Идеологический аудит

 
Борьба имиджей —
кто кого?
автор: Ирина Алешина
Современные условия требуют не просто адекватного ответа (имиджа) на запрос целевой аудитории, а и устранения противника. Естественно, не физически (хотя и такое встречается), а информационно. Под прицел попадает «всего лишь» имидж и тесно связанная с ним
 
Политик, шоумэн, медийное лицо успешны настолько, насколько точно они сумели вычислить запросы тех, для кого они создают образ, и только в том случае, если их имидж индивидуален.
 

С тех самых пор, как появилась возможность выбирать (или почти выбирать) тех, кто будет руководить жизнью государства, на голову несчастного избирателя обрушиваются массы информационного мусора, призванного сделать так, чтобы галочка была поставлена в нужной графе.

Главное внимание уделяется формированию – с большим или меньшим успехом – имиджа нужного человека, который вызовет (по крайней мере, должен) положительные эмоции у населения. Данная практика за 20 лет своего существования научила наших «мастеров образа», или, по-простому, «мордоделов», различным приемам втюхивания кандидатов населению.

Надо понять совершенно очевидные вещи: мы живем во время, в котором лозунг «казаться, а не быть» становится образом жизни и мышления. Личность человека перестает быть интересной – внимание привлекает способ правильно преподнести себя. Это не хорошо и не плохо – это факт. У кого-то это получается, а кто-то не понимает сути новых изменений и считает себя достаточно умным для того, чтобы обманывать всех. Но сложность в том, что примеривать на себя другой образ – глупо и непрактично – всё равно убедительно не получится. Это как «любое сравнение хромает». Политик, шоумэн, медийное лицо успешны настолько, насколько точно они сумели вычислить запросы тех, для кого они создают образ, и только в том случае, если их имидж индивидуален. Ведь имидж, как отпечатки пальцев, уникален. Попытаться воспользоваться чужим нельзя – бессмысленно. Однако осознание этого приходит только со временем, с опытом и интуицией или не приходит никогда!

Умение и опыт регулярно проверяется на практике – выборы, рейтинги, статистика и т.д. Но дело этим не ограничивается. Современные условия требуют не просто адекватного ответа (имиджа) на запрос целевой аудитории, а и устранения противника. Естественно, не физически (хотя и такое встречается), а информационно. Под прицел попадает «всего лишь» имидж и тесно связанная с ним репутация.

Я, наверное, многих удивлю тем, что попытаюсь проанализировать войну между имиджами президента и премьера. Казалось бы, никакой войны нет и в помине – тем не менее она присутствует, и весьма ощутимо.

Критерии, по которым можно провести анализ: образ, каналы, медийное присутствие, тон комментариев, уровень критиков, целевая аудитория.

Начнем по статусу – с имиджа президента. О существовании господина Медведева как политической (именно так) фигуры народ узнал только в 2007 году. Не раньше. Имидж ему начали формировать только с 2008 года. Сознательно или нет – но он изначально был неудачным для Медведева. Во-первых, его навязчиво сравнивали с Путиным – как в действиях, так и по форме. Но, как уже было сказано, чужой имидж, так же как и пиджак с чужого плеча, – моментально угадывается. Имидж – это не «прет-а-порте», а «прикид от кутюр». Поэтому то, что органично для одного, дико смотрится на другом. Имидж – это не только внешность (здесь у Медведева всё в порядке), но и манера говорить, вести себя, жесты, мимика, фейсбилдинг, взгляд, способ преподнесения, предпочтения… Да мало ли что! Согласитесь, что одинаковых людей нет, тем более людей публичных.

Медведев изначально программировался как слабая копия Путина и таковым должен был оставаться. Путинские выражения, его же риторика, манера ходить и одеваться – всё это было изначально чуждо президенту, потому что он ЧУЖОЙ этому имиджу. Вероятно, такими были условия соглашения. И неудивительно, что многие россияне сегодня путают статус президента и премьера.

Но, похоже, президент решил изменить ситуацию в свою сторону, или кто-то делает это за него, но довольно странным образом. Никто не пытается формировать новый имидж Медведева (хотя его искренние проявления своей натуры были заметны и ранее, но это не имидж!) – вместо этого идет работа по уничтожению имиджа премьера. Признаю сразу – не самая удачная комбинация, т.к. ведет не к позитиву, а к негативу – уничтожаем, ничего не формируя.

Заранее готова принести извинения противникам премьера – но имидж ВВП гениален. Он не только совпадает с приоритетными стереотипами и запросами целевой аудитории, но и просто органичен конкретно для этого человека. «Главное, чтобы костюмчик сидел». А он сидит, и сидит замечательно. При формировании имиджа нынешнего премьера привлекались даже не классические, а новаторские приемы, которые смогли сделать его не просто сиюминутно популярным, а популярным по определению, и способные адаптироваться к любым (мыслимым) изменениям.

При формировании имиджа Путина использовались несколько направлений, которые принципиально не работают у Медведева. Первое – это создание близости к народу – через соответствующую лексику (надо ли напоминать о знаменитом «мочить в сортире»?). Во-вторых, первоначальный имидж строился на оппонировании прежнему президенту – Ельцину. Т.е. новый президент 2000 г. подвижен, мобилен, молод, спортивен, человечен, образован, перспективен и т.д. И, главное, он защитник России – т.е. решает проблемы, которые не мог решить Ельцин (если помните, регулярное повторение Ельциным «Я – гарант (Конституции)» ничего, кроме смеха, не вызывало). Плюс при этом «неожиданное» оживление чеченских боевиков дало возможность ВВП проявить себя должным образом – как национального героя, призванного не просто защитить, а спасти российскую нацию! Стать человеком, рядом с которым и благодаря которому можно выжить.

К тому же у будущего президента появилась сильная поддержка – он не был задействован в политической борьбе 90-х и не был известен как политик. Личность не публичная. Но надо отдать должное ВВП: он сумел не просто отра-зить то, что было задумано теоретически. Нет! Он подошел к проблеме творчески и сумел не только сыграть роль, но и обучиться, модернизируя ее под себя.

Если первоначально, не будучи публичным политиком, Путин не умел владеть ни лицом, ни словом, – через полгода он с успехом устранил этот недостаток. И устранил великолепно. Страна просто влюбилась в этого невысокого и невзрачного человека, признав его своим лидером и вождем. (ДАМу (Д.А. Медведеву) до этого ой как далеко!)

Третьим критерием имиджа было противопоставление Ельцину. Ну, здесь всё было просто: молодой – старый, мобильный – работа с документами, спортивный и здоровый – немощный и больной, борец (самбист – между прочим, личностное единоборство) – теннисист (развлекалка). Такой имидж Медведеву было построить нельзя без уничижения имиджа ВВП – не тот формат и не те цели. Поэтому принципиально выбирали аналог, точно зная, что он никаким образом к имиджу Медведева не подходит.

Четвертым критерием стало образование политического «народного» движения «Единство». Мало того, что название было символично, так еще и неопределенность взглядов, структуры, программ делала свое дело. Чем меньше конкретики – тем меньше претензий. Как говорил ВВП? «Я придерживаюсь программы «Единства», а «Единство» отвечало: «Мы полностью поддерживаем ВВП». Отличная стратегия!

Имидж будущей партии формировался исходя из привычной россиянам символики: борец и законник (Гуров), спаситель (Шойгу), национальный герой хоть какой-то (Карелин). Вот это точно гениально!

И имидж Путина был создан – еще раз повторю – гениально! Но… Дальше проявляются политические интересы. ВВП не мог оставаться у власти – вечно ему был нужен «технический перерыв» и технический заместитель. Следовательно, имидж будущего технического президента не должен был перекрывать имидж премьера ВВП. Всё правильно. «Он обещал вернуться».

Понятно, что сознательно не то что не формируется имидж Медведева – он конкретно нивелируется под чужой, тем самым подчеркивая имидж Путина. В медийном пространстве присутствует Путин, и никто другой.

Вместе с тем, комментарии к имиджу ВВП в либеральных изданиях и блогах далеки от восторженных. Критика премьера нарочито агрессивна, и выбираются наиболее уязвимые и воспринимаемые электоратом черты, которые не просто несут негативную окраску, а служат поводом для конкретных обвинений, хотя они напрямую и не высказываются (строительство «дворца» в Сочи, связь с Кабаевой, рисовка для публики и т.д.).

Не вопрос – Путин не идеален. Куда там! Масса недостатков и недочетов! В самый раз в угоду вечно недовольной интеллигенции противопоставить ему Ходорковского, который и стал-то героем только на фоне ВВП. Но противопоставлять Путина Медведеву и затевать между ними информационную войну, право слово, смешно (чтобы не сказать – глупо).

Понятно, что те, кто это планировал, используют стереотипы, свойственные ментальности россиян, – обиженный, значит, хороший (естественно, таковым выступает президент, т.к. всем ясно, у кого реальная власть). Но в таком случае надо было формировать свой образ, а не пользоваться наработанным.

Единственное правильное действие медведевских имиджмейкеров – выбор каналов и целевой аудитории. Интернет освоен только незначительной, но наиболее продвинутой частью населения, особенно молодежью: Интернет – ставка на будущее. Но это не будущая победа. Это перспективное поражение! Кто читает оппозиционную прессу? Кто просматривает оппозиционные сайты? Кто сочувствует Ходорковскому? Все эти люди – не те, кто пойдет на выборы, и не они делают погоду в стране.

Если расклад таков и президент хочет остаться, начав борьбу со своим благодетелем, – Медведев уже проиграл, потому что предпринятые действия ошибочны – не тот случай. Никто не поверит, глядя на ВВП, что он сибарит или неженка, нуждающийся в комфорте и шикарных дворцах. Если же вопрос в том, что народ любит обиженных, то проигрывает ВВП, но проигрывает сам себе. У него нет конкурентов! Ну не Ходорковского же рассматривать, в самом деле! Нынешний президент премьеру не конкурент – россияне не любят слабаков и серостей, а его имидж – ничего не попишешь! – другого собой не представляет.

В любом случае имидж Медведева и выбранный канал (Интернет) неудачны. Пока что Путин лидирует, несмотря на массу недоработок. А Медведев – как его сравнили с ВВП американцы – может выполнять и выполняет только роль клоуна при отсутствии – пока! – медийного превосходства реального лидера. Полагаю, что у ДАМа никогда не хватит ни сил, ни связей, ни талантов, чтобы затмить ВВП, который – и это очевидно! – сам себя сделал.

За кого будет голосовать народ в 2012 году, в общем-то, ясно. Не думаю, что произойдут серьезные перемены. Полагаю, что из всего вышесказанного становится понятно, кто будет рулить страной в ближайшие годы…

А вот куда рулить, и кто будет оппозицией – это интересней…

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий

 
ЛУЧШИЕ СТАТЬИ РУБРИК