Точка зрения

 
Общественный договор автор: Павел Парамонов

Пока тебя мучит множество вопросов, ты ни на что не способен. И только когда уже ничего не ждешь, ты открыт для всего и не ведаешь страха.
Эрих Мария Ремарк «Время жить и время умирать»

2-я статья Конституции Российской Федерации гласит, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. 7-я статья пункт 1-й говорит о нашем государстве как о социальном, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Статья 130-я пункт 1-й устанавливает, что местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Высший закон страны предусматривает возможность для каждого влиять на положение дел в стране, регионе, городе.

Сегодня мы стоим на пороге, возможно, еще большей централизации власти. Президент де-факто избран, премьер-министр тоже. Наблюдая этот перформанс, задаешься вопросом: и это всё? До 2024-го, а может, и до 2036 года? Будущее определено? Что делать, когда верховная власть расписала всё за тебя, так ловко зачистив политическую поляну? Противодействие нарисованному чужими руками будущему начинается с желания просто убежать. Интернет кишит констатациями о необходимости «делать ноги» из этой страны. Как известно, хорошо там, где нас нет. Я не жил длительно в странах западной цивилизации, но почему-то есть ощущение, что и там есть проблемы, что и там вероятность «счастья» невелика, что и там я буду, как Эдичка Лимонов, бранить местные порядки. Значит, надо находить опору где-то здесь и, отталкиваясь от нее, творить собственное будущее вопреки тем, кто, может быть, думает, что лучше меня знает, чего я хочу.

Город. Город Тверь, раздираемый насмерть Москвой и Санкт-Петербургом. Город, который пожирает глобальная российская агломерация. Город, которым продолжительное время распоряжаются «варяги». Город, который не имеет своего сердца (исторического кремля) и осязаемой души (кафедрального собора). Город, где живут 400 тысяч человек, мечтающих, проклинающих, работающих и думающих, что вот наступит время… Но время не ждет. Не ждет премьер-министр, будущий президент, не ждет президент, будущий премьер-министр, не ждет партия власти. Они делают то, что считают правильным. Так когда же мы перестанем ждать? Что должно случиться, чтобы мы перестали ждать?

Сегодня в городе отсутствует долгосрочный стратегический план развития, нет генерального плана города, мы наблюдаем отрицательную миграционную динамику наиболее активной части населения, гражданские инициативы либо игнорируются, либо формализуются и выхолащиваются. Мы вынуждены констатировать, что жители заражены патернализмом, местные власти – оторваны от реальной ситуации, а бизнес-сообщество аморфно и неконсолидировано. Необходим пересмотр действующих взаимоотношений «общество – власть – бизнес».

Необходим новый общественный договор. Манифест, декларация, хартия или любой другой документ, нацеленный на формирование активного и ответственного гражданского общества, центральной фигурой которого является человек, который желает сделать наше общество более справедливым, свободным и солидарным, оказывать поддержку общественной экспертизе законодательных актов, обеспечивать реальное взаимодействие местных сообществ, бизнеса и власти. Крайняя нужда в свежем воздухе и болотный застой заставляют заявлять о необходимости системного развития институтов гражданского общества и стремлении внести свой вклад в формирование современных стандартов качества жизни, обеспечение достойной жизни жителей и развитие социальной инфраструктуры города как о последней возможности сохранить себя, остаться в этой стране, наконец. Как может выглядеть и как должен быть разработан такой документ?

Ключевые вопросы при обсуждении нового общественного договора:

1. Основные принципы общественного договора.

2. Цель подписания общественного договора.

3. Стороны общественного договора.

4. Ресурсная база общественного договора.

5. Сроки разработки, обсуждения и подписания общественного договора.

 

1. Основные принципы общественного договора 

Общественный договор понимается следующим образом

Во-первых. Общественный договор как социально-экономическая теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства и права, как результат соглашения между людьми, отказывающих себе в части своих прав и перекладывающих на государство, как систему институтов власти, обязанность их реализации ко всеобщему благу.

Во-вторых. Общественный договор как неформальный консенсус большинства общества и государственной власти, относительно общих и обязательных для обеих сторон взаимных обязанностей и прав.

В-третьих. Общественный договор как неоспоримая основа легитимности существующей власти. Это означает понимание самими управляемыми действующего набора правил, по которым ими управляют, и их согласие с этими правилами.

В-четвертых. Общественный договор как правовой документ, дающий ему статус закона, обязательного для его выполнения и контроля всеми сторонами.

Принципы общественного договора

Региональная идентичность. Системная совокупность культурных отношений, связанных с понятием «малая родина», где сочетаются аспекты географии, истории, политики и реальной жизни горожан, воспринимаемые как «местный патриотизм». Разные типы идентичностей (общегосударственная, региональная, локальная) могут мирно сосуществовать, дополняя друг друга.

Солидарность. Сегодняшняя Тверь, растворяемая Москвой и Санкт-Петербургом, теряющая промышленный и интеллектуальный потенциал, при отсутствии ясной стратегии развития как никогда требует согласия во мнениях и готовности к взаимной ответственности за общие решения и действия.

Стабильность. Тверское общество обладает всеми признаками внешней стабильности, но существует огромное количество внутренних противоречий (миграция, безработица, закрытость СМИ, вымирание деревень и проч.), которые необходимо разрешить или сбалансировать.

Ответственность. Жители города обязаны взять на себя ответственность за себя, за свое будущее, за свой город. Бизнес обязан проявлять больше ответственности по отношению к окружающей среде и социальному климату. Власть должна отвечать за свои ошибки и промахи.

Нравственность. Мы отдаем себе отчет в том, насколько сегодня это понятие превратилось в общественного изгоя: от отсутствия морали в быту (мат, алкоголизм, неуважение к старшим) до коррупции органов власти.

Традиции. Набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений, разрушается, а вместо него нам предлагается заменитель в виде безудержного потребления. Уничтожение памятников историко-культурного наследия, разрушение традиционных промыслов необходимо остановить.

Здравомыслие. Понятие, если трактовать его широко, включающее в себя умеренность, профессионализм, семейные ценности и детей, умение работать и зарабатывать, то есть всё то, что отличает так называемый «средний класс». Инженеры, офицеры, малый и средний бизнес, преподаватели и врачи – это костяк, вокруг которого можно строить будущее.

 

2. Цель подписания общественного договора

Настало время осознать реальные угрозы превращения древнего города в заштатный населенный пункт глобальной российской агломерации «Москва – Санкт-Петербург». Первое требование – это устойчивое развитие столицы Верхневолжья, которое невозможно без активной жизненной позиции горожан, без снятия противоречий и избавления от личных амбиций в парах администрация Твери – Тверская городская дума, город Тверь – Тверская область, жители города – власть, предприниматели – административные органы. Если нам дорога та земля, на которой мы живем, если мы не хотим исчезновения Твери как интеллектуального, промышленного и культурного центра со своими традициями, мы обязаны сесть и договориться.

Привлекательность города сегодня зиждется на комфортной среде обитания, на гармоничных и эффективных коммуникациях между властью, бизнесом и жителями, на накоплении качественного социального капитала, на культурной политике, которая отвечает духу места, на открытости и приветливости местных сообществ.

Мы будем успешны только в том случае, если сумеем увидеть другое будущее этого города и договориться о правилах общежития. Если не мы – то кто?

 

3. Стороны общественного договора

Современное устройство Российского государства в области общественных отношений имеет существенный крен в сторону одного из участников процесса – государства. Наличие ряда парламентских и непарламентских политических партий, при сложившемся доминировании одной из них, к сожалению, не оказывает существенного положительного влияния на развитие институтов гражданского общества. Тем самым потенциал некоммерческих негосударственных организаций, а также отраслевых и бизнес-сообществ практически не используется, а если используется, то формально.

3.1. Общество. Несмотря на наличие в Твери большого количества некоммерческих организаций и существование Общественной палаты города, влияние этого сегмента на принятие муниципалитетом своих решений практически неощутимо. Отсутствует необходимый уровень доверия во взаимоотношениях. НКО, в своем большинстве, финансово несостоятельны, а как зарабатывать деньги – или не знают, или не умеют. В городе нет реальной публичной общественной экспертизы при принятии решений. Потенциал жителей города может и должен быть востребован через саморегулирование общества (например, через активное, но сбалансированное развитие территориального общественного самоуправления); готовность горожан тратить свое время и деньги на общественно полезные инициативы, которые им понятны, прозрачны, координированы и результат которых может быть зафиксирован в натуральном виде.

3.2. Бизнес. Существование множества профессиональных и отраслевых союзов и других объединений предпринимателей не снимает сегодня вопрос их качества и эффективности работы. Основные проблемы бизнеса заключаются в отсутствии стабильных и внятных «правил игры», доступности в определенном круге административного ресурса для ограничения конкуренции, непрозрачность системы принятия решений. Создание в городе среды реальной конкуренции, равных условий для всех игроков, привлечение бизнеса к процессу принятия решений позволит в рамках общественного договора получить взамен следующие ресурсы: участие бизнеса в развитии социальной среды, соблюдение законов бизнеса и предпринимательской этики, готовность инвестировать в город Тверь, а не вывозить капиталы за пределы региона.

3.3. Государство. Мы вынуждены констатировать, что чрезмерное влияние муниципальных и региональных органов власти на все аспекты жизнедеятельности общества не только не приводит к положительным изменениям, но, напротив, увеличивает напряженность, ведет к неконтролируемому росту коррупции, подрывает легитимность любого решения, что наносит ущерб в первую очередь собственно властным структурам. Для устранения дисбаланса требуются существенное снижение воздействия государства на функционирование некоммерческих организаций, ликвидация установки на поддержку «удобных» общественных структур, сосредоточение не на оказании финансовой помощи, а на создании среды, в которой общество сможет самостоятельно принимать решения относительно своей жизни и нести за это ответственность. Это позволит государству освободиться от излишней опеки горожан, понизит уровень патернализма в обществе, высвободит ресурс для более эффективной работы органов власти, существенно повысит легитимность принимаемых решений.

 

4. Ресурсная база общественного договора

4.1. Интеллектуальный капитал. Для меня очевидно, что Тверь обладает огромным интеллектуальным потенциалом, который сегодня не востребован. Наличие большого количества вузов, в том числе четырех федеральных, научных организаций и крупного регионального бизнеса позволяет городу самостоятельно, без привлечения сторонних организаций, разрабатывать и осуществлять прорывные стратегии развития. Чего сегодня не хватает городу, так это открытой, независимой экспертной площадки. Необходим инструмент для сбора и анализа информации о жизни города, для оценки поступающих предложений и их доработки, для повышения качества управления городом. Таким инструментом, с моей точки зрения, может стать некоммерческое партнерство «Институт регионального развития».

4.2. Финансовый капитал. В отличие от интеллектуального, финансовый капитал ограничен. Тем важнее открытость и прозрачность его использования. Финансовой основой при разработке общественного договора должен стать Фонд местных сообществ города Твери, финансирование которого должно осуществляться городской казной и бизнес-сообществом под жестким контролем НКО и жителей города.

 

5. Сроки разработки, обсуждения и подписания общественного договора

5.1. Разработка текста общественного договора – в срок до 1 декабря 2011 года.

5.2. Обсуждение и согласование текста общественного договора – в срок до 1 марта 2012 года.

5.3. Подписание общественного договора – 15 марта 2012 года.

Общественный договор – это сложный, но универсальный инструмент, который может помочь определить список общих вещей, доступных всем, независимо от пола, образования, возраста, места проживания, зарплаты и национальности. Образование, медицинские услуги, культурное и общественное пространство, бесплатная информация. Это очень важная компонента, скрепляющая общество, – список общедоступного.

Общественный договор – документ, который распределяет ответственность в соответствии с возможностями: если ты активен – ты получаешь доступ к ресурсам. Интеллектуальным, людским, финансовым. Если не активен – тебя поддерживает бизнес, государство, общество.

Нельзя оставаться равнодушным – это убивает нас. Нельзя закладываться на государство – оно поглотит нас. Нельзя действовать в одиночку – это глупо, неоправданно и бесперспективно. Шанс выиграть есть всегда. Каждый день начинается со счета ноль-ноль и шансами пятьдесят на пятьдесят. А пятьдесят процентов, согласитесь, это много.

<!--EndFragment-->
 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий

 
ЛУЧШИЕ СТАТЬИ РУБРИК