Образование

 
Шесть заблуждений родителей автор: Андрей Белоцерковский
Чем менее конкретно название учебного курса, тем меньше ты на этом курсе узнаешь. Чем конкретнее название учебного курса, тем меньше он тебе пригодится позднее.
«Указание Ромингера»

Каждый родитель искренне желает своему ребенку добра. Многие согласятся с тем, что самое лучшее, что можно дать своему ребенку, – это хорошее образование. Действительно, образование является одним из важнейших капиталовложений, в значительной степени определяющим способность человека к самореализации, его конкурентоспособность в быстро меняющемся мире. Судьба человека – это цепочка принятых решений на разного рода жизненных развилках. Качество этих решений, а следовательно, и точка, в которой мы находимся в жизненном пространстве в каждый момент времени, во многом зависит от образования.

С этим, мне кажется, согласны многие. Вот только как это лучше сделать, каждый родитель считает по-своему. Скоро начинается приемная кампания в вузах страны, и многим предстоит сделать важное решение о выборе образовательного профиля (специальности) и вуза, в котором такое образование можно получить. Решение действительно важное, и его последствия многое определяет в жизни человека. Качество принятого решения зависит от степени информированности человека, такое решение принимающего. Я позволю себе высказать несколько соображений, которые могут повысить эту степень. Остановлюсь на нескольких распространенных заблуждениях при выборе образовательной траектории.

Заблуждение №1.
Важен диплом, а не вуз

Поскольку все аккредитованные высшие учебные заведения выдают диплом одного и того же государственного образца, то, казалось бы, какая разница, в каком вузе такой диплом получать? Диплом свидетельствует о том, что образовательная программа соответствует одному и тому же государственному образовательному стандарту. Бытует мнение, что сегодня на рынке труда сам факт наличия диплома о высшем образовании важнее, чем уровень подготовки. Во всё большей степени это становится не так.

У работодателя всегда есть выбор, а у хорошего работодателя этот выбор весьма широк. Поэтому он всё чаще предпочитает выпускника хорошего вуза при прочих равных условиях. Хороший вуз – это свидетельство предварительного отбора и способности выпускника выдержать нелегкие испытания по пути к диплому. Кроме того, сложность образования (характерная для хорошего вуза) развивает у человека способность к самообучению. Понятие «хороший вуз» включает и репутацию, и высокие места в различных рейтингах, и многое другое, что вынуждает работодателя писать на объявлениях о приеме на работу «только выпускников такого-то вуза».

Важно также, что образование, полученное сейчас, будет считаться базовым всегда – и через 10, и через 20, и через 30 лет после выпуска. В этом смысле нужно быть уверенным в хороших перспективах учебного заведения в будущем. Чем выше будет его рейтинг, тем лучше будут чувствовать себя его выпускники любого возраста, которые всегда смогут сказать с гордостью: «Я закончил такой-то вуз».

Что же является критериями жизнеспособности вуза? Я назову два из них: длительная история и широкий спектр образовательных программ. С историей понятно – то, что выдержало смены эпох, общественных формаций и сохраняет свою значимость, безусловно, жизнеспособно. А вот по поводу спектра программ… Особенность нынешнего темпа развития технологий состоит в том, что поступающие сегодня в вуз абитуриенты через 5–10 лет будут заниматься профессиями, которые сегодня еще просто не придуманы.

С этой точки зрения узкоспециализированные, профильные вузы имеют меньшую ожидаемую продолжительность жизни. Они ведь и специализированы, и профилированы на дне сегодняшнем (если не вчерашнем) и имеют более узкую базу для маневра по сравнению с теми учебными заведениями, в которых имеется более широкий спектр специалистов и специальностей. Итак, важен вуз, а не диплом! Динамично развивающийся, с хорошей историей и широким спект-ром образовательных программ.

Заблуждение №2.
Важна специальность, а не вуз

Сегодня, когда абитуриент может подавать документы сразу в несколько вузов сразу по нескольким специальностям в пределах возможностей, предоставляемых комбинацией ЕГЭ, часто решение принимается в пользу специальности. Выше я уже подчеркнул, что одна и та же специальность в разных вузах может преподаваться на совершенно разном уровне и с разным содержанием. А государственные стандарты, скажете вы? Федеральные государственные стандарты 3-го поколения, на обучение в соответствии с которыми переходят все вузы России с 1 сентября 2011 г., содержат 50?% свободы. Иначе говоря, общая часть одноименных программ совпадает лишь наполовину, остальное вуз добавляет сам. Именно поэтому, если абитуриент проходит по желаемой специальности в более слабый вуз, а в более сильный проходит по другой, менее желанной, я рекомендую выбор делать в пользу сильного вуза.

Во-первых, при успешном обучении затем можно и перевестись на желанную специальность, а во-вторых, совершенно спокойно после получения бакалаврского диплома через четыре года можно продолжить обучение в магистратуре в том же вузе, но совсем по другой специальности. Через четыре года понимание того, что нужно на рынке труда и чем нравится заниматься, будет куда более обоснованным. Кстати, очень важно интересоваться наличием широкого спектра магистерских программ при выборе вуза. Итак, хороший вуз важнее, чем хорошая специальность.

Заблуждение №3.
Лучшие вузы находятся в столицах

Давний стереотип подсказывает, что всё лучшее находится в столицах. Не стану оспаривать другие области, но с образованием всё давно уже не так. Точнее, во всё большей степени становится наоборот. Сегодня региональные вузы теснят столичные по многим параметрам. Это легко заметить по многочисленным рейтингам.

Одним из важнейших показателей уровня вуза является научная квалификация работающих в нем профессорско-преподавательских кадров. В настоящем университете образование и наука неотделимы друг от друга. Уровень университетского образования напрямую зависит от научной активности основного его звена, профессорско-преподавательских кадров, а научный потенциал кадров сильно зависит от уровня образования.

Посмотрим, например, уважаемый многими рейтинг научной и публикационной активности 474 вузов РФ, составленный ВШЭ в конце 2010 г. по объективно измеряемым параметрам (индексы цитирования, индекс Хирша, импакт-факторы). В первой тридцатке очень мало московских вузов, всего лишь один питерский вуз, в основном преобладают динамично развивающиеся крупные региональные университеты. Кстати, ТвГУ занимает там очень почетное 28-е место, опережая все питерские и абсолютное большинство московских вузов.

Причин тому несколько. Назову лишь некоторые. В 90-е годы столичные вузы понесли наибольшие кадровые потери, когда наиболее активные и молодые ушли в другие сферы деятельности. В регионах таких возможностей было меньше, да и престиж работы в университете оставался высоким. В результате кадровый состав в регионах сохранился в большей степени, средний возраст профессорско-преподавательского состава в регионах в среднем на десять лет ниже, чем в столицах. Это и проявляется большей активностью и динамичностью. Итак, необходимо заглядывать в рейтинги. Весьма высока вероятность того, что домашний вуз дает куда более качественное образование, чем столичный.

Заблуждение №4.
Лучше специалист, чем бакалавр

В этом году все вузы России переходят на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения, и прием будет осуществляться главным образом по программам бакалавриата. По нескольким специальностям, входящим в особый перечень, сохранится 5-летнее обучение. В силу новизны для большинства родителей (да и работодателей) понятие «бакалавр» остается не очень понятным, кто-то, в силу незнания ситуации, называет бакалавра недоученным специалистом. Спешу развеять сомнения.

Бакалавр является полноценной квалификацией высшего профессионального образования по профилю (профиль – аналог специальности) и дает вполне трудоустраевомого специалиста. Достоинство системы бакалавр-магистр состоит в том, что при желании можно учиться шесть лет, значительно углубляясь в выбранном направлении. Шесть лет ведь лучше, чем пять, не правда ли?

Кроме того, через четыре года, с окончанием бакалаврской программы, возникает точка ветвления, когда можно осмотреться и продолжить обучение в магистратуре как по тому же, так и по другому профилю. Таким образом, бакалавриат лучше, чем специалитет, как с точки зрения гибкости образовательной траектории, так и с точки зрения продолжительности, а следовательно, уровня обучения.

Заблуждение №5.
В хорошем вузе трудно попасть на бюджетное место

Надеюсь, мне удалось убедить читателя, что поступать нужно в хороший вуз. Но в хорошие вузы обычно более высокий конкурс, а следовательно, ниже шансы попасть на бюджетное место. В целом это правда. Однако даже в самом хорошем вузе есть специальности, на которых бюджетных мест относительно много. Политика государства в предоставлении большего количества бюджетных мест по направлениям, имеющим важное значение для инновационного развития страны, приводит к тому, что на физико-математические и естественнонаучные специальности количество бюджетных мест велико, а конкурс относительно низкий. Следовательно, велики и шансы поступления на них.

Помните – вуз важнее, чем специальность. Особенно с учетом возможности ее поменять после окончания бакалавриата.

Заблуждение №6.
Можно получить специальность на всю жизнь

Сегодня, в мире быстро меняющихся технологий, методов управления и организационных структур, никакого образования не может хватить на всю жизнь. Именно поэтому актуальным стал девиз «Вместо образования на всю жизнь – образование в течение всей жизни». Это включает в себя как самообразование, так и постоянное повышение квалификации, переподготовку и т.д.

Наша страна в области непрерывного образования серьезно отстает от развитых стран. В наиболее передовых инновационных экономиках Кореи, Финляндии, Ирландии, Японии процент взрослого населения, проходящего различного рода переподготовку или переквалификацию, достигает 70 процентов. У нас эта цифра не превышает 20 процентов. Очевидно, что в этой области необходим прорыв, и он постепенно назревает.

Важно ориентировать своих детей на то, что какой бы вуз или специальность они сегодня ни выбрали, главное – это научиться учиться дальше в течение всей жизни. Только так могут создаваться элементы инновационного развития в стране. А элементы известны: образование – наука – инновации – наукоемкий реальный сектор. В этой цепочке важен каждый элемент. И каждый из них создается в первую очередь образованием. Именно поэтому выбор наилучшей образовательной траектории ребенка важен не только для его родителей или для него самого. Он в равной степени важен для всех нас. 

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий

 
ЛУЧШИЕ СТАТЬИ РУБРИК