Слуга народа

 
Накопилось автор: Владимир Бабичев
Редакция журнала «Точка зрения» предложила главе города Твери Владимиру Бабичеву ответить на вопросы, интересующие читателей журнала, без согласования вопросов с пресс-службой Городской думы. Владимир Бабичев согласился…

– Руководство Твери ни разу не озвучило гражданам стратегию развития города: никто из горожан не имеет ни малейшего представления о том, куда мы движемся, и чем, в конце концов, станем – крупным промышленным или образовательным центром, «подмосковной свалкой» и т.д. Соответственно, жители не могут поддержать какое-либо направление, присоединиться, реализовать себя в нем. Мы двигаемся во все стороны сразу и, одновременно, – никуда. Вы, как глава города, считаете данную ситуацию нормальной?

– Нет. Но я бы хотел спросить вас, как человека, который размышляет над такими глобальными вопросами и что-то в этом понимает: как вы сами видите развитие города? Каким он будет через 50 лет?

– Если бы нам удалось уронить цены на землю и снизить тарифы на энергоносители, из Твери, благодаря месту расположения, мог бы получиться отличный сборочный и логистический центр. И только потом, уже «поднявшись», можно было бы думать о большем. Но ответ на вопрос о планах развития города я хотел бы услышать от вас…

– Я отвечу, просто мне интересно – это вопрос, который я всегда задаю тем, кто пытается участвовать в разработке Генерального плана развития Твери.

Дело в том, что Генплан должен основываться на стратегии развития, принятой городом. А у нас получается наоборот: мы показываем пустующие территории проектировщикам и спрашиваем, что там могло бы быть – завод, фабрика, гипермаркет, туристическая зона… Получается, что они принимают решение за нас. Тогда как должна существовать некая «генеральная ось»: если мы хотим развивать туризм, значит, нужно предусмотреть места для туристической инфраструктуры – отелей, закусочных, ресторанчиков и т.д., а если хотим быть промышленным центром, – под промплощадки.

– Но это же вы должны поставить задачу проектировщикам?

– Верно. Год назад мы попытались сделать это на площадке Тверской городской думы. Под эту идею даже был специально создан Комитет по экономической политике, и мы хотели собрать рабочую группу из числа депутатов. Но потом (по ряду технических и финансовых причин) пришлось перенести всё на площадку администрации города. Там эта идея благополучно умирает уже целый год.

– Но ведь скоро наступит осень – пора формирования бюджета. Как его можно расписать и принять, не имея ни малейшего представления о стратегии развития города?

– Мы принимаем такие бюджеты на протяжении последних тридцати лет, насколько мне известно.

Я расскажу, каким вижу город в будущем. Он мог бы стать крупным инновационным и образовательным центром. В Твери функционируют 20 вузов (4 крупных, остальные – филиалы) и 159 различных научных «контор» – НИИ, центров, лабораторий и т.д. Это огромный потенциал, и если мы не будем учитывать его в своей стратегии, на мой взгляд, город станет развиваться однобоко. Огромное количество образованных и мыслящих людей не должно существовать на этой территории стихийно. Будет лучше, если они соединятся с промышленным кластером (здесь потенциал у нас, согласитесь, тоже неплохой). Всё вместе могло бы создать отличный бренд городу и дать возможность людям найти себе применение в Твери. Ведь не секрет, что мы расположены между двумя мегаполисами, которые оттягивают у нас лучшие силы. Из года в год мы теряем наш «золотой фонд», которому попросту больше негде себя приложить. Но если мы создадим площадки, на которых горожане смогут реализовывать свои идеи, Тверь получит шанс завоевать новый статус.

Что касается логистики, здесь я с вами полностью согласен: эта роль предопределена нам историей и географией, вопрос лишь в том, как извлечь свою пользу.

Огромные транснациональные транспортные «коридоры», о которых так много сейчас говорят в Европе, неизбежно пройдут через 1/6 часть суши под названием Россия. Один из них затронет Москву и Санкт-Петербург, и нам никуда от этого не деться – через Тверь пройдут две автомобильные и две железные дороги (две обычные и две скоростные). Поэтому логистика здесь точно будет востребована. Но, конечно, не в том виде, как нам представлялось в советские времена – бесконечные серые складские помещения и т.п. В свое время для меня стало большим открытием, что наш побратим, маленький и уютный Оснабрюк, – один из крупнейших логистических центров Европы. От обработки грузов город получает больше доходов, чем от промышленного производства – почти ничего не делая, просто грамотно пользуясь своим географическим положением. При этом там нет даже аэропорта!

Я сторонник этой стратегии на протяжении многих лет – с тех пор, как судьба привела меня в таможенную систему, где я воочию наблюдал эти потоки. Превращение Твери в логистический центр – лишь вопрос времени. Рано или поздно будут построены скоростные магистрали, дойдут руки до модернизации мигаловского аэродрома (думаю, нам удастся договориться с Минобороны, чтобы там был организован гражданский сектор), у нас есть речной порт и вокзал. Этот процесс уже стартовал: сейчас мы ведем переговоры – хотим завести сюда одну крупную европейскую логистическую компанию, есть обоюдная заинтересованность и предварительные договоренности.

Таким образом, я бы выделил три составляющие, на которые нам следует опираться – научный потенциал, развитая промплощадка и логистика. Что станет основополагающим, пусть просчитывают специалисты и определяет время. Но прописывать стратегию развития (и, как следствие, Генплан) нужно начинать сейчас.

У города неплохие стартовые позиции, главное – не растерять то, что имеем. В то же время у нас до сих пор есть предприятия, которые работают на станках 40-х годов прошлого века, по ряду причин, главная из которых – менталитет. Они заняли свои маленькие ниши и не видят смысла перевооружаться – готовы бить кувалдой до тех пор, пока не отвалится ручка, ничуть не смущаясь, что вокруг давно работают роботы… Эту ситуацию необходимо переломить в самое ближайшее время.

– У вас, как у главы города, есть свое видение его развития. Недавно мы узнали об англичанине Ричарде Тибботе, у которого тоже имеются идеи на этот счет. Еще есть Марат Гельман со своей концепцией «Издательского рая» и администрация области с «Программой «2020». У меня создается ощущение, что авторы этих программ имеют смутное представление о существовании друг друга. К тому же нет независимой экспертной оценки каждого из этих направлений. Может, нам стоит один раз потратить деньги, чтобы определиться с выбором пути?

– Ошибка заключается в том, что мы приглашаем людей (при всём моем уважении к Тибботу и Гельману), которые являются узкими специалистами в какой-то одной области, со своими стереотипами. Если, допустим, Гельман считает, что Тверь должна быть городом искусства, ничего другого разглядеть он уже не способен. А если Тиббот знает, как создать туристический центр, он будет «впихивать» Тверь в эту модель. Надо звать тех, кто на основании существующих данных и объективных оценок выстроит индивидуальную модель развития именно под нас! Как в спорте: тренер талантливого спортсмена-бегуна знает, что на дистанции в 3000 метров он может стать чемпионом Европы или мира, а на отрезок в 5000 метров выпускать его нельзя – ничего не выйдет, потенциал не тот.

– Тогда должно быть принято волевое решение, без которого вся эта история может тянуться и год, и два, и десятилетия – все говорят, и ничего не происходит.

– Я не хочу вдаваться в критику, но с приходом нынешней команды администрации города (которая, я думаю, на сегодня не удовлетворяет не только меня, но и всех жителей города поголовно) мы вообще не движемся в развитии городского хозяйства.

Приведу простой пример. За 2010 год количество автомашин на улицах Твери выросло на 18%. А мы не делаем ничего, чтобы хоть как-то повлиять на эту ситуацию, не говоря уже о том, чтобы принимать превентивные меры. Мы говорим, что, удерживая нынешний объем финансирования, приведем дороги в порядок за 10 лет, но ведем ремонты стихийно и некачественно. В этом году залатали девять магистральных дорог, из них только две влияют на распределение транспортных потоков, хоть как-то разгружают проблемные участки, а остальные никакого отношения к этому не имеют!

– Но ведь есть конкретные люди, принимающие решение – какие дороги ремонтировать, а какие нет?

– Администрация. Дело в том, что многие функции и полномочия в городе разграничены так, что целый ряд решений принимается без участия представительного органа власти.

– Существующее сегодня «двоевластие» – это благо или зло для жителей города?

– Это не «двоевластие», а «система». Она не очень мобильна с точки зрения оперативности решения проблем. А для других процессов – политических, социальных, с точки зрения борьбы с коррупцией – более приемлема, чем единоначалие на муниципальном уровне.

– Когда слова «головотяпство» и «безответственность» становятся синонимами слова «власть», а из-за неубранного снега человек не может выехать на машине из своего двора, ему совершенно наплевать на все эти ваши политические и социальные процессы.

– Не совсем так. Допустим, мы выбираем себе градоначальника сроком на пять лет. Если по каким-то причинам произошла ошибка, нам придется терпеть его всё это время. А при существующей системе (несмотря на то что вопросы решаются не всегда мобильно) мы можем избавиться от нерадивого сити-менеджера в любой момент – при наличии политической воли. Никакая политическая сила не будет терпеть такое положение долго: время от времени ей нужно выходить к избирателям и отчитываться о проделанной работе. Никто не хочет идти на выборы с нулевым результатом! Следовательно, неэффективного градоначальника уберут. Это нормальная система.

Городская дума – генератор идей, она должна заниматься выработкой политических решений. А составлять планы, продвигать их и претворять в жизнь – дело городской администрации. Если два эти органа власти представляют собой симбиоз, всё получается так, как надо. У нас – пока не выходит: мы принимаем решение, а оно не выполняется. Значит, нужно менять команду исполнителей. Стуча кулаком по столу, можно заставить их убирать снег или класть дороги, но интеллект от этого не появится – нужно менять человека и его команду.

– В городе грядут перемены?

– Если так будет продолжаться, они неизбежны.

– Каждый год в городе ведется плановый ремонт дорог. И мы наблюдаем следующую картину: одни и те же улицы, в одних и тех же местах латаются одними и теми же подрядчиками, иногда меняющими вывески своих «контор». Как эти работы принимаются, кто подписывает акты? Может, пора уже показательно кого-то отдать под суд?

– Думаю, пора. Но вы не заметили разве, что «качество работ» и «контроль за качеством работ» – это одно и то же? Кстати, в той же Германии не так много контролеров, там у людей другой менталитет. Если все мы не поменяем отношение к своей работе, к профессии, страна так и останется на задворках цивилизации. Ведь к каждому работающему не приставишь надсмотрщика!

– Но вы же понимаете, как строил Петербург Петр Первый?

– Да, рубил головы. Согласен, чиновник должен понимать, что, если он не выполнил или не проконтролировал качество работ, он понесет за это ответственность. И «показательные порки» нужно делать обязательно! Но это – задача правоохранительных органов, и у нас были случаи, когда мы передавали им такие материалы. Но Тверь, к сожалению, не является счастливым исключением из ситуации, сложившейся в стране: болезни, которые присущи всему российскому обществу, не обошли стороной и нас.

– Здание Городской думы находится на Советской улице – трудно предположить, что депутаты не заметили, что на проезжей части лежат рельсы, по которым много лет не ездят трамваи. Почему их не убирают?

– Я понимаю водителей, которые костерят власть изо дня в день, наблюдая эту ситуацию. С обывательской точки зрения, снять старые рельсы – решение, лежащее на поверхности, и если оно долгое время не принимается, значит, никто просто не хочет этим заниматься. На самом деле вопрос в другом. Закатать рельсы в асфальт нельзя, просто неграмотно. А при демонтаже, по закону, мы обязаны организовать в этом месте археологические раскопки – дать возможность ученым исследовать культурный слой. Это удовольствие обойдется казне в несколько сотен миллионов рублей. Таким образом, мы оказываемся перед дилеммой: закопать миллионы в Советскую или потратить их на муниципальное образование, здравоохранение, сферу ЖКХ, где стоят ребром острейшие проблемы. Ответ очевиден.

– Вы заняли определенное положение – не просто кабинет градоначальника, а место в истории Твери. Как бы ни сложилось, в любой ситуации, вы – исторический персонаж. Вашего предшественника, Олега Лебедева, горожане помнят как «устроителя фонтанов» и того, кто привел в приличный вид Трехсвятскую улицу. В чем выразится ваше историческое наследие?

– Сейчас, когда Россия находится на изломе, на переходном рубеже, решается: будем ли мы вновь великой державой или останемся на уровне развития африканских государств – исход зависит не только от воли властей, но и от желания общества приложить усилия к тому, чтобы войти в число передовых стран. Это понимание есть и у власти, и у подавляющего большинства жителей страны, и, конечно, у тверитян. Но одного этого мало, нужно еще что-то делать. Власть – пытается, очередь за гражданами.

И я вижу свою задачу в том, чтобы как-то ускорить этот процесс – создания так называемого «гражданского общества».

Две недели назад я был в Великом Новгороде. Казалось бы, соседи, всего 300 км от нас, а какая культура поведения! В День города на улицах нет пьяных, на тротуарах, газонах и проезжей части не найдешь ни окурка, ни брошенной упаковки. Всё чистенько, все трезвые. Как проходят праздники у нас, известно: центр завален банками, бутылками и мусором, это – норма, мы гуляем! Новгородцы почему-то иначе относятся к тому месту, в котором живут, – уважают свою историю, берегут город и пытаются сделать его лучше. Вероятно, дело в том, что у них более зрелое общество. Мне очень хотелось бы, чтобы такое отношение выработалось и у нас. Эти вещи закладываются в детстве. Когда никто не сидит с банкой пива на спинке лавочки, тебе тоже не придет в голову так делать.

– Школы и детские сады – учреждения муниципальные.

- Думаю, что город может позволить потратить часть бюджета на просвещение и воспитание подрастающего поколения.

– В последние годы эта сфера получает самый большой кусок бюджетного пирога, мы тратим на образование от 34% до 37%. Для сравнения: муниципальному здравоохранению и коммунальному хозяйству достается по 17?%. Но для того чтобы появились ощутимые результаты, требуется время.

- Наше общество, одну за другой, проходит положенные стадии, движение можно искусственно ускорять, но делать большие скачки – опасно. Яркий пример тому – Монголия: с нашей помощью их феодальное общество «перепрыгнуло» в социализм. Что произошло, когда он рухнул? Откатились обратно.

И еще: мы должны научиться ставить цели и добиваться их. Как китайцы. Если кто-то в юности решил, что будет министром, он всю жизнь будет стремиться именно к этому: станет учиться, совершенствоваться и делать карьеру. А если человек хотел стать директором завода, он занял эту должность, и ему больше некуда расти. Он мог бы достичь большего, но изначально поставил себе низкую планку. Задачи обязательно должны быть амбициозными.

– У нас появился новый губернатор, происходит смена власти. А Тверь – столица региона. При губернаторе Зеленине появилась программа придания Твери столичного статуса региона, и в этом году за счет областного бюджета должны отремонтировать Набережную Степана Разина и часть Городского сада. На ваш взгляд, какая поддержка нужна городу от областной администрации?

– Если говорить откровенно, то вообще-то Тверь – вполне самодостаточное муниципальное образование, город-донор. Просто нужно грамотно тратить заработанные деньги на то, что по закону является нашими полномочиями. А если говорить о вещах стратегических, не помешала бы помощь в строительстве новых мостов и получении дополнительных мощностей по электро- и газоснабжению. Для развития города это необходимо как воздух, а со всем остальным мы рано или поздно справимся сами.

Ремонт набережной – дело, конечно, хорошее. Только если задумано не для публичности, а для комфорта горожан. К нам сейчас приходят жители и рассказывают, что целыми днями на объекте не видно рабочих. Жалуются, что набережная хоть и была запущенная, но по ней все-таки можно было гулять, а теперь она закрыта забором. Взялись делать – так делайте, быстро и качественно, чтобы горожане видели, что вы стараетесь для них! Людям нужны не пустые обещания, а конкретные результаты работы власти. Тогда и отношение будет другим.

Нельзя кататься в «Формуле-1» на ржавых «жигулях». Если Тверская область хочет участвовать в общей гонке, ей придется построить, как минимум, «мерседес» и посадить в него талантливого пилота. Допустим, в лице нового губернатора он у нас есть. Осталось сделать хорошую машину. Вот и вся ситуация, другой не дано, нужно, чтобы эти вещи просто совпали.

– Вопрос, который меня просили задать вам многие читатели журнала. Может ли быть возвращено горожанам право прямым голосованием избирать главу города?

– Теоретически такая ситуация, наверное, возможна.

– А вы лично – сторонник или противник прямых выборов?

– На нынешнем этапе развития общества (с учетом коррупции и всего остального) я бы от прямых выборов мэров городов воздержался. Я уже объяснял, почему: выбрали неудачно – будем долго мучиться. Все же прекрасно понимают, что на прямых выборах часто побеждают кандидаты, у которых больше денег и возможностей, и не всегда выигрывает самый умелый хозяйственник и управленец. Хотя и при нынешней системе конкурсного отбора ошибки не исключены, такова жизнь. Нельзя забывать и о том, что у действующего мэра всегда больше шансов остаться на второй срок, при помощи административного ресурса. При нынешней системе такой опасности нет.

Принцип формирования Городской думы я, может быть, и поменял – в пользу одномандатников. Не знаю, как в целом по стране, а для Твери смешанная система предпочтительнее: в Думу пришло бы больше независимых, ярких и компетентных людей.

– Проблема бездомных собак. Сегодня моего товарища на улице 15 лет Октября покусала собака. В прошлом году 30 человек умерли от укусов собак – данное безобразие долго будет продолжаться?

– Это снова к разговору о работе администрации. Политическое решение Дума приняла еще два года назад: питомнику для бездомных собак с пунктом стерилизации – быть. Мы даже выделили деньги на проектно-сметную документацию и определили земельный участок для строительства. Но за два года вопрос так и не сдвинулся с мертвой точки. Нам говорят, что питомник обойдется городу в 90 миллионов рублей. Ну как можно с этим согласиться? По полмиллиона на собаку! Кулаком стучать, по голове?

Мы могли бы полностью решить проблему в течение пяти лет (если заодно перестали бы выбрасывать четвероногих друзей на улицы). Неделю назад ко мне приходили представители общества защиты животных: мы обещали им начать строительство питомника уже в этом году. Но выделять под проект такие деньги лично у меня просто не поднимается рука. Это абсурд!

– Что нового и реально ощутимого для людей появится в городском пространстве в ближайшее время?

– Разработана проектно-сметная документация по реконструкции бульвара Радищева, согласно которой улица Трехсвятская и бульвар станут единой пешеходной зоной, и таким образом будет расширено популярное и доступное пространство, в пределах которого люди могут отдохнуть и погулять. Выделены деньги на реконструкцию Парка Победы. Тверской госуниверситет строит бассейн. Очень хочется «реанимировать» частный проект по созданию большого аквапарка в пойме Тьмаки. Что касается расширения жизненного пространства в узком смысле, планируется строительство жилого комплекса на площади Капошвара. Всё – в ближайших планах, некоторые проекты начнут осуществляться уже в этом году.

Беседовал Константин Саломатин
 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий

 
ЛУЧШИЕ СТАТЬИ РУБРИК