Малый бизнес

 
Зачем и как помогать малому предпринимательству автор: Алексей Андреев
Введение

Автор данной статьи с 2000 года является членом Координационного Совета Администрации Тверской области по поддержке малого предпринимательства (далее – МП). Заседания Совета проходят не менее 4 раз в год, тратят члены Совета на каждое заседание менее 3 часов каждый. Стало быть, на раздумья относительно форм и методов «помощи МП» за прошедшие 9 лет автором истрачено не менее 100 часов рабочего времени. В какой-то момент естественным образом стали всплывать вопросы: «Кому конкретно стало лучше от оказанной помощи?», «Нельзя ли было те же средства использовать для помощи большему количеству предприятий?», «Чего мы хотим достичь, «помогая» малым предприятиям?», «Действительно ли нужно помогать, может быть, для начала попробовать перестать мешать?». Оказалось, что на эти простые вопросы совсем не просто найти однозначный и понятный всем ответ.
 
Беда состоит в том, что за все прошедшие годы так и не был поставлен вопрос об эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на «помощь малым предприятиям». И даже не сформулирована ЦЕЛЬ поддержки МП
 

Текущее состояние «помощи МП»

Помощью малому предпринимательству принято называть деятельность по подготовке, обсуждению, утверждению и реализации списка мероприятий, каждое из которых имеет порядковый номер, название, сроки проведения, ответственного за реализацию и стоимость. В начале отчётного года этот список рождается в недрах отдела малого предпринимательства департамента экономики, подвергается обсуждению на Координационном Совете, облачается в форму Программы поддержки на такой-то год, которая затем утверждается Законодательным собранием Тверской области. С этого момента открывается финансирование из бюджета Тверской области входящих в список мероприятий. В начале следующего календарного года на Совете заслушивается отчёт о проделанной за год работе, и процесс повторяется. Казалось бы, всё правильно. Выделенные на «поддержку МП» деньги регулярно «осваиваются» – полностью или частично, это уж как повезёт.

Однако бывают и трудности.

Например, в процессе обсуждения плана мероприятий на Координационном Совете ежегодно звучат самые разнообразные предложения типа «а не издать ли информационную брошюру для малого предпринимателя», «а не организовать ли выставку товаров и услуг МП», «а не прекратить ли налоговые проверки на малых предприятиях на 1 год», «а не открыть ли в каждом муниципальном образовании по бизнес-инкубатору»… Все соглашаются с тем, что обосновать целесообразность включения того или иного мероприятия в Программу поддержки МП «трудно». В результате в Программу попадают проекты и мероприятия, авторы которых проявили наибольшую настойчивость.

Беда состоит в том, что за все эти годы так и не был поставлен вопрос об эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на «помощь МП». И даже не сформулирована ЦЕЛЬ поддержки МП.

Государство выделяет из бюджета средства на поддержку МП, чтобы через год собрать больше налогов? Или для обеспечения ускоренного внедрения инноваций в экономику области? Или для повышения уровня жизни населения? Или для снижения социальной напряжённости? Понятно, что для достижения каждой из перечисленных целей нужна своя программа мероприятий.

Утверждаю, что корректно решить задачу наиболее эффективного использования бюджетных средств, выделяемых на «помощь МП» в условиях отсутствия утверждённого показателя эффективности, не «трудно», а принципиально невозможно.

Как должно быть

Люди, имеющие отношение к программно-целевому планированию, понимают, что перед началом реализации любого проекта, в том числе Программы помощи МП, необходимо чётко сформулировать цель, которую предполагается достичь в результате осуществления запланированных мероприятий. Должен быть выбран количественный показатель, характеризующий степень приближения к цели. При этом можно формулировать и решать как минимум 2 различные задачи:

      Задача 1. Достичь максимально возможного значения показателя при заданных ограничениях (при заданном бюджете, например).

      Задача 2. Достичь нужного (заданного) значения показателя при минимально возможных расходах (при минимальном бюджете).

При этом «Показатель» должен удовлетворять следующим требованиям.

– Изменение значения данного параметра должно быть востребовано обществом (полезно обществу). Например, не следует использовать в качестве показателя эффективности помощи МП такой параметр, как «Количество заседаний Координационного совета за год».

– Должен быть количественным.

– Легко вычисляемым.

– Проверяемым заинтересованной частью общества.

Из вышеперечисленных требований следует, например, что при выборе показателя необходимо предложить и утвердить методику расчёта его значений.

Это теория.

На практике при формировании Программы поддержки МП в Тверской области считаю целесообразным поступать следующим образом:

1. В качестве показателя эффективности «помощи МП» выбрать «Количество высокооплачиваемых рабочих мест на малых предприятиях Тверской области». Этот показатель особенно актуален в условиях экономического кризиса. Общество в целом и администрация области в частности однозначно заинтересованы в увеличении значения данного показателя.

2. Определить понятие «высокооплачиваемое рабочее место» для МП Тверской области, например, на уровне 12000 рублей в месяц официально начисляемого дохода. В дальнейшем этот уровень необходимо ежегодно пересматривать и утверждать.

3. Рассчитать текущее значение показателя. Сведения, имеющиеся в органах Госстатистики, конечно, не годятся для данной процедуры. Поэтому можно использовать, например, процедуру добровольной регистрации субъектов МП на сайте департамента экономики (или передать решение этой задачки на аутсорсинг по конкурсу).

4. Организовать и провести конкурс проектов по созданию дополнительных высокооплачиваемых рабочих мест на малых предприятиях Тверской области. В этом конкурсе должны иметь право участвовать не только сотрудники отдела малого предпринимательства департамента экономики, члены Координационного Совета по поддержке МП, но и все желающие, например, сами малые предприятия (можно ведь допустить мысль, что руководители малых предприятий тоже заинтересованы в увеличении зарплаты своим сотрудникам и в расширении своего бизнеса?). А если допускать до конкурса только зарегистрировавшиеся (и предоставившие о себе некоторую информацию) предприятия, то одновременно будет недорого решаться и задача получения необходимой департаменту экономики информации о состоянии МП в области.

5. Отранжировать все выдвинутые на конкурс проекты в порядке убывания заявленной стоимости создания одного дополнительного высокооплачиваемого рабочего места. Если первое в списке предприятие сможет освоить весь имеющийся «бюджет помощи МП», то задача распределения бюджета между объектами помощи решена. Причём найдено ОПТИМАЛЬНОЕ решение! Если деньги после оплаты запросов победителя остались, то они выделяются второму проекту, третьему и т.д.

Пути перехода из состояния «как есть» в состояние «как должно быть»

Они могут и должны быть обсуждены и утверждены после утверждения показателя эффективности «помощи МП». Но в качестве первого шага рискну предложить изменить состав Координационного совета. Представители малых предприятий сейчас составляют не более 1/3 от общего числа членов, а чиновники разного ранга – остальные 2/3. Думаю, должно быть наоборот.

Побочные эффекты предлагаемого подхода

Отрицательные.

– Придётся тратить время и деньги на мониторинг реального состояния МП в области. А выявленная при этом картина может отличаться от сегодняшних радужных отчётов.

– Труднее станет финансировать проекты, которые не дают сиюминутного эффекта в терминах утверждённого показателя, но «очевидно необходимы» для области.

– Деньги из бюджета помощи малому предпринимательству Тверской области перестанут уходить в крупные московские компании, что может привести к «снижению уровня качества помощи малому предпринимательству».

Положительные.

– Отпадёт необходимость в проведении огромного количества мероприятий, в подготовке такого же количества отчётов, которыми с утра до вечера заняты чиновники, «помогая малому предпринимательству». Эту работу можно будет переложить на самих малых предпринимателей.

– Все участвующие в процессе помощи МП будут одинаково понимать цель этой деятельности. Цель – максимально увеличить значение показателя при заданных бюджетных ограничениях.

– Появится возможность объективной оценки каждого из реализованных проектов (мероприятий) с точки зрения вклада в увеличение значения выбранного показателя эффективности. Эффективность работы физических лиц, участвующих в процессе, также можно будет оценивать количественно.

– В каждый момент времени руководство области будет иметь реальную картину состояния МП в однозначно понимаемых терминах (в виде текущего значения показателя).

– Можно будет осознанно управлять состоянием малого предпринимательства в Тверской области, в том числе вести целенаправленную деятельность по внесению изменений в структуру малого предпринимательства области. Если, например, будет поставлена задача поднять долю малых предприятий, занятых в «инновационной экономике», то достаточно будет просто уточнить требования к проектам, допускаемым до конкурса.

Заключение

Всё вышесказанное можно применять не только при решении задачи повышения эффективности помощи малому предпринимательству, и не только в Тверской области.

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий