точное нахождение всех интересующих сетей. Другого варианта нет, и стоит эта услуга 200 000 рублей (по состоянию на 2008 год). Хочу отметить, что мой родственник сам достаточно давно занимается бизнесом, вменяемый человек, но даже он на какой-то момент поверил в необходимость запуска спутника в космос для фотографирования западной части жилого дома в Твери!!!

В итоге мы получили этот документ на следующий день за 200 рублей. Как всегда, в нашей стране работает его величество случай и знакомства. Мой бывший сокурсник работал тогда в «окололежащей» структуре, и после его звонка чиновнику-космонавту с просьбой выдать документы без запуска спутника все бумаги были моментально получены.

История №2. Клумба.

Для открытия своего дела были куплены квартиры на первом этаже жилого здания 50-х годов. В двух квартирах проживали две семьи и одинокая пожилая женщина. Состояние квартир (мягко говоря) можно назвать плачевным: ремонт не делался, видимо, с тех самых 50-х, трубы, батареи – всё проржавело и протекло, полы продавлены; зловоние, затхлость. В таком состоянии они достались нам за «кругленькую сумму», за которую по тем временам можно было купить скромный домик на берегу Средиземного моря. В течение года шел ремонт с привлечением дизайнеров, разработавших проект с учетом специфики будущего заведения. Всё ржавое, сгнившее, затхлое было сломано и вывезено на свалку, все коммуникации заменены, установлено вентиляционное оборудование, сделана дополнительная изоляция между этажами – в помещении стало светло, просторно и просто красиво.

К чему я это всё рассказываю? К тому, что к вопросу подошли ответственно, думая о возможных проблемах с жильцами. После ремонта помещения стали облагораживать близлежащую к зданию территорию: сделали мраморное крыльцо, заказали в столице Родины балясины для сохранения облика и стиля здания, согласовали парковочные места в ГАИ, разобрали покосившиеся каменные столбы и сложили заново и разработали клумбу. Завезли землю, посадили газон и стали ждать всходов.

Однако всходы так и не появились. Позднее стала понятна причина отсутствия ровного зеленого газона. Вечером на клумбе была с поличным поймана женщина очень приличного вида, как оказалось – соседка, с 10-литровым ведром, в которое она усердно засыпала землю с клумбы (для домашнего цветоводства).

На наши возражения соседка со всей пролетарской ненавистью заявила, что нами испорчено все здание, что мы оккупанты, и вообще, не обеднеете!

Ну что тут скажешь… Такой вот менталитет …

Другая проблема: персонал и клиенты.

Клиент всегда прав. В любой миссии предприятия должна прослеживаться мысль о том, что всё затевается ради потребителя. В нашей российской действительности клиент часто невоспитан, невежествен, считает, что если уж заплатил, то может делать всё что ему угодно, и работать для него с искренней радостью часто бывает просто невозможно.

Что греха таить, я сама была такой еще два года назад, до тех пор, пока не узнала, сколько сил и средств требуют вещи, которые со стороны кажутся простыми. Стороннему обывателю не приходит в голову, что мыло, туалетная бумага, салфетки в общественных местах стоят не дешевле, чем туалетная бумага и салфетки, приобретаемые для дома, что чистота – это оплачиваемый труд определенных людей, что вести себя по-человечески – необходимое условие для нахождения в социуме.

Как мне кажется, нужно уважать стремление людей доставить вам как клиенту удовольствие: продумать дизайн, обслужить вас с улыбкой, прислать вам поздравительную открытку на Новый год и т.д. Или я ошибаюсь, и вам всё равно?

Персонал. Каждый руководитель сталкивается с данной проблемой. Кадров не хватает, причем во всех областях. Мало хороших секретарей, продавцов, менеджеров, мастеров узких специальностей, слесарей и т.п. Человек, умеющий работать, – большая редкость. Поэтому коллективы складываются годами методом проб и ошибок. А агентств, которые профессионально осуществляют поиск и подбор кадров, а не присылают вам всех имеющихся в наличии безработных, – я лично в Твери не знаю.

В непрофессионализме сотрудников все обвиняют руководителей предприятий. Но кто как не руководитель больше всех заинтересован, чтобы его сотрудники были приветливыми, доброжелательными, исполнительными, ответственными – ибо от качества обслуживания напрямую зависит спрос на товары или услуги, предлагаемые предприятием. Но если у работников в связи с полученным воспитанием, социальной средой или умственными способностями вышеизложенные качества частично или совсем отсутствуют, а других на рынке труда нет, – что делать тогда?

Каждый предприниматель сталкивается с массой проблем. Разница только в том, как он их решает. Кто-то кому-то сват-брат, – и тогда легко получаются согласования, отменяются проверки надзорных органов, выдаются кредиты и т.п. Кто-то за счет своего ума и энергии пытается добиться успеха в жизни. В России в 90 случаях из 100 выигрывают конкуренцию люди, обладающие административными связями.

Стоит ли винить в сложившейся ситуации предпринимателей – тех, кто изначально преследует благую цель – жить лучше, обеспечить рабочими местами не только себя, но и других людей? Думаю, нет.

Кто виноват в существующих проблемах? Вопрос риторический, но то, что пришло время что-то менять, наверное, понимает каждый.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий