Малый бизнес

 
Городской сувенир автор: Алексей Жоголев
Никогда вы не найдете в наших северных лесах длиннохвостых попугаев, броненосных черепах» (Р. Киплинг). Так же в нашей болотистой губернии не найти и прочих местных сувениров, коими богаты города Европы и прочих континентов.

Не то что бы делать не умеем, и не то что бы поводов нет. Просто умом не доросли до понимания высокого назначения сувенира как носителя аутентичности того места, из которого его привезли, где его произвели.

С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре – совершенно верно, а если менее глобально – с хороших и верных товарищей. Это уже рядом. А еще? А еще с той песни, что пела нам мать – совсем близко к пониманию аутентичности. Ну, а в самом сокровенном плане, с чего? С того, что в любых испытаниях у нас никому не отнять. Вот! Но аналогичны слова в песнях любого народа, населяющего Землю. В песенке не говорится конкретно о вере, убеждениях – их действительно трудно отнять. О какой вере идет речь в ней, мы догадываемся по времени ее написания. Но вот изменилась диспозиция, нет испытаний, от которых не до сувениров. Стали люди задумываться о бизнесе. Туризм в Европе – больше, чем туризм, это бизнес, предлагающий аутентичность, эксклюзивность. А в России туризм что предлагает – китайский ширпотреб.

Так повелось, что в России теория дизайна есть, а дизайна нет, туризм вроде бы есть, а эксклюзив – из Китая. Возвращаясь к песенке – совсем непросто отнять у нас то, чего нет. Ментальность вроде бы есть, харизма – есть, а сувениры делать не умеем. Трудное детство виновато – недоедали, перепивали, Слову Божиему не обучены, культура похрамывает. Кроме матрешек, самоваров, гармошки и водки, ничего о своей предметной истории не знаем – маловато как-то для 1/6 части суши.

Изучим тему. Сувенир – это предмет культурного обмена символа места на деньги. Производится сувенир по различным поводам: национальная гордость, историческое событие, знаменитая персона, место или сооружение с явно выраженными признаками легенды, да мало ли еще поводов. Как говорится, было бы желание, а повод найдется. Значит, желания нет. Программы развития туризма в регионе есть, а желания напрячься и что-то произвести – нет. Несколько лет назад в областной администрации задались целью обновить бренд региона, и тогда гора родила бобра. Не шучу, несколько команд столичных маркетологов изучали регион, надували щеки и в результате надули всех нас, представив плод стараний в виде бобра.

На суд общественности выносить не стали – кто она такая, чтобы судить, эта общественность – а повезли в Канны, показывать понимающей Европе. Да там за бобра нашим стало так стыдно, что еще до начала выставки его трафаретное изображение на пластике задвинули в кулуары, чтоб не опозориться. То был заказ, но ждать креативных предложений от наших коммерсантов, которые умеют только торговать, но не производить, – не дождешься, да и производство в нашей стране менее рентабельно, чем торговля китайскими шмотками.

В Европе вокруг каждого мало-мальски заметного музея, вокруг каждой исторической персоны создается целый комбинат по производству сувенирной продукции. В Твери же на запрос в поисковике Интернета о бренде города выскакивает только тверской козел с музеем где-то в Литвинках. Видно, кроме козлов, не знаем других своих героев – ни писателей, ни художников, ни ученых, ни других выдающихся личностей.

В отличие от производства, торговать мы все-таки научились, и это тоже трудно будет теперь у нас отнять. Европа, в отличие от нас, торговлю уважает меньше. Представим, например, ситуацию: вечер, неизвестный город, посреди площади – огромный гипермаркет с до боли знакомым названием. Как определить – где происходит сцена – в России или в каком-нибудь европейском городе? Это к вопросу о том, что сетевые гипермаркеты похожи как близнецы-братья. Братья – да не близнецы, это только кажется. Даже если и там и там помидоры неспелые, пиво Хайнекен и кофе Нестле – отличия находятся мгновенно. Открыт всю ночь – значит, в России, закрыт в половине девятого вечера – в Европе. У нас даже водку дольше продают, в условиях борьбы с алкоголизмом, бездорожьем и разгильдяйством. И еще отличие – витрины разные. Но это уже ко всей торговой системе можно отнести.

Наш коммерсант витрин боится, тщательно их замуровывает, будто из-за этих проклятых витрин у него бизнес буксует. Совсем другое дело в Европах: есть витрина – есть бизнес, есть лицо, стиль, марка. У нас можно товар на вес продавать и не тужить, отдыхать там, где громкое слово «бренд» килограммами и метрами не измеряется. Видно, глобализация коммерции сильнее всего разыгралась на просторах нашей Родины, и не оставила она места ни для имен – скромных, но с достоинством, отвечающих за качество своего продукта, ни для сувениров, соответствующих уровню национальной самоидентификации.

Признаться, и дизайн у нас какой-то загадочный. Как приемник ГЛОНАСС, так самый большой в мире, как часы, так самые быстрые, как автомобили, так… разве что Ё-моёбиль и памятник исчезающей букве Ё, что в городе Ульяновске, остаются исчезающими надеждами. С таким дизайном буква никогда не исчезнет, будьте спокойны. Но забрезжила в нашем регионе надежда – поднять уровень дизайна до европейского. Правда, пока полиграфический. Создается Центр развития дизайна в нашем городе, где, как выяснилось, сосредоточены 40 процентов мощностей всей печатной индустрии страны. И заметил это приехавший в Тверь Марат Гельман, ему же принадлежит и идея открытия Центра. А мы как-то не заметили этой статистики. Может, мало книжек читать стали в последнее время – не видим результатов своих производителей.

Но вернемся к сувенирам. Главное в этом продукте – идея, а идею генерирует художник, или дизайнер. Потом дело за производителем, затем идут маркетологи и в последнюю очередь – торговля. Чтобы связка заработала, нужен целевой режим благоприятствования для подъема общего культурного уровня и потребителя, и производителя. Программы и финансирование бюджетного характера будут либо однобоки, либо коррупционны. Посмотрим, что скажет Центр развития дизайна и Региональный центр современного искусства. Ваше слово, товарищ маузер!

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий