Налоговый инспектор

 
Налоговое администрирование
в условиях финансового кризиса
автор: Владимир Полежаев
Кризис – это одна из фаз экономического цикла наряду с депрессией, оживлением и подъемом. Экономический кризис обнаруживает не только предел, но и импульс в развитии экономики, выполняя стимулирующую («очистительную») функцию. Во время кризиса возникают побудительные мотивы к сокращению издержек производства и увеличению прибыли, усиливается конкуренция. Без кризиса нет подъема! Это закон рыночной экономики и не только… В этом жизнь: на смену черной полосе обязательно придет светлая!
Сегодня важно не растеряться, не паниковать и не допустить психологической раскрутки маховика экономического кризиса
 
В 1998 году речь шла о невозможности государства расплатиться по своим обязательствам (ГКО). Сейчас же ситуация обратная: деньги есть как раз у государства, а у частного сектора их нет
 

Глобальный финансовый кризис и его последствия стали самой горячей темой последних месяцев. Несмотря на принятие Правительством РФ экстренных мер по снижению тяжести его последствий, кризис «тлеет» на углях проблем с ликвидностью в банковской системе, корпоративных внешних долгов и падении фондового рынка. Нынешний кризис уже сравнивают с «великой депрессией» 30–х годов прошлого столетия, проводят параллели с финансовым кризисом 1998 года. Важно не растеряться, не паниковать и не допустить психологической раскрутки маховика экономического кризиса. А для этого надо понять природу этого кризиса. Полагаю, что природа кризисов 1998 года и 2008 года совершенно разная. В 1998 году речь шла о невозможности государства расплатиться по своим обязательствам (ГКО). Сейчас же ситуация обратная: деньги есть как раз у государства, а у частного сектора их нет.

Тем не менее, в сложившихся условиях последствия кризиса могут быть одинаковыми: взаимные неплатежи, «зависшие» платежи в банках, в том числе налоговые, стагнация экономики, рост теневого бизнеса, «реструктуризация» банковского сектора.

Если в 1998 году государство само спровоцировало кризис и морально было ответственным за него, то в 2008 году на кризис повлияли внешние факторы: снижение цен на нефть, мировой кризис ипотеки, кризис фондовых рынков из-за искусственно надутой стоимости активов («дутая капитализация», экономика отдельных стран превратилась в одно большое казино).

Впрочем, очевидно, что нельзя отрицать и внутреннюю, сугубо российскую «пружину» финансово-экономического кризиса. В стране сложился рынок дорогих кредитов. Бюджетные расходы были лишь в «социалку», без достаточных вложений в реальную экономику. Бизнес пошел за дешевыми кредитами в иностранные банки. Получив эти дешевые кредиты, направили их на закупку товаров, обслуживающих «потребительский бум». Но это были «короткие» кредиты. Финансовый кризис на специализированном рынке потребовал возврата этих кредитов, в качестве обеспечения по которым были пакеты акций, как наиболее ликвидные активы. И вот акции стали катастрофически дешеветь (на 70–80% с начала года).

Кредиторы потребовали либо денег, либо увеличения размера залогового обеспечения. Таким образом, потребовались огромные деньги для возврата заимствований. Из-за нестабильности на финансовых рынках и из-за боязни невозврата кредитов банки вновь увеличили стоимость кредитов либо вовсе прекратили кредитование. Круг замкнулся, наступил финансовый голод. В этих условиях естественным образом финансовый кризис соскользнул в реальный сектор экономики. «Бьют в колокола» и взывают о помощи машиностроители, лесопереработчики, строители, хлебопеки и т.д., то есть те, кто занят в основных отраслях тверской экономики и несут живительный нектар в виде налогов в государственную казну.

Не зная всей глубины кризиса, тем не менее, можно со всей очевидностью прогнозировать риск снижения налогооблагаемой базы.

Как главный налоговик области, понимая новые экономические реалии, ставлю цель нивелировать эти риски за счет повышения эффективности налогового администрирования.

Итак, 1-я зона рисков – банки!

Мы должны понимать, кто из банков будет «болеть», кто, возможно, «умирать», а кто будет «ловить рыбку в мутной воде» кризиса, проводя «необоснованные» налоговые платежи за №% товарной массы от налоговой задолженности. Чтобы не стать статистами в этом процессе, мы создали в Управлении Ситуационный центр, который осуществляет в настоящее время ежедневный мониторинг поступления налогов в бюджет, анализирует факты задержки банками налоговых платежей, разрабатывает тексты превентивных писем в адрес налогоплательщиков и банков, дает рекомендации нижестоящим налоговым органам по сбору доказательной базы для возможных будущих судебных процессов по «зависшим» платежам, используя наработанный опыт 1998 года.

Действовать будем осторожно, так как одно наше неуклюжее движение приведет к «эффекту домино». Эту ответственность мы понимаем!

В настоящее время активизируем работу по проверке исполнительской дисциплины банков. Каждый случай задержки налоговых платежей не останется без нашего внимания.

Полагаю также, что в условиях кризиса логично было бы перейти на уплату налоговых платежей в бюджет через систему уполномоченных банков. Впрочем, принятие этой меры зависит не от налоговой службы, а от законодателей.

2-я зона рисков – непосредственное администрирование налогов.

Некоторые меры по нивелированию этих рисков уже реализованы. Я имею в виду НДС-рассрочку. Очень эффективная и своевременная мера с точки зрения решения проблемы ликвидности, связанной с разовой уплатой квартального НДС. Теперь уплату НДС можно «растянуть» на целые 3 месяца.

Здесь надо осознавать риск образования бюджетной «дыры» в январе 2008 года, когда наступит срок возврата из бюджета НДС по декларациям 3-го квартала 2008 года, предъявленных налогоплательщиком к «возмещению», и возвраты эти необходимо будет произвести единовременно, а не в размере 1/3 части поступающего рассроченного НДС.

Следует отметить, что с 2009 года налогооблагаемая база по НДФЛ будет снижаться ввиду прогнозируемого сокращения численности работающих и в связи с увеличенными размерами стандартных и социальных налоговых вычетов.

Мы прогнозируем также, что предприятия будут апеллировать к тому, что налоги сформированы по итогам «благополучного» 3-го квартала. И «под сурдинку», ссылаясь на кризис, не будут платить налог на прибыль. По сути, станут кредитоваться из бюджета.

Допуская возможность развития ситуации таким образом, мы, безусловно, начнем анализировать рост расходов у налогоплательщиков с целью пресечения роста виртуальных расходов за счет выстраивания «схем оптимизации налогообложения» через фирмы-однодневки. В случае, если появятся основания предполагать наличие налоговых рисков, будем разбираться на наших комиссиях по рассмотрению налоговых рисков, а по крупным бюджетообразующим налогоплательщикам – в Ситуационном центре в Управлении.

Исходя из решений комиссий по рассмотрению налоговых рисков, будет корректироваться план выездных налоговых проверок.

Полагаю, что прежним будет подход и в легализации заработной платы, у налогоплательщиков останется право: рисковать, выплачивая зарплату в конвертах, или выйти в зону налоговой стабильности.

Р.S. Так получается, что в последние два месяца я стал чаще встречаться с крупными налогоплательщиками региона. И на каждой встрече слушаю «плач Ярославны» от бизнеса: не можем взять кредит, потребители отказываются от заказов, замораживаются инвестиционные проекты, сворачивается рынок недвижимости и т.д. Что делать?  Частично ответы стали появляться в виде принимаемых Правительством мер по поддержке финансовой системы России. Энергичные меры принимаются и на уровне региональной власти.

Что необходимо предпринять ещё, чтобы помочь реальному  сектору экономики Тверской области выйти без потерь из мирового финансового кризиса. Позволю себе прописать «стабилизационный рецепт»:            

1. При принятии бюджета Тверской области на 2009 год увеличить возможности залоговогофонда для реализации инвестиционных проектов предприятиям Тверской области. Совместные гарантии бизнеса и власти позволят поднять доверие банков при финансировании масштабных инвестиционных проектов. Реализация этих проектов станет «точкой роста» для смежников, предприятий Тверской области.

2. Предусмотреть в бюджете 2009 года средствана развитие областной системы страхования бизнес-проектов. Уверен, что данная мера, несмотря на некоторую затратность, принесет свои плоды в виде оживления инвестиционного процесса даже в условиях кризиса.

3. Следует шире развивать областную ипотеку для стабилизации рынка в строительстве, увеличить закупку жилья для бюджетных нужд. Таким образом предполагается сохранить от деградации строительный комплекс и не дать зачахнуть отрасли производства строительных материалов.

4. Решение проблемы профильной подготовки кадров для предприятий-локомотивов Тверской области: сокращение приёма в образовательные учреждения юристов-экономистов, увеличение приема по техническим специальностям.

 Безусловно, что данные меры должны являться лишь частью плана по     стабилизации тверской экономики. Оппоненты могут возразить: ведь на все эти меры потребуются бюджетные деньги. Как финансист могу ответить: бюджетная ситуация с наполняемостьюбюджетов в настоящее время позволяет решать такие инфраструктурные  задачи!

 
КОММЕНТАРИИ К ЗАПИСИ:
Нет комментариев

Оставить свой комментарий