Промышленность

 
Прописные истины автор: Владимир Седов

Размышление при прочтении закона Тверской области об инвестициях.

 

Любая территория, которая отстает в создании созидательных условий для развития и реализации прикладных, наукоемких, конкурентоспособных технологических проектов, рискует не просто остаться на задворках цивилизации, а скатиться к истокам догматической эры. В лучшем случае – оставаясь сырьевым придатком, в худшем – помойкой развитых цивилизаций.

 

Руководство к действию

Очень модными в последние годы в нашей стране стали выражения: инновации, кластеры, креатив, особые экономические зоны. В транскрипции на русский язык это значит:

— создание новых технологий, продуктов, машин;

— объединения по задачам и интересам;

— свободное творчество;

— местности или образования с льготным налогообложением.

Любое интенсивное поступательное развитие происходит при генерировании и воплощении в жизнь новых идей, концепций, технологий.

В Российской Федерации долгие годы существовал серьезный разрыв между вложениями в фундаментальные науки и развитием прикладных технологий. Исключение составляет космос.

Этот разрыв на определенном этапе привел к отставанию и в том и в другом, так как без современных высокоорганизованных, наукоемких технологий, приборов, машин невозможны сколь-нибудь серьезное развитие фундаментальных наук и организация концептуальных исследований.

Ничто нельзя вырывать из контекста жизни. Всё в ней связано и органично. Сегодня государство делает очередную роковую ошибку, выделяя так называемые «национальные проекты». Они, конечно, не дадут сколько-нибудь заметных результатов, поскольку решения – не комплексные и лишь обостряют экономические и социальные перекосы и противоречия.

Развитие прикладных технологических процессов позволяет создавать новые автоматические машины, внедрять робототехнику, в рамках нанотехнологий осуществлять формирование новых комбинаций из атомов и молекул, создавая материалы с наперед заданными уникальными свойствами.

Уровень развития технологий определяет качественный уровень и, несомненно, образ жизни человека.

Любая территория, которая отстает в создании созидательных условий для развития и реализации прикладных, наукоемких, конкурентоспособных технологических проектов, рискует не просто остаться на задворках цивилизации, а скатиться к истокам догматической эры. В лучшем случае – оставаясь сырьевым придатком, в худшем – помойкой развитых цивилизаций.

Отдельные регионы в нашей стране, понимая всю опасность экономической пассивности, в рамках проводимой технической политики достигают неплохих результатов. Так, в Томской области до 40% ВВП производится за счет деятельности инновационных предприятий, организованных и получивших развитие в последние годы.

Для достижения аналогичных результатов, несомненно, было бы целесообразным произвести следующие действия:

– Выявить инновационные точки роста! Это не сложно!

В экономике есть понятие экономического бума – когда ВВП растет >15%.

Есть термин «предприятия-газели» – дающие стабильный рост объемов производства в стоимостном и натуральном выражении больше этой цифры длительное время.

Единственным условием достижения таких результатов является воплощение в жизнь современных прорывных технологий.

– Объявить налоговые каникулы для этих точек роста по муниципальным и региональным налогам на согласованный с областной администрацией срок, но не менее 3 лет.

Цели, задачи и экономические параметры реализации программы налогового мотора закрепить двухсторонними договорами.

Реализация горизонтальных связей между предприятиями и высшей школой должна подпадать под действия этих установок.

– В среднем каждый вложенный рубль высокотехнологичного предприятия создает от 2 до 8 (восьми) рублей дополнительной стоимости в течение трех лет и далее в геометрической прогрессии.

Таким образом, высвобожденные из-под налогообложения и проинвестированные в развитие средства позволят получить кумулятивный эффект и, соответственно, пропорционально поднять налогооблагаемую базу. Утверждение верно для интенсивного пути развития.

Вопрос за малым – за политической волей.

О паритете инвестиций
Для устойчивого развития любого территориального образования (муниципального, регионального) необходимы инвестиции. Чем выше уровень инвестиций, тем быстрее и качественнее развитие.
Это касается и бизнеса, и общества. У каждого при инвестициях есть свои интересы.

Для бизнеса это – увеличение коммерциализации, завоевание новых сегментов рынка, повышение устойчивости, диверсификация рисков.

Для социума – повышение заработной платы, улучшение условий труда, реинвестиция налогов в социальное развитие территорий, улучшение качества жизни.

Как получить максимальный результат?

Основным двигателем прогресса является свободная, равноправная конкуренция. То есть для максимально быстрого и качественного развития надо создать максимально открытые и равные условия для инвесторов.

Рассмотрим, каков сравнительный финансовый результат при равнозначных инвестициях для российского предприятия (резидента) и иностранного немецкого предприятия (нерезидента).

Допущения:

– полагаем, что инвестиции в обоих случаях происходят с привлечением кредитных ресурсов;

– закупается высококачественное западное оборудование;

– объем инвестиций равен X;

– срок окупаемости проекта составляет 5 лет, то есть рентабельность равна 0,2*X/год;

– расчет производится упрощенно, определяя лишь взаимозависимость и порядки величин.

 

 

Нерезидент

Резидент

Процентная ставка по кредиту (%)

В западном банке: Евролибор

+ 3%=1%+3%=4%

В Российском банке 16–24%, в среднем 20%

 

Налог на добавленную стоимость (НДС) составляет в Германии 16% и возмещается предприятию
при вывозе оборудования за границу.

 

Согласно закону Тверской области инвесторы при вложении сумм ? 150 млн. руб. в течение 3 лет освобождаются от налога на прибыль = 4% и налога на недвижимость = 2% на срок реализации проекта, но не более чем на 7 лет.

Таким образом, сумма льгот по налогу на прибыль и недвижимость составит:

0,2X*0,04*5+X*0,02*5=0,04X+0,1X=0,14X.

Проведем сравнительные расчеты:

X+0,04X-0,16X-0,14X=0,74X

  X+0,2X-0,14X=1,06X

1,06X/0,74X=1,43

Что мы видим?

Вложения фактически неравнозначные, нерезидент получает преимущество в 1,43 раза.

В то же время российские предприятия, за редким исключением, не обладают сколь-нибудь серьезным обеспечением по кредитам, вследствие политических и экономических процессов, продолжающихся в нашей стране последние 25 лет. То есть большинству из них суммы в 150 млн. «не по зубам», и они не могут претендовать на соответствующие льготы, равные 0,14X.

Финансовый результат для них будет равен X+0,2X=1,2X, а разница в эффективности инвестиций составит

1,2X/0,74X=1,62 раза.

Выводы:

1. При прямых кредитных инвестициях иностранные предприятия имеют более чем полуторократное (1,62 раза) преимущество перед российскими.

2. Глубокое сомнение вызывает корректность установления минимального порога 150 млн., связанного, скорее всего, с трудностями при администрировании инвестиционных проектов.

3. При сложившемся рынке труда в Тверской области, при продолжающемся снижении качественного состава рабочей силы создаются дополнительные условия для стагнации, в том числе высокотехнологичных российских предприятий.

4. Региональное (и любое другое) законодательство должно создавать условия для защиты и развития собственных производительных сил, а не наоборот.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий